г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А21-4980/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21604/2020) акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.07.2020 по делу N А21-4980/2020, принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (236040, г. Калининград, ул. Театральная, 34, ОГРН 1023900764832, далее - Общество, АО "Янтарьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и изменении в части назначенного наказания постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, 4, ОГРН 1023901001552) от 12.05.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-320/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 22.07.2020 Арбитражный суд Калининградской области в удовлетворении заявления АО "Янтарьэнерго" отказал.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 22.07.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в данном случае имеются основания для снижения размера административного штрафа до 300 000 рублей.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба Киселевой Н.Г. (вх.N 1879 от 27.03.2020) на действия (бездействие) Общества, выразившихся в нарушении срока направления Заявителю проекта договора на технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) объекта недвижимости, здания модуля с кадастровым номером 39:13:010323:242. 07.04.2020 Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по данному заявлению (определение от 07.04.2020 N 039/04/9.21-320/2020).
В ходе расследования было установлено, что 15.11.2019 Киселева Н.Г. обратилась в Общество с заявлением об осуществлении технологического присоединения. Не получив ответа, Киселева Н.Г. 27.12.2019 повторно обратилась в Общество с заявлением о рассмотрении ее заявки в кратчайшие сроки.
20.03.2020 в адрес Киселевой Н.Г. поступило письмо Общества от 31.12.2019 в котором указано, что в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N 39:13:010323:616 расположен на территории являющейся объектом технологического присоединения в рамках действующего в настоящий момент договора, заключение нового договора на основании поданной заявки, противоречит законодательству. С целью технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 39:13:010323:616, необходимо обратиться к директору ООО "Региональный автотранспортный центр" Ливашову В.В., являющемся в настоящий момент заявителем по договору технологического присоединения к электрическим сетям N 3741/06/19 от 27.06.2019.
01.04.2020 Калининградским УФАС России был сделан запрос (исх. N 2031/06) в Общество о представлении письменных пояснений по фактам, изложенным в обращении, а так же копий обращений Киселевой Н.Г. и ответов на них.
07.04.2020 в ответ на запрос Калининградского УФАС России поступили запрошенные письмом от 01.04.2020 письменные пояснения АО "Янтарьэнерго" (исх. N ЯЭ/5/1564), которыми Общество сообщало, в числе прочего, что на основании заявки Киселевой Н.Г. N 5653/19 от 15.11.2019 г., АО "Янтарьэнерго" разработаны технические условия N В-7755/19 и подготовлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 7755/11/19. Киселева Н.Г. надлежащим образом уведомлен о готовности к выдаче проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
16.04.2020 в ответ на определение Калининградского УФАС России от 07.04.2020 N 039/04/9.21-320/2020 поступили запрошенные письменные пояснения АО "Янтарьэнерго" (исх. N Общества - ЯЭ/5/1778), которыми Общество сообщало, в числе прочего, что на основании заявки Киселевой Н.Г. N 5653/19 от 15.11.2019 г., АО "Янтарьэнерго" разработаны технические условия N В-755/19 и подготовлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 7755/11/19. Проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с техническими условиями получены Киселевой Н.Г. для рассмотрения 14.04.2020 года.
По итогам административного расследования установлено, что проект договора на осуществление технологического присоединения, а также технические условия, как неотъемлемое приложение к договору. Киселевой Н.Г. в установленный пункте 15 Правил N 861 срок направлены не были.
28.04.2020 Управлением в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 039/04/9.21-320/2020.
По результатам рассмотрения административного дела Общество 12.05.2020 было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ согласно постановлению N 039/04/9.21-320/2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для снижения размера штрафа, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 15 Правил N 861 установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 3 рабочих дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
По смыслу приведенных положений срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Проект договора на технологическое присоединение, а также технические условия, как неотъемлемое приложение к договору в установленный пунктом 15 Правил N 861 Киселевой Н.Г. в срок Обществом направлены не были, что свидетельствует о нарушении субъектом естественной монополии порядка технологического присоединения к электрическим сетям и наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество также подтверждает факт получения заявки на присоединение 15.11.2019 и выдачу Киселевой Н.Г. проекта договора 14.04.2020, то есть с нарушением 15-дневного срока.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 861.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Апелляционный суд не находит оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения как малозначительного.
Доводы подателя жалобы о несоответствии назначенного наказания характеру совершенного правонарушения, чрезмерный размер административного штрафа и наличие оснований для его снижения до 300 000 рублей, подлежат отклонению.
В рассматриваемой ситуации Управлением назначен штраф в размере 800 000 руб. с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.3 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В данном конкретном случае размер штрафа назначен антимонопольным органом с учетом характера правонарушения, при установленном и документально подтвержденном факте неоднократного виновного бездействия Общества, в пределах установленной санкции.
Из материалов настоящего дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с этим оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, у суда не имеется.
Назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.07.2020 по делу N А21-4980/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4980/2020
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Калининградской области