г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А56-12570/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселова В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Яшина А.Л., по доверенности от 11.11.2019;
от ответчика (должника): Фукс Г.В., по доверенности от 10.09.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19546/2020) индивидуального предпринимателя Орловой Е.Н. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2020 по делу N А56-12570/2020, принятое
по заявлению Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
к индивидуальному предпринимателю Орловой Е.Н.
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Орловой Елене Николаевне (далее - Предприниматель) о взыскании в доход областного бюджета суммы субсидии 1 485 000 рублей.
Решением от 02.06.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области взыскал с индивидуального предпринимателя Орловой Елены Николаевны в доход областного бюджета Ленинградской области сумму субсидии 1 485 000 рублей.
Не согласившись с решением суда от 02.06.2020, ИП Орлова Е.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила обжалуемый судебный акт отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что проверка осуществлялась без участия Предпринимателя, который не был извещен надлежащим образом о проведении проверки.
16.09.2020 в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство ИП Орловой Е.Н. об отложении рассмотрения дела на другую дату в связи с болезнью.
Представитель Комитета не возражал против удовлетворения ходатайства.
Определением от 16.09.2020 (протокольным) рассмотрение жалобы отложено на 07.10.2020.
В судебном заседании 07.10.2020 представителем предпринимателя заявлено ходатайство о рассмотрении дела по правилам первой инстанции в связи с отсутствием надлежащего извещения ИП Орловой Е.Н. при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Представитель Управления возражал против удовлетворения заявленного ходатайства о переходе к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Таким образом, суд апелляционной инстанции вправе перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции только при наличии оснований указанных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы заявителя жалобы, приведенные в обоснование соответствующего ходатайства, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель Предпринимателя просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, крестьянское (фермерское) хозяйство Орловой Е.Н. является сельскохозяйственным товаропроизводителем, удовлетворяющим требованиям Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", было включено в Перечень организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - сельскохозяйственных товаропроизводителей, курируемых комитетом, и имело право на получение в 2016 году субсидии при соблюдении условий, установленных Порядком предоставления субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 N 15 (далее - Порядок предоставления субсидий).
Решением конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения субсидии (гранта) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера (протокол заседания конкурсной комиссии от 27.09.2016 N 6) К(Ф)Х Орловой Е.Н. было отобрано для предоставления в 2016 году субсидии (гранта) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера. Решением конкурсной комиссии К(Ф)Х Орловой Е.Н. утвержден размер субсидии (гранта) в сумме 1 485 000 рублей.
Между Комитетом и К(Ф)Х Орловой Е.Н. было заключено соглашение о предоставлении субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области от 19.10.2016 N 425 (далее - Соглашение N 425), согласно условиям которого хозяйство должно выполнить все условия, предусмотренные Соглашением, в том числе и требования Порядка предоставления субсидий, а также организовать учет и представление отчетности об использовании субсидий.
По условиям соглашения N 425, в соответствии с планом расходов, Глава К(Ф)Х Орлова Е.Н. обязана:
- осуществить приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений в период с октября 2016 года по июнь 2017 года, стоимостью 1 116 500 руб. 00 коп., в том числе: 1 015 000 рублей средства гранта и 101 500 рублей собственные средства в рамках софинансирования;
- приобрести сельскохозяйственных животных в период октябрь-декабрь 2016 года стоимостью 275 000 рублей, в том числе: 250 000 рублей средства гранта и 25 000 рублей собственные средства в рамках софинансирования;
- приобрести сельскохозяйственную технику, инвентарь, грузовой автомобильный транспорт, оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции в период октябрь-ноябрь 2016 года стоимостью 258 500 рублей, в том числе: 235 000 рублей средства гранта и 23 500 рублей собственные средства в рамках софинансирования.
27.10.2016 на расчетный счет главы К(Ф)Х Орловой Е.Н. Комитетом были перечислены средства государственной поддержки в сумме 1 485 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 27.10.2016 N 734220.
Приложением к соглашению N 425 установлен целевой показатель результативности использования субсидии К(Ф)Х Орловой Е.Н. - 100 % освоение начинающим фермером средств в соответствии с заявленным планом расходов в 2016-2017 гг. (в течение 18 месяцев с момента получения гранта), в том числе: 80% в 2016 году, 20 % в 2017 году.
Средства субсидии (гранта) были направлены комитетом К(Ф)Х Орловой Е.Н. 27.10.2016.
Срок израсходования средств субсидии (гранта) К(Ф)Х Орловой Е.Н. на цели, указанные в плане расходов, не позднее 26.04.2018.
В целях осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления средств областного бюджета Ленинградской области Комитетом было издано распоряжение от 26.08.2019 N 126 о проведении проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных средств, предоставленных в 2016 году главе крестьянского (фермерского) хозяйства Орловой Е.Н.
В ходе проведения проверки рабочей группой в отсутствие главы К(Ф)Х Орловой Е.Н. осуществлен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым N 47:18:0227001:697 (категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 101 707 кв.м) по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, дер. Самойлово. Составлен протокол N 1 осмотра территории от 29.08.2019 (далее - протокол N 1).
К протоколу N 1 приложены материалы фотосъемки.
Выявлены следующие нарушения:
Согласно протоколу N 1 сельскохозяйственная деятельность на осматриваемом земельном участке не осуществляется, что подтверждено материалами фотосъемки. Территория земельного участка не огорожена. На земельном участке скашиваются многолетние травы. Какие-либо строения, помещения, здания отсутствуют. Строительные материалы на земельном участке также отсутствуют. Сельскохозяйственная техника отсутствует. Сельскохозяйственные животные (в том числе кролики) отсутствуют.
В ходе проведения проверки рабочей группой в отсутствие главы К(Ф)Х Орловой Е.Н. (уведомлена надлежащим образом) осуществлен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым N 47:18:0227001:75 (категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общая площадь 76 160 кв.м) по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, Самойловское сельское поселение, в районе дер. Чудцы. Составлен протокол N 2 осмотра территории от 29.08.2019 (далее -протокол N 2). К протоколу N 2 приложены материалы фотосъемки и выявлены следующие нарушения:
Согласно протоколу N 2 сельскохозяйственная деятельность на осматриваемом земельном участке не осуществляется, что подтверждено материалами фотосъемки. Территория земельного участка не огорожена. На земельном участке имеются многолетние травы посева прошлых лет. Какие-либо строения, помещения, здания отсутствуют. Строительные материалы на земельном участке также отсутствуют. Сельскохозяйственная техника отсутствует. Сельскохозяйственные животные (в том числе кролики) отсутствуют.
В соответствии с п.п. 10 п. 4 приложения 21 к Порядку предоставления субсидий глава К(Ф)Х Орлова Е.Н. обязалась использовать субсидию (грант) и единовременную помощь по целевому назначению в соответствии с планом расходов в течение 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства.
В соответствии с п.п. 13 п. 4 приложения 21 (Субсидия на поддержку начинающих фермеров (предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство) к Порядку предоставления субсидий заявитель обязуется осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения гранта.
Фактически сельскохозяйственная деятельность главой К(Ф)Х Орловой Е.Н. не осуществляется. Бюджетные средства главой К(Ф)Х Орловой Е.Н. израсходованы не по целевому назначению.
В соответствии с условиями подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение N 2 к приказу Минсельхоза России от
22.03.2012 N 197), а также пунктом 3 заявления главы К(Ф)Х Орловой Е.Н. на участие в отборе начинающих фермеров глава К(Ф)Х Орлова Е.Н. обязалась:
- оплачивать не менее 10% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане расходов;
- использовать грант и (или) единовременную помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на свой счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства;
- осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта;
- создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей фанта;
- представлять отчетность и необходимые материалы в запрашиваемые сроки.
Поскольку обязательства, данные главой К(Ф)Х Орловой Е.Н. при прохождении конкурсного отбора и получении субсидии, не выполнены, 28.10.2019 и 03.12.2019 Комитет направил в адрес Предпринимателя требования о возврате суммы субсидии.
Оставление указанных требований Предпринимателем без удовлетворения явилось основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований Комитета, как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг должны определять в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 7 Приложения 21 к Порядку, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 N 15 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области" (в редакции от 15.07.2016 N 8 с изменениями), субсидия должна быть израсходована на цели указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня вступления на счет получателя субсидии.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных средств, предоставленных в 2016 году главе крестьянского (фермерского) хозяйства Орловой Е.Н. Комитетом установлено, что обязательства, данные главой К(Ф)Х Орловой Е.Н. при прохождении конкурсного отбора и получении субсидии, не выполнены.
Отсутствие ведения сельскохозяйственной деятельности К (Ф)Х Орловой Е.Н. подтверждено Администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (письмо от 22.01.2019 N 167/2019).
К (Ф)Х Орловой Е.Н. представлены отчеты за 2016 год, 2017 год, 2018 год. Согласно которым на 01.01.2019 Предприниматель израсходовала бюджетные средства в сумме 1 375 000 рублей и собственные средства начинающего фермера в сумме 165 000 рублей.
В соответствии с пунктом 9 Приложения 21 к Порядку, утвержденному постановлением N 15, приложением к Соглашению N 425 показателем результативности использования субсидий является 100- процентное освоение начинающим фермером средств в соответствии с заявленным планом расходов и выполнение производственной программы КФХ.
План расходов К (Ф) Х Орловой Е.Н. на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, также производственная программа Предпринимателем не выполнены.
Предпринимателем доказательств, подтверждающих факт целевого использования денежных средств, в материалы дела не представлено, а равно достижения целей предоставления субсидии, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что изъятие бюджетных средств в рассматриваемой ситуации соответствует требованиям соразмерности ответственности за нарушение срока обязательства.
В данном случае Предпринимателем не представлено доказательств наличия объективных причин препятствующих соблюдению срока использования средств субсидии.
В соответствии с пунктом 4.9 постановления N 15, утвержденного постановлением N 15, пп. 3.1, 3.2 Соглашения о предоставлении субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области от 09.10.2016 N 425, в случае установления по итогам проверок, проведенных Комитетом фактов нарушения условий предоставления субсидий и нецелевого использования средств субсидии, возврат средств производится в добровольном порядке.
С учетом изложенного Комитет правомерно пришел к выводу, что Предпринимателем нарушен пункт 9 Приложения 21 к Порядку, утвержденному постановлением N 15.
Заключая соглашение, Предприниматель, не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и целевое назначение выделяемых денежных средств и обязан был исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Довод заявителя жалобы о не уведомлении Предпринимателя о предстоящей проверке и проведении проверки Комитетом без участия ИП Орловой Е.Н., апелляционным судом не принимается. Также не могут быть приняты во внимание доводы о частичном освоении денежных средств, поскольку в нарушение ст. 65 АПК РФ, данные возражения не чем не подтверждены, и опровергают результатов проверки.
В соответствии с порядком предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 N 15 (далее - Порядок предоставления субсидий), субсидии предоставляются получателям субсидий, включенным в перечень организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с приказом комитета от 21 июля 2010 года N 47 (далее - приказ от 21.07.2010 N 47), если иное не предусмотрено приложениями к Порядку.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о перечне организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - сельскохозяйственных товаропроизводителей, курируемых комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, утвержденного приказом от 21.07.2010 N 47, в Перечень включаются, в том числе, такие сведение о хозяйствующем субъекте, как номер телефона, факса, адрес электронной почты (при наличии).
Как пояснил Комитет в отзыве на жалобу, в заявке от 08.09.2016 на участие в отборе начинающих фермеров, бизнес-плане главой К(Ф)Х Орловой Е.Н. были указаны другие контакты для оперативной связи, а именно номер мобильного телефона и адрес электронной почты ( e.karaseni@yandex.ru). Впоследствии контактный номер мобильного телефона и адрес электронной почты (e-mail) были указаны в числе прочих реквизитов Получателя субсидий - главы К(Ф)Х Орловой Е.Н. в Соглашении N 425 от 19.10.2016 о предоставлении субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области.
В целях осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления средств областного бюджета Ленинградской области комитетом было принято распоряжение от 26.08.2019 N 126 о проведении проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных средств, предоставленных в 2016 году главе крестьянского (фермерского) хозяйства Орловой Е.Н. Копия названного распоряжения, а также копия программы проверки были направлены главе крестьянского (фермерского) хозяйства Орловой Е.Н. почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также на контактный адрес электронной почты - e.karaseni@yandex.ru.
Таким образом глава К(Ф)Х Орлова Е.Н. была надлежащим образом уведомлена Комитетом о предстоящей проверке, но не воспользовалась своим правом присутствовать при проведении проверки, представителя не направила.
Акт внеплановой выездной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных средств, предоставленных К(Ф)Х Орловой Е.Н. (Бокситогорский муниципальный район) в 2016 году в виде субсидии на поддержку начинающих фермеров (предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство от 12.09.2019 был направлен главе К(Ф)Х Орловой Е.Н. почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также на контактный адрес электронной почты - e.karaseni@yandex.ru.
Копия Акта, направленная главе К(Ф)Х Орловой Е.Н. почтовым отправлением с уведомлением о вручении, вернулась в Комитет с отметкой "Возврат отправителю из-за истечения срока хранения". Копия Акта, направленная главе крестьянского (фермерского) хозяйства Орловой Е.Н. посредством электронной почты, доставлена (информацию прилагаю).
Акт главой К(Ф)Х Орловой Е.Н. обжалован не был, возражения (претензии) на акт в комитет не поступали.
При таких обстоятельствах следует признать, что все доказательства, имеющиеся в материалах дела, были исследованы судом первой инстанции в полном объеме, и им была дана полная, правильная и объективная правовая оценка в их совокупности, вынесшего законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержат ссылки на обстоятельства, которые бы подтвердили необоснованность и незаконность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Основания для его отмены по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2020 по делу N А56-12570/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12570/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМУ КОМПЛЕКСУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Орлова Елена Николаевна