г. Томск |
|
5 октября 2020 г. |
Дело N А03-14637/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абросимовой Н.Э. с использованием средств аудиозаписи
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Розница К-1" (N 07АП-720/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.12.2019 по делу N А03-14637/2019 (судья Синцова В.В..) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Розница К-1" (656049, г. Барнаул, ул. Мерзликина, 5, ИНН 2225074005, ОГРН 1052242262478) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (656056, г. Барнаул, ул. М. Горького, 28, ОГРН: 1052202281537, ИНН: 2225068178) о признании незаконным и отмене предписания от 14.08.2019 N05/432.
В судебном заседании принял участие председатель общества с ограниченной ответственностью "Розница К1": Будникова Д.С. по доверенности от 15.09.2020 (на 6 месяцев).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Розница К-1" (далее - заявитель, ООО "Розница К-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 14.08.2019 N 05/432.
Решением от 02.12.2019 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Указывает, что суд необоснованно пришел к выводу об отсутствии информационной надписи "продукт без заменителя молочного жира" на момент внеплановой проверки.
Вывод суда о том, что размещение продавцом указанной информации только на ценнике не позволяет потребителю провести визуальный анализ всех продуктов с заменителем молочного жира либо без такового, без изучения конкретного ценника, что противоречит пункту 33 (1) Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, законодательно не обоснован.
Приказ Минпромторга России N 2098, Роспотребнадзора от 18.06.2019 N 368 "Об утверждении методических рекомендаций о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира" не является нормативным актом и обязательным для исполнения. Кроме того, пункт 3 данного Приказа устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определить способы, позволяющие визуально отделить молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты от иных пищевых продуктов, при размещении (выкладке) указанных продуктов в торговом зале или ином месте продажи, и сопровождающиеся информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Исходя из имеющихся в материалы дела фотоматериалов представлены лишь узко форматное фото продуктов питания без обзорной фотосъемки либо видеосъемки, вследствие чего нельзя сделать однозначный вывод об отсутствии информационной надписи в местах реализации молочных, молочных составных, молокосодержащих продуктов, поскольку данная надпись на момент проверки имелась. Более того суд не дал оценки, что каждый из продуктов без заменителя молочного жира имеет цветоотделение - ценник отличный от иных в черном цвете, что также позволяет визуально отделить указанную продукцию без заменителя молочного жира от иной.
Кроме того, дополнительно на полках были размещены информационные надписи "молочные продукты без заменителя молочного жира", а также "продукты с заменителем молочного жира", что позволяло визуально отделить эти продукты.
В нарушение статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), пунктов 48-51 Административного регламента проверка проведена без ознакомления проверяемого лица с распоряжением о проведении проверки без участия (присутствия) руководителя ООО "Розница К-1".
Управление не уведомило общество за 24 часа до проведения внеплановой проверки.
В адрес заявителя контролирующий орган направил два варианта акта проверки, которые отличаются по тексту, лицами, подписавшими его, количеством страниц.
Общая продолжительность проверки превышает допустимые законодательством 60 часов.
Обществом получено комплексное психолого-лингвистическое заключение, из которого следует, что надпись на ценниках молочной продукции "Продукты без заменителя молочного жира", предусмотренная концепцией по изменению правил выкладки и оформления выкладки молочной продукции, утвержденной приказом ООО "Розница К-1" от 24.06.2019, соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2019 N 50 "О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров".
Определением от 22.01.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение дела назначено на 04.03.2020.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В дополнениях к апелляционной жалобе от 18.02.2020 обществом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств комплексного психолого-лингвистического заключения специалиста N 801(01)20-а и сопроводительного письма, акта проверки от 12.11.2019 N 05/076632, акта проверки от 14.08.2019 N 05/075595.
В дополнениях к апелляционной жалобе от 25.02.2020 обществом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - копии выгрузки с сайта proverki.gov.ru паспортов КНМ о мероприятиях по контролю ООО "Розница К-1".
В дополнениях к апелляционной жалобе от 02.03.2020 обществом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - актов проверки от 26.02.2019 N 182, от 15.03.2019 N 385, от 21.03.2019 N 05/073285, от 18.04.2019 N 624, от 23.04.2019 N 782, от 08.05.2019 N 323, от 24.05.2019 N 447, от 06.06.2019 N 1473, от 06.06.2019 N 1755, от 21.06.2019 N 1459, от 20.06.2019 N 235, от 10.07.2019 N 693, от 31.07.2019 N 2114.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней поддержал.
Управление о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя Управления.
Управлением представлено ходатайство о приостановлении производства по делу и рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Определением суда от 04.03.2020 (полный текст от 12.03.2020) производство по настоящему делу приостановлено до принятия Арбитражным судом Западно-Сибирского округа судебного акта по делу N А27-18595/2019.
Определением суда от 28.09.2020 производство по настоящему делу возобновлено.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней.
В судебное заседание представители Управления, извещенные надлежащем образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В порядке части 1 статьи 266, частей 2 и 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа.
Рассмотрев ходатайства общества о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: комплексного психолого-лингвистического заключения специалиста N 801(01)20-а и сопроводительного письма, акта проверки от 12.11.2019 N 05/076632, акта проверки от 14.08.2019 N 05/075595, копии выгрузки с сайта proverki.gov.ru паспортов КНМ о мероприятиях по контролю ООО "Розница К-1", актов проверки от 26.02.2019 N 182, от 15.03.2019 N 385, от 21.03.2019 N 05/073285, от 18.04.2019 N 624, от 23.04.2019 N 782, от 08.05.2019 N 323, от 24.05.2019 N 447, от 06.06.2019 N 1473, от 06.06.2019 N 1755, от 21.06.2019 N 1459, от 20.06.2019 N 235, от 10.07.2019 N 693, от 31.07.2019 N 2114 апелляционный суд отказал в его удовлетворении, поскольку представленные документы не подтверждают и не опровергают каких-либо существенных обстоятельств, имеющих значение для дела, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу, подателем жалобы не обоснованы уважительность причины невозможности их представления в суд первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней, отзыва на нее, заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Управления от 06.07.2019 N 2470 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Розница К -1".
Установлено, что в магазинах по адресам, указанным в акте проверки, в местах осуществления деятельности общества в продажу выставлена молочная продукция с ценниками без сопровождения информации ""продукты без заменителей молочного жира", выкладка не позволяет визуально отделить указанные продукты от иных молочных пищевых продуктов, из-за отсутствия информации "продукты без заменителей молочного жира, такая надпись имелась только на ценниках. Выделение каждой единицы продукции путем нанесения на ценник информационной надписи "продукты без заменителя молочного жира" действующим законодательством не предусмотрено.
14.09.2019 Управлением в отношении общества вынесено предписание об устранении выявленных нарушений N 05/432.
Административный орган усмотрел в действиях общества нарушение пункта 33 (1) Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 в части размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 N50.
В частности, в торговом зале место размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов не позволяет визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, не сопровождается информационной надписью "продукты без заменителя молочного жира".
Обществу предписано в торговых залах 102 магазинов обеспечить размещение (выкладку) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов, указанную продукцию сопровождать информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из непредставления обществом в материалы дела доказательств размещения в торговых сетях общества товаров способами, направленными на визуальное отделение товаров и надлежащим образом оформленной информационной надписью "продукты без заменителя молочного жира", в связи с чем оспариваемое предписание вынесено обоснованно, является понятным и исполнимым, соответствует действующему законодательству.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом, также уполномоченным контролировать выполнение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013).
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров урегулированы Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), а также разработанными в соответствии с этим Законом Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правилами продажи отдельных видов товаров, Правила).
В силу абзаца 1 преамбулы Закона N 2300-1 данный Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем, в соответствии с абзацем 3 преамбулы названного Закона является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С 01.07.2019 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2019 N 50, в соответствии с которым Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением N 55, дополняются новым пунктом 33 (1), устанавливающим обязанность к размещению в торговом зале или ином месте молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, а также сопровождению их информационной надписью "продукты без заменителя молочного жира".
Указанная норма предусматривает обязанность субъектов предпринимательской деятельности по визуальному выделению мест размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов без заменителей молочного жира, а также нанесению информационной надписи "продукты без заменителя молочного жира" на этих местах.
Пункт 33 (1) Правил призван содействовать потребителям в выборе соответствующих товаров за счет дополнительной визуализации раздельного размещения молочной продукции в зависимости от ее видов и компонентного состава, при котором те виды молочной продукции, которые соответствуют определениям "молочный продукт", "молочный составной продукт" и "молокосодержащий продукт", приведенным в ТР ТС 033/2013, будут сгруппированы таким образом, чтобы их локальное размещение исключало смешивание, прежде всего, с теми видами молочной продукции, которые относятся к "молокосодержащему продукту с заменителем молочного жира", определение и виды которого также указаны в ТР ТС 033/2013.
В силу статей 8, 9, 10 Закона N 2300-1 потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Данная информация доводится до сведения потребителей в наглядной и доступной форме при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре недопустимо.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец также обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Поскольку право потребителя на получение в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о товарах защищено статьей 8 Закона N 2300-1, а корреспондирующая этому праву обязанность продавца по своевременному предоставлению потребителю соответствующей информации о товарах в целях обеспечения возможности их правильного выбора установлена статьей 10 этого же закона, предусмотренная новым пунктом 33 (1) Правил информационная надпись "продукты без заменителя молочного жира" должна соответствовать вышеназванным общим правилам предоставления продавцом обязательной информации о товарах, т.е. обеспечивать правильный выбор товаров и доводиться в наглядной и доступной форме.
В этой связи 18.06.2019 Роспотребнадзором и Минпромторгом России издан совместный приказ "Об утверждении методических рекомендаций о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью "продукты без заменителя молочного жира" (далее - Методические рекомендации).
Согласно пунктам 4, 5, 6 Методических рекомендаций в целях визуального отделения молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов рекомендуется использовать полочные разделители, позволяющие визуально отделить молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты от иных пищевых продуктов. При осуществлении данного способа выкладки рекомендуется размещение на полочных разделителях информационной надписи "продукты без заменителя молочного жира".
В целях визуального отделения молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов рекомендуется специальное оформление товарных ценников (например, цветовая дифференциация), а также включение в ценник информации о том, что продукт не содержит заменителей молочного жира.
В целях визуального отделения молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов рекомендуется организация полочного пространства, предусматривающая специальное оформление товарных полок (например, цветовая дифференциация), а также товарных ценников (например, включение информации о том, что продукт не содержит заменителей молочного жира).
Способы, определенные в разделах II и III Методических рекомендаций, не являются альтернативными по отношению друг к другу и определяют варианты соблюдения двух требований пункта 33(1) Правил. Надлежащим соблюдением пункта 33(1) Правил продажи отдельных видов товаров считается размещение товара одним из способов, указанных как в Разделе II, так и в Разделе III Методических рекомендаций, поскольку указанные разделы определяют способы размещения товара как направленные на визуальное отделение (Раздел II), так и способы размещения информационной надписи "продукты без заменителя молочного жира". Пункт 5 Методических рекомендаций предусматривает выкладку продуктов с дополнительным оформлением ценников.
Следовательно, наличие только на ценниках товаров, реализуемых на момент внеплановой проверки в магазинах торговой сети "Мария-Ра" юридического лица ООО "Розница К-1" данной информационной надписи не является надлежащим соблюдением требований пункта 33(1) Правил, поскольку указанная надпись на ценнике является дополнительной к выкладке (отделению продуктов), определяет вариант выкладки и не заменяет способ нанесения информационной надписи как дополнительное требование к размещению и обособлению рассматриваемой категории продуктов.
Информационная надпись "продукты без заменителя молочного жира" на момент внеплановой проверки в магазинах в местах реализации молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов отсутствовала.
Размещение продавцом указанной выше информации только на ценнике не позволяет потребителю провести визуальный анализ всех продуктов с заменителем молочного жира либо без такового, без изучения конкретного ценника, что противоречит пункту 33(1) Правил продажи отдельных видов товаров.
Доказательство того, что в торговых сетях общества товары были размещены способами, направленными на визуальное отделение товаров и с надлежащим образом оформленной информационной надписью "продукты без заменителя молочного жира" в материалы дела не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что молочная и молокосодержащая продукция с заменителем молочного жира в указанных в акте проверки магазинах "Мария-РА" визуально не отделена от пищевых продуктов без заменителя молочного жира.
Требование пункта 33 (1) Правил продажи отдельных видов товаров направлено на содействие потребителям в выборе соответствующих товаров за счет дополнительной визуализации раздельного размещения молочной продукции в зависимости от ее видов и компонентного состава, при котором те виды молочной продукции, которые соответствуют определениям "молочный продукт", "молочный составной продукт" и "молокосодержащий продукт", приведенным в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (далее - ТР ТС 033/2013), будут сгруппированы таким образом, чтобы их локальное размещение исключало смешивание, прежде всего с теми видами молочной продукции, которые относятся к "молокосодержащему продукту с заменителем молочного жира", определение и виды которого также указаны в ТР ТС 033/2013.
Нарушение требований пункта 33 (1) Правил при реализации продукции, в составе которой присутствуют заменители молочного жира, влечет за собой отсутствие у потребителей возможности правильного выбора продукции, которое, в свою очередь, потенциально может создать угрозу причинения вреда здоровью граждан, поскольку лишает потребителя возможности достоверно определить категорию молочной продукции, вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств, имеющих значение при выборе продукции, о наличии либо отсутствии заменителя молочного жира в такой продукции.
На основании изложенного оспариваемое предписание вынесено обоснованно, является понятным и исполнимым, соответствует действующему законодательству.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, а также вид (виды) государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки; 5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов); 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки; 10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что приказ Управления о проведении внеплановой выездной проверки общества по форме и содержанию соответствует вышеназванным требованиям Федерального закона N 294-ФЗ, вынесен уполномоченным органом при наличии предусмотренных названным Законом оснований.
Довод подателя жалобы в части нарушении административным органом установленных требований к проведению проверки в связи с не уведомлением общества о проведении в отношении него внеплановой выездной проверки отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку абзацем вторым части 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) предусмотрено, что при организации и проведении мероприятий по государственному надзору, в том числе, в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, предварительное уведомление юридических лиц, осуществляющих производство пищевой продукции, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Поскольку в данном случае Управлением проводились мероприятия по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, целью проведения проверки согласно распоряжению являлось обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам), апелляционный суд, исходя из положений абзаца 2 части 2 статьи 13 Закона N 29-ФЗ, считает, что в данном случае уведомление общества о начале проведения внеплановой выездной проверки не требовалось.
Ссылки на комплексное психолого-лингвистическое заключение подлежат отклонению как не влияющие на законность обжалуемого судебного акта, поскольку нахождение в холодильном прилавке на одном стеллаже молочной продукции и иной продукции без раздельного размещения продукции в зависимости от ее видов и компонентного состава, исключающего смешивание продукции, и отсутствие информационной надписи "продукты без заменителя молочного жира", является нарушением пункта 33 (1) Правил.
Апелляционный суд отклоняет доводы общества о том, что Управлением допущено грубое нарушение требований Федерального закона N 294-ФЗ в части превышения предельных сроков проверки, как основанные на неверном толковании норм права.
Так, частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ относит к числу грубых нарушение требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 названного Закона (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Федеральный закон N 294-ФЗ подразделяет проверки на плановые (статья 9) и внеплановые (статья 10), документарные (статья 11) и выездные (статья 12).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановые проверки могут быть документарными и (или) выездными, которые проводятся в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ, при наличии одного из оснований, перечисленных в части 2 статьи 10 названного Закона; внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (части 4 и 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 данного Закона проверок (документарных и выездных) не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ проверок, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней (части 1 и 4 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ).
Вопреки позиции общества, Федеральный закон N 294-ФЗ не ограничивает количество и общий срок проводимых контролирующими органами в отношении одного юридического лица внеплановых проверок и не регламентирует их периодичность (в отличие от плановых), устанавливая лишь предельную продолжительность одной такой проверки; применение в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ, а также указанного в части 4 статьи 13 настоящего Закона шестидесятидневного срока к совокупности проведенных территориальными органами Роспотребнадзора внеплановых проверок структурных подразделений общества неправомерно.
Иное толкование может привести к тому, что уполномоченные органы будут лишены возможности проводить внеплановые проверки в отношении организаций, имеющих подразделения на территории всей Российской Федерации, по обращениям граждан, поступившим после апреля текущего года, поскольку к указанному времени совокупный сроки проверок (плановых и внеплановых) в отношении подразделений на территории всех субъектов Российской Федерации могут быть исчерпаны. Такое положение не будет отвечать целям и задачам Федерального закона N 294-ФЗ и не будет обеспечивать защиту здоровья и жизни граждан.
Из материалов дела следует, что срок проведения данной проверки соблюден.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда не имеется правовых оснований для выводов о грубом нарушении управлением требований Федерального закона N 294-ФЗ (превышении установленного срока проведения проверки) и невозможности использования полученных им в ходе этой проверки доказательств в рамках административного дела.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.12.2019 года по делу N А03-14637/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Розница К-1"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Розница К1" (656049, г. Барнаул, ул. Мерзликина, 5, ИНН 2225074005, ОГРН 1052242262478) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей по платежному поручению от 19.12.2019 N 14164.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14637/2019
Истец: ООО "Розница К-1"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК