г. Чита |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А19-243/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Н.В. Ломако, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2020 года по делу N А19-243/2020 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" (ИНН 3801125046, ОГРН 1133801002521) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области ( ОГРН 1083808000715 ИНН 3808171877) о признании незаконным и отмене предписания N 2338/19 от 03.12.2019
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" (ООО "АЖК"), обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области об устранении нарушений лицензионных требований N 2338/19 от 03.12.2019.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2020 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что предписание Службы об устранении нарушений лицензионных требований N 2338/19 от 03.12.2019 является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В правилах не указано на то, что управляющая организация при обслуживании МКД при произведении математических действий возвращает реальные денежные средства собственникам помещений.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Служба просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 16.09.2020.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Должностными лицами надзорного органа 03.12.2019 на основании распоряжения руководителя службы от 30.10.2019 N 2338 срп в рамках мероприятий лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка ООО "АЖК", в части начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 96, расположенном по адресу: г. Ангарск, 8мкр, за период с 01.05.2019 по 31.10.2019.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 03.12.2019 N 2338/19.
Надзорный орган пришел к выводу о нарушении обществом ч. 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации состоящее в том, что Общество произвело начисление платы коммунальных ресурсов по электроэнергии, горячей и холодной воде, потребленного в целях содержания общего имущества МКД N 96 по нормативам потребления.
На основании результатов проверки в адрес общества 03.12.2019 вынесено предписание N 2338/19.
Предписанием ООО "АЖК" предписано в срок до 17.01.2019 устранить нарушения, обнаруженные в ходе проверки.
В частности обществу предложено: произвести перерасчет платы по МКД N 96 за период с 01.05.2019 по 30.10.2019 за коммунальные ресурсы по горячей и холодной воде, электроэнергии, потребленные при содержании общего имущества в МКД N96, в соответствии с решением, принятым на общем собрании собственников помещений МКД N96 оформленным Протоколом от 30.04.2019 "Об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов по горячей и холодной воде, отведению сточных вод, электроэнергии, потребленных при использовании и содержанию общего имущества в МКД N96", исходя из объема потребления коммунального ресурса, определяемого по показаниям ОДПУ.
С 01.11.2019 предложено производить начисление оплаты по МКД N 96 за коммунальные ресурсы по горячей и холодной воде, электроэнергии, потребленные при содержании общего имущества в МКД N 96, в соответствии с решением, принятым на общем собрании собственников помещений МКД N 96 оформленным Протоколом от 30.04.2019 (т. 1, л. 10).
Общество посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует действующему законодательству, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Статьей 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 9.2).
Из указанного следует, что потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Указанное согласуется с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно Правил N 354, а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Таким образом, потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
При этом, как было указано выше, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (п.46).
Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил 354 Исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме должен определяться исходя из показаний такого прибора учета.
Следовательно, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и принятого на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Как установил надзорный орган и не оспаривается в апелляционной жалобе обществом, МКД N 96 оборудован общедомовыми приборами учета: тепловой энергии и теплоносителя типа Взлет ТСРВ-026N 1201612, общедомовым прибором учета холодной воды РМ-5-Т N 367639 и общедомовым прибором учета по электроэнергии РиМ 489.13 N01120017.
Согласно Протоколу N 2/2019/8-96 от 30.04.2019 (далее - Протокол) собственниками помещений МКД N 96 принято решение об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов: электрическая энергия, холодная вода, горячая вода, водоотведение, потребленных при использовании и содержании общего имущества в МКД N 96, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДПУ).
На основании указанного, надзорный орган обоснованно сделал вывод, что объем коммунального ресурса: по электроэнергии, горячая вода, холодная вода, потребленного при содержании общего имущества МКД N 96 должен определяться с учетом показаний: ОДПУ электроэнергии, ОДПУ тепловой энергии, теплоносителя, ОДПУ холодного водоснабжения.
Как установил надзорный орган и не оспаривается в апелляционной жалобе, управляющая организация за период с 01.05.2019 по 31.10.2019 при наличии ОДПУ в МКД и принятого собственниками помещений МКД N 96 решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов по электроэнергии, горячей и холодной воде, потребленных при использовании и содержании общего имущества в МКД N 96, исходя из объема потребления коммунального ресурса, определяемого по показаниям ОДПУ, в нарушение части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, производило начисление платы за коммунальные ресурсы по электроэнергии, горячей и холодной воде, потребленные в целях содержания общего имущества МКД N 96, по нормативу потребления без учета данных ОДПУ.
Оценив указанное, суд апелляционной инстанции находит правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество не в полной мере понимает как производить перерасчет, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанное нормативно регулируется, о чем указано как в акте проверки, так и в оспариваемом предписании.
Доводы апелляционной жалобы о том, что "в правилах не указано на то, что управляющая организация при обслуживании МКД при произведении математических действий возвращает реальные денежные средства собственникам помещений", суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку требование о перерасчете обосновано тем, что ранее произведённые обществом расчеты сделаны с нарушением установленного порядка, в связи с чем излишне начисленные суммы подлежат возврату потребителю или зачету по его долгам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "31" июля 2020 года по делу N А19-243/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Ангарская жилищная компания" (ИНН 3801125046, ОГРН 1133801002521) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 руб. уплаченную платежным поручением N 1621 от 28.08.2020.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-243/2020
Истец: ООО "Ангарская жилищная компания"
Ответчик: Служба государственного жилищного надзора Иркутской области