г. Москва |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А41-18264/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "ГаммаИнвестСервис": Чистякова А.А., по доверенности от 10.01.2020;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Мусиев Р.А., по доверенности от 12.02.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГаммаИнвестСервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2020 года по делу N А41-18264/20 по исковому заявлению ООО "ГаммаИнвестСервис" к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГаммаИнвестСервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства экологии и природопользования Московской области от 17.01.2020 об отказе в приостановлении права пользования участком недр местного значения с момента, указанного в обращении от 15.01.2020 и обязании принять решение о приостановлении такого права.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2020 года по делу N А41-18264/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Министерства против указанных доводов возражал.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства N 548-РМ от 01.08.2019 обществу выдана лицензия N МСК 80345 ТР на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных и песчано-гравийных пород на участке N 1 площадью 38, 12 га и участке N 2 площадью 12,33 га блока С2-II месторождения "Вишенковский участок", расположенных в 0,15 км восточнее д. Кочманово Рузского городского округа Московской области.
Лицензия выдана сроком действия до 29 августа 2024 года.
Согласно пункту 3.3. Условий пользования недрами, являющихся приложением к Лицензии, до начала проведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных и песчано-гравийных пород, недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования соответствующих земельных участков в целях недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Согласно пункту 3.4. указанных Условий, запрещается проведение работ по геологическому изучению, разведке и добыче общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных и песчано-гравийных пород до оформления правоустанавливающих документов, необходимых для использования земельных участков в целях недропользования.
Таким образом, исходя из указанных Условий следует, что до начала пользования земельными участками для целей геологического изучения, разведке и добыче общераспространенных полезных ископаемых, Общество должно приобрести в собственность или аренду земельные участки, на которых планируется осуществление соответствующих работ, а так же с согласия правообладателей земельных участков, изменить категорию и вид разрешенного использования таких участков.
15 января 2020 года Общество обратилось в Министерство с заявлением о приостановления срока действия лицензии с 15.01.2020 до 15.02.2025.
В обоснование заявления Общество указало на то, что не имеет возможности использовать все земельные участки для целей недропользования в связи с тем, что не приобрело их в собственность или аренду, не произведено изменение категории и вида разрешенного использования земельных участков.
Решением от 17.01.2020 Министерство отказало заявителю в приостановлении права пользования участком недр местного значения, указав в качестве основания на то, что оснований для приостановления не имеется.
Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Пунктом 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения отнесены участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о недрах, к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения (п. 14.1 Закона о недрах).
Недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд (ст. 6 Закона о недрах).
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (ст. 9 Закона о недрах).
В силу условий статьи 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
В силу п. 1 ст. 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона N 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Таким образом, в части 2 ст.п. 1 ст. 20 Закона о недрах установлены основания при наличии которых органы, предоставившие лицензию вправе (но не обязан) прекратить, приостановить или ограничить действие лицензии, а пунктом 1 указанной статьи условия перечислены безусловные основания для прекращения права пользования недрами.
Таким образом, законом не установлены конкретные основания, по которым органы, предоставившие лицензию, по заявлению недропользователя были бы обязаны приостановить срок действия лицензии.
Исходя из изложенного, Законом о недрах не предусмотрено право недропользователя по собственной инициативе (без специального разрешения) приостановить право пользования недрами и обязанность уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление лишь при наличии волеизъявления недропользователя.
Кроме того, статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемая на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Поскольку конкурсная документация содержала указание на Условия пользования лицензией, в том числе п. 3.3, 3.4., наличие затруднений в приобретении прав на земельные участки не может рассматриваться как основание для приостановления срока действия лицензии.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что им были предоставлены все предусмотренные Административным регламентом документы. Соответственно, по мнению общества, в предоставлении государственной услуги - приостановление действие лицензии по недропользованию, отказано незаконно.
Между тем, исходя из вышеизложенных норм, представление заявителем всех необходимых документов не предусматривает обязанность уполномоченного органа принять соответствующее решение о приостановлении лицензии.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.06.2020 по делу N А41-18264/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18264/2020
Истец: ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ