г. Москва |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А40-60311/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 июля 2020 года, принятое судьей Бушкаревым А.Н., в порядке упрощенного производства по делу N А40-60311/20, по исковому заявлению ООО "Акварейл" к ОАО "РЖД" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Акварейл" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "РЖД" о взыскании суммы причиненного имущественного вреда в размере сумме 77 666,40 руб..
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14 июля 2020 года взыскан с ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в пользу ООО "АКВАРЕЙЛ" ущерб в сумме 77 666 руб. 40 коп., почтовые расходы в сумме 279 руб. 36 коп., расходы на представителя в сумме 5 000 руб. 00 коп., а также расходы по госпошлине в сумме 3 107 руб. 00 коп., в удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с условиями Договора N ПВ-2018/01 от 31.08.2018 г., Приложения N 129 от 27.11.2019 г. к Договору N ПВ-2018/01 от 31.08.2018 г., Заявки N 233 от 26.11.2019 г. и Предварительного плана отгрузок от 26.11.2019 г. собственник вагонов ООО "АГРОВАГОН" предоставило Обществу с ограниченной ответственностью "АкваРейл" железнодорожный подвижной состав, в том числе вагоны NN 53221529, 95159919 и 53220679 для перевозки со станции Чернышков Прив.ж.д. на станцию Новороссийск эксп. груза Пшеница для дальнейшей отправки водным транспортом в Сирийскую Арабскую Республику (Гуманитарная помощь).
Платежи за ж.д. перевозку по указанному маршруту были внесены ООО "АкваРейл" в полном объеме на станции отправления в размере 278 088 руб., что подтверждается транспортной ж.д. накладной N ЭХ467562.
Однако 18 декабря 2019 года на станции Чернышков произошел сход вагонов N N 53221529, 95159919 и 53220679 на пути необщего пользования. Согласно Актам NN 119, 123 и 127 от 18.12.2019 г. (Приложение 6-8) о повреждении вагонов по Форме ВУ-25 виновником повреждения является Чирская дистанция пути (ПЧ-9) г. Суровикино ОАО "РЖД". Представитель предприятия, виновного в повреждении вагонов (начальник пути Татлов И.С.), расписался в указанных Актах с проставлением печати организации.
Поврежденные вагоны были отправлены и отремонтированы на ст. М. Горький ВЧДЭ-12, что подтверждается Уведомлениями N 14 от 04.01.2020 и N 78 от 15.01.2020.
В результате изменения маршрута следования вагонов, вызванного необходимостью проведения их ремонта по причине схода, ООО "АкваРейл" на станции назначения Новороссийск эксп. был начислен и списан с лицевого счета через ЦФТО недобор провозной платы в размере 64 722 руб.
Указанная денежная сумма, с учетом НДС 20%, в размере 77 666,40 руб, является Ценой иска, взыскиваемой суммой причиненного ОАО "РЖД" имущественного вреда компании ООО "АкваРейл", т.к. сход вагонов, их ремонт, изменение маршрута и увеличение провозной платы явились следствием ненадлежащего содержания пути необщего пользования, допущенным Чирской дистанцией пути (ПЧ-9) г. Суровикино ОАО "РЖД".
Списание денежных средств с Единого лицевого счета ООО "АкваРейл" подтверждается Перечнем первичных документов к Акту оказанных услуг N 1003269176/ 2019126 от 31.12.2019 г., Актом оказанных услуг N 1003269176/2019126 от 31.12.2019 г. и Счетом-фактурой N 0001008/12010954 от 31.12.2019 г.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В целях реализации возможности досудебного урегулирования спора Истец направил Ответчику по юридическому и фактическому адресу Досудебную претензию N 06-02 от 06.02.2020 г., в которой потребовал от Ответчика возместить причиненный имущественный вред, указав при этом, что в случае неудовлетворения Досудебной претензии в добровольном порядке, ООО "АкваРейл" будет вынуждено обратиться в Арбитражный суд г. Москвы для взыскания денежных средств в принудительном порядке с возложением на Ответчика всех судебных расходов и издержек, включая расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы и государственную пошлину.
Однако указанная Досудебная претензия была оставлена Ответчиком без ответа.
В соответствии со ст.ст.309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Согласно Актам N N 119, 123 и 127 от 18.12.2019 г. о повреждении вагонов по Форме ВУ-25 виновником повреждения является Чирская дистанция пути (ПЧ-9) г. Суровикино ОАО "РЖД".
При этом, виновник повреждения - Предприятие Чирская дистанция пути (ПЧ-9) г. Суровикино ОАО "РЖД" в Актах указано дважды как Виновник повреждения. Указанные акты подписаны, вина предприятия признана. Акты и правильность их оформления никем не оспаривалась.
Довод Ответчика о том, что Акты носят противоречивый характер, не состоятелен.
Кроме того, Ответчик указывает, что Истец не предоставил некие "акты расследования причин крушения поезда.
Между тем, форма Акта о повреждении вагона ВУ - 25 официально утверждена в качестве Приложения 5 к Правилам составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45, является действующей и используется на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 6.1. указанных выше "Правил составления актов..." Акт о повреждении вагона (приложение N 5 к настоящим Правилам) составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона.
Оформление Акта о повреждении вагона предусматривает установление виновных в повреждении вагона физических или юридических лиц постольку, поскольку:
- согласно п. 6.2. Правил Акт о повреждении вагона составляется перевозчиком при участии юридических или физических лиц, виновных в повреждении вагона;
- согласно п. 6.3. Правил Акт о повреждении вагона подписывается не менее чем двумя уполномоченными представителями перевозчика, участвующими в его составлении и юридическими или физическими лицами, виновными в повреждении вагона;
- согласно п. 6.5. Правил Акт о повреждении вагона составляется отдельно на каждый вагон и первый экземпляр - передается в том числе юридическому или физическому лицу, повредившему вагон.
Более того, в соответствии с п. 6.4. Правил в случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических или физических лиц от подписания акта о повреждении вагона составляется акт общей формы в соответствии с разделом III настоящих Правил.
Представитель предприятия, виновного в повреждении вагонов (начальник пути Татлов И.С.), расписался в указанных Актах с проставлением печати организации.
В случае непризнания вины и отказа виновника подписать Акт по Форме ВУ-25 должен был быть составлен Акт общей формы в порядке, установленном п. 6.4. Правил. Однако составлены и подписаны были только Акты по Форме ВУ - 25 бесспорно подтверждающие виновника в повреждении вагонов.
Таким образом, вина ОАО "РЖД" в повреждении вагонов установлена единственно возможным способом с использованием утвержденной для подобной ситуации формы - ВУ-25. Вина ОАО "РЖД" в момент подписания Актов и по состоянию на день вынесения Решения Арбитражным судом не оспорена.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований частично.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2020 года по делу N А40-60311/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60311/2020
Истец: ООО "АКВАРЕЙЛ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"