город Омск |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А46-9585/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9009/2020) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2020 по делу N А46-9585/2020 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" (ОГРН 1145543013868, ИНН 5503249258, 644037, Омская область, город Омск, улица Партизанская, дом 10) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, 644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68) о признании предписания N 05-02-13/30 от 20.03.2020 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Мерзлых Т.С. по доверенности от 27.12.2019 N 1ю сроком действия до 31.12.2020,
от акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" - Паняева О.В. по доверенности от 15.07.2019 N 187 сроком действия по 31.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омские распределительные тепловые сети" (далее - АО "Омск РТС", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - Госжилинспекция Омская области, заинтересованное лицо, инспекция) о признании предписания от 20.03.2020 N 05-02-13/30 недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2020 по делу N А46-9585/2020 требования общества удовлетворены. Предписание инспекции от 20.03.2020 N 05-02-13/30 признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). С заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 3 000 руб. судебных расходов.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, инспекция в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что предписание Госжилинспекции Омской области от 20.03.2020 N 05-02-13/30 соответствует действующему законодательству и не возлагает на общество дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей, которые нарушали бы права и охраняемые интересы АО "Омск РТС" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу АО "Омск РТС" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Госжилинспекции Омская области поддержаны доводы поданной жалобы. Представитель АО "Омск РТС" высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав заявителя и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что предписанием Госжилинспекции Омская области от 20.03.2020 N 05-02-13/30 на АО "Омск РТС" возложена обязанность до 15.06.2020 устранить нарушение правил статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение и отопление) за период с 01.11.2017 по 31.12.2018 собственникам помещений в многоквартирном доме N 105/4 по ул. Красный путь в г. Омске (МКД).
Поименованное предписание выдано в связи с получением зафиксированных актом от 20.03.2020 N 05-02-13/101 результатам внеплановой документарной проверки исполнения выданного обществу ранее предписания от 05.02.2020 N 05-02-13/9.
Предписание от 05.02.2020 N 05-02-13/9 выдано АО "Омск РТС" на основании нарушений, зафиксированных актом внеплановой документарной проверки от 05.02.2020 N 05-02-13/30. Соответствующей проверке предшествовала внеплановая документарная проверка обращения собственника помещения в МКД, назначенная распоряжением от 05.08.2019 N 1473, по итогам которой составлен акт проверки от 30.08.2019 N 02-03-08/248 и выдано предписание N 02-02-08/43 сроком исполнения 01.11.2019.
Основанием первоначальной проверки явилось обращение собственника квартиры N 296 многоквартирного дома N 105 корпус N 4 по ул. Красный путь в г. Омске, из которого следовало, что АО "Омск РТС" незаконно производятся начисления по многоквартирному дому N 105 корпус N 4 по ул. Красный путь в г. Омске, за период с 01.11.2017 по 31.12.2018, однако акт приема-передачи квартиры N 296 в указанном многоквартирном доме подателем обращения не подписывался, пользование жилым помещением начато 18.03.2019.
АО "Омск РТС", не согласившись с предписанием N 05-02-13/30 от 20.03.2020, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем Госжилинспекция Омская области не согласилась, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ)
Статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников (статьи 209, 291 ГК РФ, часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Юридическим фактом, влекущим возникновение и прекращение правоотношений по управлению многоквартирным домом, является решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления.
Как указано выше, в вину обществу оспариваемым предписанием вменяется нарушение требований статьи 44 ЖК РФ, выразившееся в начислении платы с ноября 2017 года (с момента ввода дома в эксплуатацию), что, по мнению инспекции, предполагает обязанность АО "Омск РТС" произвести перерасчет платы за коммунальные услуги с надлежащего момента.
Вместе с тем инспекцией не учтено следующее.
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что многоквартирный жилой дом N 105/1 по ул. Красный Путь принят на прямые расчеты по платежным документам АО "Омск РТС" в январе 2018 года в связи с принятием решения собственниками многоквартирного N 105/4 по ул. Красный Путь в г. Омске о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, в соответствии с дополнительным соглашением от 26.12.2017 к договору о приобретении коммунальных ресурсов (тепловая энергия, горячая вода) от 09.11.2017 N 5-39369, заключенным с ООО "УК "Полет", с определением начала расчетов за тепловую энергию с 14.11.2017.
При этом сведения о собственниках жилых помещений, о площадях помещений, наличии индивидуальных приборов учета предоставлены ООО "УК "Полет".
Кроме того, апелляционный суд отмечает следующее.
Как указано выше, основанием проведения первоначальной проверки в отношении общества явилось поступление в инспекцию обращения гражданина - собственника квартиры N 120, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Омск, ул. Красный путь, д. 105/4, кв. 296, по вопросу начисления пени за коммунальную услугу отопление. Из обращения физического лица следовало, что АО "Омск РТС" незаконно производит начисления по многоквартирному дому N 105 корпус N 4 по ул. Красный путь в г. Омске, за период с 01.11.2017 по 31.12.2018, поскольку акт приема-передачи квартиры N 296 в указанном доме не подписывался, и пользование квартирой начато 18.03.2019.
В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Приведенной нормой права момент возникновения права собственности у члена кооператива на квартиру, дачу, гараж, иное помещение, определен моментом внесения паевого взноса за имущество, предоставленное кооперативом.
На основании пункта 1 статьи 129 ЖК РФ член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью. Момент возникновения права собственности члена жилищно-строительного кооператива в недвижимом имуществе кооператива определен специальной нормой ГК РФ и связан с внесением паевого взноса за предоставленное помещение, а не с моментом государственной регистрации.
По правилам частей 1, 2 статьи 124 ЖК РФ гражданину или юридическому лицу, принятым в члены жилищного кооператива, на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции), предоставляется жилое помещение в домах жилищного кооператива в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) являются основанием вселения в жилые помещения в домах жилищного кооператива.
Частью 3 статьи 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Правилами части 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме возлагается обязанность по несению расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также участию в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; у собственника помещения - с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (пункты 4, 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
По правилам ЖК РФ предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива гражданину или юридическому лицу, принятым в члены жилищного кооператива, осуществляется на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) являются основанием вселения в жилые помещения в домах жилищного кооператива.
Согласно договору паенакопления от 18.07.2017, заключенному между Невской Ю.Ю. (пайщик) и ЖСК "Серебренный берег - дом 10", в целях удовлетворения потребностей пайщика последний вступил в ЖСК "Серебряный берег - дом 10", участвующий в строительстве указанного многоквартирного дома, в целях получения в собственность жилого помещения на 1 этаже, условный номер помещения - 296.
В силу пункта 2.1.1 договора ЖСК обязуется выдать пайщику справку о выплате паевого взноса и иные документы для регистрации права собственности пайщика на квартиру, после надлежащего выполнения финансовых обязательств, предусмотренных договором, уставом ЖСК, оплаты паевых и иных взносов.
Пайщик обязался своевременно и в установленных размерах вносить вступительный взнос, дополнительные (целевые) взносы в соответствии с условиями устава, внутренних положений Договора (пункт 2.2.1 договора).
После ввода в эксплуатацию многоквартирного дома прибыть или направить представителя для подписания акта приема-передачи (технической готовности квартиры) (пункт 2.2.2 договора). Пайщик обязуется подписать с ЖСК акт приема-передачи (технический ввод в эксплуатацию) квартиры (пункт 4.1.2 договора). Пайщик обязуется явиться в Правление ЖСК для подписания акта приема-передачи (технического ввода в эксплуатацию) квартиры, что следует из пункта 4.1.3 договора.
ООО "УК "Полет" представлена копия справки от 19.09.2017 о выплате Невской Ю.Ю. паевого взноса в размере 3 694 000 руб., вступительного взноса в размере 2 000 руб., членского взноса в размере 1 000 руб. и копии почтовых квитанций и уведомлений об отправке Невской Ю.Ю. справки об оплате, акта приема-передачи, выписки из реестра.
Невской Ю.Ю. в полном объеме выплачен паевой взнос за квартиру, дополнительные (целевые) взносы в связи с чем, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществлялось именно с этой даты, несмотря на фактическую регистрацию права собственности на указанное жилое помещение 13.03.2019.
Учитывая отсутствие обращений Невской Ю.Ю. в адрес ЖСК с требованиями о передаче ключей, оформлении акта приема-передачи с момента внесения паевого взноса и ввода дома в эксплуатацию, следует заключить, что фактически указанной физическое лицо не было лишено возможности пользования полученным жилым помещением - квартирой N 296. Иное не следует из материалов дела (статьи 9, 65 АПК РФ).
Несвоевременное оформление актов приема-передачи жилого помещения не может свидетельствовать о неполучении квартиры пайщиком при наличии иных доказательств, подтверждающих фактическую передачу квартиры ответчику, полной выплаты паевого взноса, а также доказательств, подтверждающих неосведомленность ответчика о завершении строительства жилого дома, длительное бездействие со стороны Пайщика по инициированию документального оформления передачи жилого помещения при наличии объективного имущественного интереса последнего в обладании и распоряжении данным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу пункта 2 Правил N 354 потребителем указанных услуг выступает собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Подпункт "а" пункта 3 Правил N 354 предусматривает, что коммунальные услуги предоставляются потребителям, начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно - с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам; с момента предоставления жилого помещения жилищным, жилищно-строительным кооперативом - члену жилищного, жилищно-строительного кооператива и проживающим с ним лицам; со дня заключения договора найма - нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам.
АО "Омск РТС" производит начисление платы за коммунальную услугу по отоплению Невской Ю.Ю. по кв. N 296 указанного многоквартирного дома в период с 14.11.2017. При этом основания для начисления платы с иного момента (за иной период) не усматриваются из материалов дела. Само по себе утверждение собственника жилого помещения о более позднем моменте начала пользования квартирой доказательствами не подтверждается и положено в основу вывода о нарушении обществом требований правового регулирования спорных отношений быть не может.
Кроме того, полагая предписание подлежащим признанию недействительным, заявитель указывает, что инспекцией в данном случае не соблюдены правила части 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
Акт проверки от 30.08.2019 N 02-03-08/248 подлежал направлению в адрес общества заказным письмом с уведомлением. При этом уведомление о получении акта подлежит хранению в материалах проверки, завершившейся составлением акта и выдачей предписания N 02-02-08/43.
Вместе с тем судом первой инстанции не усмотрены доказательства соблюдения Госжилинспекцией Омская области приведенных правил. Так, представленная в дело выписка из журнала "Почта. Заказные письма", включающего запись, соотнесенную с 02.09.2019, не является доказательством иного, с настоящим делом согласуется только наименование адресата, соответствующее наименованию заявителя. Почтовая квитанция, свидетельствующего о направлении 02.09.2019 в адрес АО "Омск РТС" заказного (без уведомления) отправления с номером почтового идентификатора 64409935256335, не может быть признана надлежащим доказательством направления, поскольку согласно выписке из журнала входящей корреспонденции 03.09.2020, (дата доставки отправления АО "Омск РТС"), обществом в действительности были получены иные акты Госжилинспекции Омской области.
В силу правил части 1, а также пункта 6 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Для целей применения указанной нормы к грубым нарушениям относится в числе прочего нарушение требований части 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки).
Таким образом, по верному выводу суда первой инстанции, последующие проверки, направленные на установление обстоятельств исполнения предписания от 30.08.2019 N 02-02-08/43, завершившиеся составлением актов от 05.02.2020 N 05-02-13/30, от 20.03.2020 N 05-02-13/101, выдачей предписания от 05.02.2020 N 05-02-13/9 и предписания от 20.03.2020 N 05-02-13/30, оспариваемого в настоящем деле, не могут быть признаны правомерными из-за отсутствия законного основания для проведения этих проверок - законного предписания, исполнение которого могло составлять их предмет (пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение по делу.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной оценке изложенных выше обстоятельств дела и иному толкованию норм права, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права и положения процессуального законодательства применены судом первой инстанции правильно, обстоятельства дела установлены полно и всесторонне. Основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются в связи с освобождением инспекции от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2020 по делу N А46-9585/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9585/2020
Истец: АО "ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ