город Москва |
|
1 февраля 2024 г. |
дело N А40-118886/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 01.02.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ГТ Энерго"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2023 по делу N А40-118886/23,
по заявлению АО "ГТ Энерго"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Департамент цен и тарифов Тамбовской области
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Болтнев А.С. по доверенности от 09.01.2024, Ведищева Н.В. по доверенности от 09.01.2024;
от заинтересованного лица - Аленков А.В. по доверенности от 27.12.2023;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2023 в удовлетворении заявленных АО "ГТ Энерго" требований о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 27.04.2023 N СП/32914/23 в части выводов, содержащихся в мотивировочной части, касающихся порядка определения величины фактического полезного отпуска; в части неполного удовлетворения требований общества, указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен в сфере теплоснабжения, указанных в п. 2 решения; о признании недействительным п. 6 решения от 27.04.2023 N СП/32914/23; о признании экономически обоснованным и подлежащим учете в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию для общества на 2023 размер расходов по статье затрат "корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов" в размере "+4 624, 36" руб., отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент цен и тарифов Тамбовской области, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители общества и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что для АО "ГТ Энерго" установлены долгосрочные экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию и льготные тарифы на тепловую энергию для населения и приравненных к населению потребителей приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 16.11.2022 N 132-т "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, определении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "ГТ Энерго" потребителям г. Тамбова, на 2023 - 2027".
Общество направило в Департамент заявление об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую им потребителям г. Тамбова на долгосрочный период регулирования 2023-2027 с использованием метода индексации установленных тарифов и обосновывающие материалы (вх. от 29.04.2022 N 290422-08).
Приказом Департамента N 132-т величина необходимой валовой выручки (НВВ) для общества на 2023 год установлена в размере 273.841, 17 руб.
Общество, не согласившись с данными действиями Департамента, обратилось в антимонопольный орган с заявлением, в котором указано на необходимость установления НВВ в размере 292.095, 03 руб. и просило признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе НВВ при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) затраты по статье "Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов".
Заявление частично удовлетворено.
Полномочия Федеральной антимонопольной службы по разрешению тарифных споров предусмотрены Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 (Правила N 533).
Установленные снабжающим организациям, наподобие заявителя, тарифы на тепловую энергию подлежат ежегодной корректировке.
Основания и порядок ежегодной корректировки долгосрочного тарифа на тепловую энергию установлены п. 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (постановление N 1075).
Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной приказом N 760-э.
Тариф на тепловую энергию для общества на 2021 год установлен исходя из плановых объемов отпуска тепловой энергии с коллекторов, произведенной в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии на источнике Тамбовская ГТ ТЭЦ, с учетом нормативов технологических потерь тепловой энергии в сетях, расположенных в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации (п. 90 постановления N 1075, п.п. 8 и 117 приказа N 760-э).
В силу п. п. 12, 22 приказа N 760-э обязательным условием учета органом регулирования доходов при установлении тарифов на тепловую энергию является доказанная заявителем обоснованность и документальное подтверждение таких доходов на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
Согласно п. 22(1) постановления N 1075, фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.
Регулируемые организации обязаны вести раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в силу п. 10 постановления N 1075.
Формой федерального статистического наблюдения N 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" регулируемая организация подтверждает фактический полезный отпуск тепловой энергии отдельным категориям потребителей, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Таким образом, исходя из положений постановления N 1075, приказа N 760-э и п. п. 15, 16 постановления N 1075, фактический полезный отпуск тепловой энергии за предыдущие периоды определяется с учетом сведений статистической формы N 46-ТЭ, данных бухгалтерского учета и раздельного учета по видам регулируемой деятельности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения и учетной политикой регулируемой организации, договоров с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг. Обществу Департаментом рассчитана НВВ, в соответствии с формулой 22 п. 52 приказа N 760-э.
Приведенной нормой регламентировано определение размера корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа, с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, то есть за 2021 год.
При определении объема полезного отпуска в сеть Департаментом использовалась величина, равная разнице объема отпуска тепловой энергии в тепловые сети (с коллекторов источника тепловой энергии) и объема нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных п. 118 приказа N 760-э.
АО "ГТ Энерго" настаивает на применении при определении фактического объема полезного отпуска нормы п. 22 приказа N 760-э, согласно которой фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
Вместе с тем, данный принцип (подход) не применяется для определения объемов полезного отпуска тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (без каких-либо ограничений по установленной мощности на объекте генерации).
Положениями п. п. 18 - 20 приказа N 760-э (в которых содержатся ограничения по мощности для комбинированной выработки) регламентировано определение отпуска на коллекторах источника тепловой энергии, если тот не определяется в соответствии со сводным прогнозным балансом.
В то же время, общество входит в перечень организаций, для которых утверждаются показатели сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (сводный прогнозный баланс), в том числе и величины отпуска с коллекторов тепловой энергии, на основании приказов Федеральной антимонопольной службы.
На 2021 год отпуск с коллекторов тепловой энергии установлен приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.11.2020 N 1164/20-ДСП в объеме 154,96 тыс. гкал.; на 2022 год - приказом от 29.11.2021 N 1299/21-ДСП в объеме 146,9 тыс. гкал.; на 2023 год - приказом от 27.10.2022 N 767/22-ДСП в объеме 144,7078 тыс. гкал.
Таким образом, порядок, предусмотренный п. п. 18-20 приказа N 760-э в данном случае не используется, так как полезный отпуск с коллекторов общества определяется на основе сводного прогнозного баланса.
Равным образом, не могут быть использованы к рассматриваемым правоотношениям и положения п. 21 приказа N 760-э при определении объема полезного отпуска тепловой энергии для заявителя, поскольку их применение возможно только для организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Кроме того, его применение исключено для объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки.
Таким образом, величина корректировки НВВ для общества, Департаментом верно рассчитана по фактическим показателям деятельности за 2021 год и формуле 22 п. 52 приказа N 760-э, включающей учет фактического объема продукции (услуг) в (i-2)-M году.
При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из сети, использовался фактический за 2021 год объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях, являющихся долгосрочным параметром регулирования, с учетом особенностей, предусмотренных п. 118 приказа N 760-э.
Из материалов дела следует, что заявителем в антимонопольный орган представлены копия формы N 46-ТЭ, утвержденной приказом Росстата от 23.12.2016 N 848, за 2021 год, статистическая форма N 1-ТЕП за 2021 год, статистическая форма N 22 ЖКХ (ресурсы) за 2021 год.
Фактические значения согласно данным общества по итогам 2021 составили: тепловая энергия, отпущенная с коллекторов в сеть, - 148.408 гкал.; тепловая энергия на компенсацию потерь - 29.572 гкал.; полезный отпуск - 118.836 гкал., где 148.408 гкал. - отпуск с коллекторов ГТ ТЭЦ (вода) за 2021, 12.909 гкал - величина нормативных значений потерь тепловой энергии при транспортировке (экономически оправданные расходы).
В силу взаимосвязанных положений п. 90 постановления N 1075 и п. 118 приказа N 760-э, расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанные по данным за предыдущий отчетный период, допускаются при условии поэтапного снижения объема фактических потерь до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
Департаментом указано о том, что инвестиционные программы для заявителя и ООО "Тамбовская теплоэнергетическая компания" в зоне деятельности источника Тамбовская ГТ ТЭЦ не утверждены, ежегодные темпы снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь не определены.
Таким образом, потери тепловой энергии в объеме 16.663 гкал. за 2021 год (29,572 - 12,909) являются сверхнормативными (экономически неоправданными); учет сверхнормативных потерь при регулировании тарифов на тепловую энергию законодательством не предусмотрен.
Кроме того, сведения, представленные в формах статистической отчетности 46-ТЭ, 1-ТЕП, 22-ЖКХ и расшифровке выставленной тепловой энергии в адрес потребителей за 2021 год об одних и тех же показателях различны.
Например, потери в сетях, принадлежащих заявителю согласно форме 1-ТЕП, указаны в размере 29.571,92 гкал., а из расшифровки выставленной тепловой энергии в адрес потребителей за 2021 год и формы 46-ТЭ потери в сетях, принадлежащих АО "ГТ Энерго" должны составить 19.906 гкал.
Сведения по полезному отпуску населению и приравненным к ним потребителям по отоплению и горячей воде из формы 22-ЖКХ (по отоплению указана величина 55.059 + 24.083 = 79.142 гкал.) не совпадают со сведениями, указанными в форме 46-ТЭ (по отоплению указана величина 79.114,828 гкал).
В расшифровке выставленной тепловой энергии в адрес потребителей за 2021 год указаны отрицательные величины за 2019 и 2020, которые уменьшают полезный отпуск потребителей в 2021, при этом в форме 46-ТЭ в строке перерасчет сведения об этом отсутствуют.
Таким образом, данные формы 46-ТЭ, 1-ТЕП и 22-ЖКХ за 2021 содержат недостоверную и противоречивую информацию.
Антимонопольным органом сделан вывод о том, что данные статистические формы содержат расхождения в показателях полезного отпуска.
Избранный Департаментом и службой правовой подход соотносится с выводами, сделанными Тамбовским областным судом при рассмотрении административного искового заявления в рамках дела N 3а-72/22 (решение по которому вступило в законную силу).
В соответствии с п. 90 постановления N 1075 и п. 118 приказа N 760-э расходы на оплату фактического объёма потерь за предыдущий отчетный период допускаются при условии их поэтапного снижения до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
Принимая во внимание, что в отношении общества инвестиционная программа не утверждена, наличие утвержденных темпов снижения объема потерь технологических потерь тепловой энергии исключено.
Антимонопольным органом указано на то, что при расчете корректировки НВВ организации, осуществляющей выработку теплоэнергии, в том числе в режиме комбинированной выработки на станциях установленной мощности до 25 МВт, органу регулирования необходимо руководствоваться данными фактических значений, подтвержденных формами статистической отчетности, показаниями приборов учета, а также заключенных договоров и прочих подтверждающих документов, предусмотренных п. 22 приказа N N 760-э.
В этой связи Департаментом при определении тарифов на тепловую энергию для общества на 2023 год правомерно исключены экономически необоснованные затраты в части сверхнормативных потерь в размере 16,663 гкал. при соблюдении процедуры тарифного регулирования.
Департаментом при приведении размера затрат к уровню 2023 года применены индексы потребительских цен в соответствии с прогнозом Минэкономразвития от 30.09.2021.
Довод общества, изложенный в апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, а именно рассмотрел применение индексов (ИПЦ) прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется и не является основанием для отмены судебного акта.
Довод общества об отсутствии в оспариваемом решении сведений о представлении обществом в рамках рассмотрения досудебного спора Акта контрольно-счетной палаты Тамбовской области от 16.12.2022, который, по мнению заявителя, подтверждает объемы реализованной тепловой энергии потребителям в 2021 году в размере 118.836,5 гкал., то судом учтено, что досудебный спор между заявителем и Департаментом возник в связи с установлением приказом названного тарифного органа от 16.11.2022 N 132-т для общества тарифа на тепловую энергию на 2023, то есть, представленный обществом акт отсутствовал у органа регулирования на момент установления тарифа, в связи с чем не мог быть учтен.
Тарифы на тепловую энергию на 2023 год установлены на основании долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки заявителя.
Оснований для отмены судебного акта не установлено. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2023 по делу N А40-118886/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118886/2023
Истец: АО "ГТ ЭНЕРГО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЦЕН И ТАРИФОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ