г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А21-12211/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Апхудовым А.А.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20515/2020) ООО "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2020 по делу N А21-12211/2019, принятое
по иску АО "Янтарьэнергосбыт"
к ООО "Жилкомсервис"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - истец, Общество, Гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" (далее - ответчик, Управляющая компания, Исполнитель) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности за электроэнергию, потребленную в июне 2019, в сумме 216 231,31 рублей, пеней за период с 19.07.2019 по 05.04.2020 в размере 22 049,72 рублей.
Решением Арбитражного суда Калининградской области иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 168 108,39 рублей основного долга, пени за несвоевременную и (или) неполную оплату электрической энергии в размере 15 713,95 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 643 рублей. В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на то, что приборы учета электроэнергии в спорных МКД установлены за пределами МКД на опорах линии электропередачи, просит решение отменить в части взыскания основного долга в размере 81 039,79 рублей и пени в указанной части.
По мнению подателя жалобы, расчет электроэнергии необходимо производить с применением нормативов потребления электроэнергии.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, полагая выводы суда соответствующими нормам материального права, просит решение оставить без изменения.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.03.2018 между сторонами заключен договор энергоснабжения N 322700003, в соответствии с которым Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также оказывать услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а Исполнитель обязуется оплатить приобретаемую энергию и оказанные услуги в порядке, количестве и сроки, предусмотренные Договором.
Порядок оплаты электроэнергии установлен разделом 6 Договора.
Ссылаясь на то, что электроэнергия, поставленная в июне 2019 года в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, не была оплачена в полном объеме, ввиду чего на стороне Управляющей компании образовалась задолженность в сумме 216 231,31 рублей, АО "Янтарьэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 544, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования удовлетворил частично, принимая во внимание, что истец необоснованно начислил плату за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды в ветхом жилье на основании показаний ОДПУ электрической энергии при отсутствии правовых оснований для их использования.
При проверке законности и обоснованности судебного акта суд апелляционной инстанции связан доводами ответчика.
В настоящем случае ООО "Жилкомсервис" указывает в обоснование своей позиции, что расчеты должны быть произведены исходя из нормативов, а не по показаниям приборов учета, поскольку они расположены за пределами ряда МКД на опорах линий электропередачи.
Данная позиция является неправомерной в силу следующего.
В соответствии с условиями действующими между сторонами договора гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии (мощности) и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом поставки электрической энергии. Исполнителю для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) оказания собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения.
Исполнитель, в свою очередь, обязуется своевременно оплачивать принятый объем электрической энергии на условиях, определенных настоящим договором. В приложении N 2 к Договору указаны точки поставки. Порядок определения объемов электрической энергии (мощности) определен в разделе 5 договора.
Пунктом 5.5 Договора установлено, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрооборудования Исполнителя, то объем отпущенной Исполнителю электрической энергии корректируется на величину нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрооборудования Исполнителя до места установки расчетного прибора учета. Разногласий по данному пункту со стороны Ответчика не были предоставлены в установленный срок.
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пунктам 5, 12 статьи 13 указанного Закона до 01.07.2013 в отношении жилых и многоквартирных домов организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу (в частности, гарантирующий поставщик или сетевая организация), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета электрической энергии объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно- технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из содержания подпункта "д" пункта 34 Правил N 354 также следует, что действующее законодательство не исключает возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета иными лицами (не собственниками помещений в МКД).
В данном случае, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов данная обязанность исполнена не была, сетевой организацией своими силами и за свой счет были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета (в соответствии с требованиями раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
В соответствии с пунктом 150 Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442:
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
В пункте 2 Правил N 354 определено, что коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
На основании пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии входит в состав общего имущества в многоквартирном доме только в том случае, если прибор учета был установлен за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 145 Основных положений N 442 предусмотрены случаи, когда прибор учета, используемый в расчетах за потребленную электроэнергию (расчетный прибор учета), не находится в собственности владельца энергоснабжаемого объекта, а принадлежит третьему лицу, и данное обстоятельство не препятствует для применения его показаний в расчетах.
Учитывая, что, поскольку во исполнение требований закона, предусматривающего обязательную установку приборов учета, они в соответствии с вышеуказанными нормами права были установлены силами сетевой организации и за ее счет, такие коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии находятся в собственности установившей их сетевой организации.
Для использования их показаний при расчете объема потребленной на ОДН электроэнергии не обязательно нахождение таких приборов учета в собственности владельцев помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков функционирования электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта. (убрать).
Поскольку документально не подтверждено, что собственниками спорных МКД решен вопрос об установке ОДПУ в МКД, кроме того, из материалов дела не следует, что ответчик обращался в сетевую компанию по вопросу изменения установленных границ или изменения места установки приборов учета, в то время как обязанность по оснащению многоквартирных домов приборами учета, в случае если собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома выбрана управляющая организация, лежит на управляющей организации.
Данные приборы приняты в качестве коммерческого учета (расчетных приборов учета) и являются коллективными (общедомовыми) приборами учета спорных многоквартирных домов.
Таким образом, сама по себе установка коллективного (общедомового) прибора учета не на границе балансовой принадлежности внутридомовых сетей многоквартирного дома и объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (при наличии согласованной величины потерь) не противоречит нормам действующего законодательства, такой прибор учета может быть использован в расчетах за потребленный коммунальный ресурс.
В расчете Истца использованы данные об объеме электроэнергии, переданной из сети сетевой организации во внутридомовые сети многоквартирных домов и сведения об индивидуальных приборах учета. Расчет произведен в соответствии с пунктом 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, на основании показаний обще домовых приборов учета за расчетный период (расчетный месяц) за минусом объема потерь электроэнергии в линии от стены МКД до опоры воздушной линии, что отражено с расшифровками в представленной Ведомости электропотребления за июнь 2019 года.
Таким образом, объем поставленной электрической энергии в отношении многоквартирных домов в г. Неман: ул. Победы, 1,3,4а,5,15,64,96,109,123, ул. Вокзальная, д. 15, ул. Комсомольская, д. 2а, ул. Луговая, д. 1,9, ул. Некрасова, 3 Красноармейская, 30, ул. Советская, д.8,43а,53 корректируется ежемесячно на величину потерь, согласно Ведомости энергопотребления, приложенной к
Осуществляя начисления по спорным МКД, истец учел показания ОДПУ и нормативные потери в линиях от опор линий электропередач до границ домов, что не противоречит действующему законодательству.
Факты поставки электрической энергии на указанную истцом сумму и наличие просрочки по ее оплате подтверждаются материалами дела. Ответчиком надлежащим образом расчет не оспорен.
Ввиду изложенного довод ответчика о неправомерности произведенного расчета исходя из показаний приборов учета в спорных домах неправомерен, подлежит отклонению.
Поскольку Управляющая компания допустила просрочку исполнения обязательства по оплате поставленной электрической энергии, Общество начислило пени за период с 19.07.2019 по 05.04.2020 на сумму 22 049,72 рублей в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Судом произведен перерасчет пеней в связи с тем, что требование о взыскании суммы основного долга удовлетворено частично, в результате чего суммы взыскиваемой неустойки составила 15 713,95 рублей. Данный расчет также не оспорен ответчиком надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2020 по делу N А21-12211/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12211/2019
Истец: АО "Янтарьэнергосбыт"
Ответчик: ООО "Жилкомсервис"