г. Пермь |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А60-2899/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Сельскохозяйственного производственного кооператива "Путиловский",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 июля 2020 года
по делу N А60-2899/2020
по иску Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Путиловский" (ИНН 6635000614, ОГРН 1026600508428)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Путиловский" (далее - ответчик, кооператив, СПК "Путиловский") о взыскании части предоставленной в 2018 году субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 611 124 руб. 98 коп., неустойки в размере 157 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 2020 года исковые требования удовлетворены. С Сельскохозяйственного производственного кооператива "Путиловский" в пользу Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области взыскано 611 282 руб. 86 коп., в том числе: часть предоставленной в 2018 году субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 611 124 руб. 98 коп., неустойку в размере 157 руб. 88 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе СПК "Путиловский" указывает, что отсутствуют правовые основания для возврата ответчиком предоставленных субсидий, поскольку кооператив не допустил снижения посевных площадей по сравнению с тем размером, что был указан в форме N 4-СХ (2531 Га). По мнению ответчика, суд не дал оценку тому факту, что при подготовке и заключении соглашения о предоставлении субсидий Истец, рассчитывая размер предоставления, должен был руководствоваться фактической посевной площадью зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур, указанной в сведениях об итогах сева под урожай текущего финансового года (форма N 4-СХ). В действиях ответчика, направленных на обращение за получением субсидий, не содержится признаков злоупотребления правом, поскольку ответчик открыто и добросовестно сообщил все необходимые сведения и представил документы, предусмотренные Порядком предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
В представленном отзыве истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области и Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Путиловский" заключено соглашение от 01.08.2018 N 339 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от 24.08.2018 N 1 и от 21.12.2018.
В соответствии с условиями соглашения от 01.08.2018 N 339 СПК "Путиловский" предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в целях возмещения фактически понесенных затрат на условиях софинансирования за счет субсидии из федерального бюджета и средств областного бюджета по направлению: оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почвы в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в размере 1242629 руб. 09 коп.
В соответствии с п.3.5 соглашения к числу условий предоставления субсидии относиться установление показателей результативности в соответствии с приложением N 1 к настоящему соглашению.
Пунктом 5.3 соглашения СПК "Путиловский" принял на себя обязательство обеспечивать выполнение условий предоставления Субсидии, установленных Порядком предоставления субсидий и настоящим соглашением (п.п1); возвращать в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в требовании главного распорядителя (п.п.3); обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в приложении N 1 к настоящему соглашению (п.п.4).
При проведении оценки эффективности использования субсидии, предоставленной СПК "Путиловский" в 2018 году истцом установлено, что заявленный СПК "Путиловский" размера посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами на уровне 4980 гектаров ответчиком не достигнут, площадь, занятая зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами составила 2531 гектар.
На основании результатов данной проверки истец обратился к ответчику с требованием о возврате субсидий в размере 611 124 руб. 98 коп. которая в добровольном порядке ответчиком не возвращена.
Указанные обстоятельства послужили для истца основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (п. 1 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п. 3 ст. 219 Кодекса).
Пунктом 30 Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2013 N 289-ПП (в ред. от 19.09.2017, 20.12.2018) установлено, что эффективность использования получателями субсидии оценивается ежегодно Министерством на основании достижения значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных соглашениями о предоставлении субсидии: в отношении поддержки в области растениеводства - отсутствие сокращения размера посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, в году предоставления субсидии по сравнению со значением размера посевных площадей, указанных получателями в сведениях об итогах сева под урожай отчетного финансового года (форма N 4-СХ или N 1-фермер).
Согласно пункту 31 Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в случае, если в отчетном финансовом году получателем не достигнут показатель результативности предоставления субсидий, министерство в срок до 01 апреля текущего финансового года направляет получателю требование о возврате субсидии, полученной в отчетном финансовом году, из расчета 1 процент объема субсидии за каждый процентный пункт снижения показателя результативности предоставления субсидий.
Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения получателем субсидии соответствующего требования.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено названным Кодексом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в приложении N 1 к Соглашению N 339 показатель результативности сформулирован как сохранение размера посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами на уровне 4980 гектар.
В соответствии с пунктом 33 регионального порядка Ответчик в срок до 10.12.2018 года представил в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Алапаевское управление агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Алапаевское управление) отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства за 2018 год.
Согласно указанному отчету в 2018 году фактически достигнутое значение показателя "сохранение размера посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами составило гектаров, тогда как плановое значение данного показателя, установленное Соглашением N 339 и отраженное в отчете Ответчика на 2018 год, составляет 2531 гектар. Фактическое выполнение значения показателя результативности предоставления субсидии в 2018 году составило 50,82%. То есть фактически показатель результативности предоставления субсидии в 2018 году не выполнен Ответчиком на 49,18% (2449 гектар).
Сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет, согласно расчету истца составляет 611124 руб. 98 коп.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждается факт невыполнения показателей результативности использования субсидий, тем самым признается нарушение Порядка предоставления субсидий.
Размер предоставления субсидий был согласован сторонами и установлен в соглашении, подписанным, в том числе, СПК "Путиловский" который действовал по своей воле и в своем интересе.
Пунктом 6.1. Соглашения от 01.08.2018 N 339 предусмотрено, что стороны несут ответственность за исполнение своих обязательств по данному соглашению в соответствии с действующим законодательством Свердловской области.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия не усматривает в рассматриваемом случае признаков злоупотребления правом и отклоняет соответствующие доводы заявителя жалобы.
В связи с несвоевременным возвратом субсидий, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени за просрочку оплаты в сумме 157 руб. 88 коп.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения обязательств и одновременно мерой ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение может являться неустойка.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
На основании норм статьи 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Пунктом 6.1. Соглашения от 01.08.2018 N 339 предусмотрено, что стороны несут ответственность за исполнение своих обязательств по данному соглашению в соответствии с действующим законодательством Свердловской области.
Подпунктом 6 пункта 5.1 Соглашения от 01.08.2018 N 339 определено, что размер неустойки за несвоевременный возврат субсидии в областной бюджет по соответствующему требованию Министерства устанавливается в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действовавшей на дату регистрации требования.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика части предоставленной субсидии в заявленном размере правомерно и подлежит удовлетворению. Поскольку судом установлено нарушение согласованного сторонами срока возврата субсидии, суд указал, что требованием о взыскании с ответчика неустойки обоснованно. Расчет неустойки судом проверен и признан правильным.
Расчет подлежащей возврату субсидии судом проверен и признан обоснованным.
Расчет неустойки за несвоевременный возврат субсидии, предусмотренной подпунктом 6 пункта 5.1 Соглашения, судом также проверен и признан правильным.
Возражений относительно правильности расчета субсидии, подлежащей возврату, а также неустойки, подателем апелляционной жалобы не заявлено.
При таких обстоятельствах выводы суда о взыскании части субсидии в связи с невыполнением показателя результативности предоставления субсидии, а также неустойки за несвоевременный возврат субсидии коллегия апелляционного суда считает обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 2020 года по делу N А60-2899/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2899/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПУТИЛОВСКИЙ