г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А21-4023/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Гавреева И.Н. по доверенности от 24.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21143/2020, 13АП-21144/2020) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" и государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.06.2020 по делу N А21-4023/2018, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7"
к государственному предприятию Калининградской области "Водоканал"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" (в ходе судебного разбирательства изменено наименование на общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7 Сервис") (ИНН 3906325902, ОГРН 1143926018565) (далее - истец, ООО "ЖЭУ-7 Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному предприятию коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923) (далее - МП КХ "Водоканал", Предприятие) о понуждении заключить договор N ВВ-ОДН-2018/1 снабжения холодной водой и водоотведения в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества в соответствии с офертой от 26.02.2018 N 164.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 25.06.2020 суд урегулировал разногласия, возникшие между сторонами, договор утвержден в следующей редакции: В преамбулу договора после наименований сторон с вводными фразами "в лице" добавить сведения об именах, отчествах, фамилиях, должностях и полномочиях лиц, подписывающих договор от имени сторон.
1. Предмет договора.
1. На определенных настоящим Договором условиях и в установленном порядке Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Управляющей организации через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду и осуществлять прием сточных бытовых вод в централизованную систему водоотведения в части потребления данных коммунальных ресурсов в целях использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а Управляющая организация обязуется оплачивать данные коммунальные ресурсы.
Под коммунальными ресурсами в смысле настоящего Договора понимаются холодная питьевая вода, потребляемая при содержании общего имущества в многоквартирных домах, и сточные бытовые воды, отводимые от многоквартирных домов при содержании общего имущества в данных домах.
2. Объекты Управляющей организации.
Подача холодной воды и прием сточных вод осуществляются Ресурсоснабжающей организацией в отношении объектов Управляющей организации - многоквартирных домов, находящиеся в управлении Управляющей организации и подключенные к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения Ресурсоснабжающей организации.
Перечень объектов Управляющей организации (многоквартирных домов, находящихся в управлении Управляющей организации) является приложением к настоящему Договору.
3. Обязательства по снабжению коммунальными ресурсами.
Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать холодную питьевую воду на объекты Управляющей организации (пункт 2 настоящего Договора) и осуществлять прием сточных бытовых вод из данных объектов в необходимом объеме (пункт 5 настоящего Договора), обеспечивая на границе балансовой принадлежности централизованной сети холодного водоснабжения и централизованной сети водоотведения Ресурсоснабжающей организации и соответствующих внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, соблюдение обязательных требований, предъявляемых к снабжению холодной водой и приему сточных вод.
4 Определение объемов поставленной холодной воды, отведенных сточных вод.
4.1. Объемы поставленной по настоящему договору холодной воды, отведенных сточных вод определяются на 23 число каждого расчетного периода (календарного месяца) по каждому многоквартирному дому с оформлением Ресурсоснабжающей организацией в срок, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным, акта поставки коммунальных ресурсов, составляемого по форме Универсального передаточного документа, оформляемого в порядке, указанном в п. 4.3 настоящего договора (далее акт поставки).
Акт поставки составляется на основании сведений об объемах потребленных по настоящему договору коммунальных ресурсов, представляемых Управляющей организацией и Ресурсоснабжающей организацией в срок не позднее I числа месяца, следующего за расчетным.
4.2. Объемы поставленной холодной воды измеряются в кубических метрах и определяются в соответствии с пунктом 21.1 Правил заключения договоров ресурсоснабжения. При этом объемы поставленной холодной воды определяются в соответствии с подпунктом "б" пункта 21.1 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, в том числе, в случаях истечения межповерочного интервала, работы общедомового прибора учета в нештатных ситуациях, а также при непредставлении Исполнителем в установленный срок показаний общедомовых приборов учета.
4.3. Объемы отведенных сточных вод измеряются в кубических метрах и определяются в соответствии с пунктом 21.1 Правил заключения договоров ресурсоснабжения. При этом подпункт "б" пункта 21.1 Правил заключения договоров ресурсоснабжения применяется, в том числе, в случаях истечения межповерочного интервала, работы общедомового прибора учета сточных вод в нештатных ситуациях, а также при непредставлении Управляющей организацией в установленный срок показаний общедомовых приборов учета сточных вод.
4.4. Определение объемов поставленной холодной воды или сточных вод с использованием показаний общедомового прибора учета холодной воды или сточных вод при его установке (также после его ремонта, замены, поверки) и введении в эксплуатацию в установленном настоящим договором порядке начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОПУ введен в эксплуатацию.
4.5. В целях определения фактических объемов коммунальных ресурсов, потребленных в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, Ресурсоснабжающая организация формирует сведения об определении объемов, потребленных коммунальных ресурсов в каждом расчетном периоде, по форме, согласованной сторонами. Формирование таких сведений осуществляется Ресурсоснабжающей организацией путем сбора и занесения в форму информации о показаниях общедомовых приборов учета, а также путем определения объемов потребленных коммунальных ресурсов с учетом объемов потребленных коммунальных ресурсов субпотребителями.
4.6. Расчеты фактических объемов потребленных коммунальных ресурсов в каждом многоквартирном доме в жилых, нежилых помещениях, необходимых для определения объемов коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, производятся Ресурсоснабжающей организацией с предоставлением Управляющей организацией информации по утвержденным формам в срок, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
4.7. Ресурсоснабжающая организация проводит корректировку объемов коммунальных ресурсов, в том числе, относящуюся к прошедшим расчетным периодам, в случаях, когда изменение объемов потребленных потребителями коммунальных услуг связано с проведением Ресурсоснабжающей организацией перерасчетов размера платы за коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме по основаниям и в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг. Такие корректировки учитываются при определении объемов потребленных по настоящему договору коммунальных ресурсов в текущем расчетном периоде".
5. Сроки и порядок определения стоимости коммунальных ресурсов.
5.1. Оплата по настоящему договору осуществляется Управляющей организацией по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тарифы на холодную воду и водоотведение установлены для Ресурсоснабжающей организации на основании нормативных правовых актов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимаются в бесспорном порядке, без предварительного согласования Сторонами и вводятся в сроки, оговоренные указанными нормативными правовыми актами. Изменение тарифов на холодную воду и водоотведение в период действия настоящего договора не требует его переоформления.
Стоимость коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, рассчитывается с использованием тарифов, установленных для населения.
5.2. Стоимость потребленных коммунальных ресурсов определяется по каждому многоквартирному дому в каждый расчетный период исходя из действующих в соответствующий расчетный период тарифов (цен) на холодную воду, водоотведение, объемов потребленных коммунальных ресурсов, определенных в соответствующий расчетный период.
Стоимость холодной воды, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, определяется в расчетном периоде с учетом повышающих коэффициентов в случаях и в порядке применения повышающих коэффициентов, установленных в пункте 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
5.3. Стоимость потребленных коммунальных ресурсов в каждом расчетном периоде отражается в акте поставки:
- в качестве акта поставки используется Универсальный передаточный документ, оформляемый по форме, приведенной в Приложении N 1 к письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, - в качестве корректирующего акта используется Универсальный корректировочный документ по форме, приведенной в Письме ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@.
6. Качество приобретаемых коммунальных ресурсов.
1. Качество холодной воды должно соответствовать требованиям к качеству коммунальных услуг по холодному водоснабжению, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Качество холодной воды, подаваемой Ресурсоснабжающей организацией в многоквартирные дома, должно обеспечивать Исполнителю возможность осуществлять надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При обнаружении Исполнителем, в т.ч. при поступлении жалоб от потребителей по вопросам нарушения качества коммунальных услуг, фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем потребителям или части потребителей коммунальных услуг в связи с нарушениями (авариями), возникшими по причинам, зависящим от Ресурсоснабжающей организации, Исполнитель и Ресурсоснабжающая организация обязаны провести проверку качества поставленной холодной воды и оказания услуг водоотведения с участием уполномоченных представителей Сторон и оформить акт нарушения качества потребленных коммунальных ресурсов (далее - акт нарушения качества) с обязательным указанием в таком акте причин предоставления коммунальных услуг и поставки холодной воды или оказания услуг водоотведения с нарушением качества и (или) в ненадлежащем объеме. Отношения Сторон по срокам проведения такой проверки, порядку ее проведения, порядку составления акта нарушения качества регулируются Разделом X Правил предоставления коммунальных услуг. Акты нарушения качества оформляются в виде акта проверки нарушения качества поставки холодной воды (отведения сточных вод) и акта проверки восстановления (надлежащего качества) холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, когда представитель Ресурсоснабжающей организации не явился для участия в составлении акта, такой акт составляется и подписывается остальными участниками с указанием в акте информации о неявке представителя Ресурсоснабжающей организации.
2. Производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой Исполнителю с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды".
3. Качество подаваемой холодной питьевой воды должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Допускается временное несоответствие качества питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
4. Контроль качества питьевой воды, поставляемой в многоквартирные дома, включает в себя пробы холодной (питьевой) воды, проведение лабораторных исследований и испытаний в организации.
*** аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отбор проб холодной (питьевой) воды, в том числе отбор параллельных проб, должен производиться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Ресурсоснабжающая организация обязана известить Исполнителя о времени и месте отбора проб холодной (питьевой) воды не позднее 3 суток до проведения отбора. Места отбора проб воды в каждом многоквартирном доме устанавливаются в месте исполнения обязательств Ресурсоснабжающей организации по подаче коммунальных ресурсов, которыми являются точки на границе эксплуатационной ответственности Исполнителя и Ресурсоснабжающей организации по водопроводным сетям.
7. Коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды и водоотведения.
Установка коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и сточных вод и допуск к эксплуатации осуществляется в порядке, установленном законом и иными нормативными правовыми актами.
8. Порядок оплаты приобретаемых коммунальных ресурсов.
1. Приобретаемые коммунальные ресурсы оплачиваются Управляющей организацией в соответствии с правилами, установленными настоящим пунктом.
2. Стоимость коммунальных ресурсов определяется с учетом положений пунктов 5 и 6 стоящего Договора.
3. Расчетный период по настоящему Договору равен одному календарному месяцу.
4. Ресурсоснабжающая организация в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направляет Управляющей организации письмом или передает уполномоченному представителю под роспись документы на оплату, включающие:
а) счет на оплату с указанием настоящего Договора и расчетного периода;
б) акт подачи и приема коммунальных ресурсов за расчетный период, содержащий сведения о количестве коммунальных ресурсов, потребленном каждым объектом Управляющей организации на общедомовые нужды, исходные данные, использованные при определении данного количества коммунального ресурса, в том числе в случае, если расчет осуществлен с использованием коллективного (общедомового) прибора учета, - сведения о количестве коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период в помещениях потребителей. Управляющая организация в случае возникновения сомнений относительно расчета количества потребленного ресурса вправе истребовать у Ресурсоснабжающей организации сведения о количестве коммунальных ресурсов, потребленных в каждом жилом и нежилом помещении в отдельности, расположенных в многоквартирном доме, в отношении которого возникли указанные сомнения.
5. Оплата производится в срок до окончания месяца, следующего за расчетным.
6. Оплата производится банковским переводом с расчетного счета Управляющей организации на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации, указанный в настоящем Договоре.
В платежном поручении на оплату указывается назначение платежа - настоящий Договор, номер и дата оплачиваемого счета (нескольких счетов), расчетный период (несколько периодов), за который (которые) производится оплата.
9. Разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
1. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения (централизованной сети холодного водоснабжения и централизованной сети водоотведения Ресурсоснабжающей организации и соответствующих внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. В случае отсутствия указанного акта границы эксплуатационной ответственности определяется по границе отнесения инженерных систем к составу общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с регулированием.
10. Снятие показаний приборов учета и передача сведений об их показаниях.
1. Ресурсоснабжающая организация самостоятельно осуществляет снятие показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в границе балансовой принадлежности централизованных сетей холодного водоснабжения и водоотведения Ресурсоснабжающей организации и находящихся в собственности (управлении) Ресурсоснабжающей организации.
2. Снятие показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (установленных в границе балансовой принадлежности внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения) осуществляется Управляющей организацией в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
3. Снятие показаний приборов учета за текущий календарный месяц (расчетный период) осуществляется Сторонами в период с 23-го по 25-е число расчетного месяца.
4. В отношении многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и сточных вод, кроме многоквартирных домов, оборудованных приборами учета, снятие показаний которых осуществляется Ресурсоснабжающей организацией самостоятельно в соответствии с частью 1 настоящего пункта, Управляющая организация ежемесячно передает Ресурсоснабжающей организации сведения о количестве коммунальных ресурсов, потребленных каждым многоквартирным домом, определенное на основании показаний указанного прибора учета. Управляющей организация обеспечивает получение Ресурсоснабжающей организацией сведений приборов учета, указанных в предыдущем абзаце, не позднее 27-го числа расчетного месяца.
11. Бремя содержания оборудования, используемого при подаче холодной воды и водоотведении.
1. Бремя содержания приборов учета холодной воды, сточных вод, инженерных систем холодного водоснабжения, водоотведения, иного оборудования, используемого при подаче холодной воды, водоотведении, а также ответственность за техническое состояние и сохранность данного оборудования возлагается на Сторону, в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения которой установлено соответствующее оборудование и в чьей собственности (управлении) данное оборудование находится.
2. Управляющая организация содержит только указанное в части 1 настоящего пункта оборудование, входящее в соответствии с жилищным законодательством в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
3. Каждая из Сторон обязуется обеспечивать эксплуатацию и техническое состояние соответствующие установленным законодательством и нормативно-технической документацией требованиям в отношении оборудования, бремя содержания и ответственность за которое данная Сторона несет в соответствии с частями 1 и 2 настоящего пункта.
12. Установка коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и сточных вод и подключение данных приборов, а также индивидуальных приборов учета данных ресурсов к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета.
1. Стороны несут обязательства по оборудованию многоквартирных домов, находящихся в управлении Управляющей организации, коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и сточных вод в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными применимыми законами и нормативными правовыми актами.
2. Управляющая организация в случае если указанные в части 1 настоящего пункта приборы учета установлены в границе балансовой принадлежности инженерных систем Управляющей организации, обязуется предоставить Ресурсоснабжающей организации возможность подключения данных приборов учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний данных приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам.
3. Установка общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод осуществляется Исполнителем по проекту, выполненному в соответствии с техническими условиями и согласованному с Ресурсоснабжающей организацией. Изменение схемы установки общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод осуществляется по согласованию с Ресурсоснабжающей организацией. Замена общедомового прибора учета холодной воды, сточных вод без изменения схемы его установки осуществляется без предоставления нового проекта.
4. При принятии решения собственниками помещений в многоквартирном доме об установке общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод Исполнитель обязан согласовать с Ресурсоснабжающей организацией технические условия на установку общедомового прибора учета и дату его установки в каждом многоквартирном доме, которая должна определяться Исполнителем не позднее срока установки общедомового прибора учета, определенного в договоре, содержащем условия предоставления коммунальных услуг Исполнителем потребителям, или в решении собственников помещений об установке общедомового прибора учета. Если такой срок решением общего собрания собственников помещений в каком-либо из многоквартирных домов не определен, то срок установки общедомового прибора учета не должен превышать 3-х месяцев с даты принятия решения собственников помещений об установке общедомового прибора учета в соответствующем многоквартирном доме.
Ресурсоснабжающей организация обязана направить своего представителя для участия в приемке в эксплуатацию установленного Исполнителем общедомового прибора учета холодной воды, сточных вод. При отсутствии замечаний составляется и подписывается двухсторонний акт допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию. После подписания акта уполномоченный представитель Ресурсоснабжающей организации пломбирует общедомовой прибор учета.
За действия Ресурсоснабжающей организации по выдаче технических условий на установку общедомовых приборов учета и по введению установленных Исполнителем или привлекаемыми им третьими лицами общедомовых приборов учета в эксплуатацию, плата с Абонента не взимается.
5. Стороны настоящего договора обязаны обеспечить введение в эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета, в том числе установленных после очередной их поверки, ремонта или замены, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем их установки.
Исполнитель обязан обеспечить допуск представителей Ресурсоснабжающей организации для оформления введения общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод в эксплуатацию и их опломбирования, в том числе ОПУ холодной воды, установленных Ресурсоснабжающей организацией в порядке, регламентируемом Законом об энергосбережении.
6. По многоквартирным домам, в которых собственники помещений имеют обязанность установить общедомовые приборы учета холодной воды, но в которых отсутствует техническая возможность их установки. Стороны составляют акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета холодной воды. Ресурсоснабжающей организация обязана направить своего представителя для составления такого акта в срок не позднее 10 рабочих дней после получения от Исполнителя соответствующей заявки, составленной, в том числе, по требованию потребителя. Исполнитель вправе составить акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета холодной воды в одностороннем порядке и представить его Ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжающей организация вправе проверить достоверность сведений, содержащихся в таком акте в течение 10 рабочих дней после даты его представления Исполнителю, а при неосуществлении такой проверки в указанный срок, обязана принять акт, составленный Исполнителем: в указанном случае датой составления акта признается дата его представления Исполнителем Ресурсоснабжающей организации.
При возникновении разногласий между Исполнителем и Ресурсоснабжающей организацией о наличии или отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также о допуске или отказе в допуске общедомового прибора учета холодной воды в эксплуатацию, соответствующие споры Стороны разрешают с приглашением представителя Ростехнадзора. Если представителем Ростехнадзора будет подтвержден факт отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды, акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета признается составленным на дату его подписания стороной, указавшей в акте информацию об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды, но не ранее даты представления такого акта Ресурсоснабжающей организации.
7. Любая из Сторон настоящего договора, обнаружившая выход из строя общедомового прибора учета холодной воды, горячей воды, сточных вод, фиксирует время и дату выхода из строя общедомового прибора учета (в т.ч. в журнале показаний приборов учета, если жилищным законодательством установлена обязанность для Стороны настоящего договора по ведению такого журнала) и немедленно (не более чем в течение суток) уведомляет об этом другую Сторону, а также сообщает данные о показаниях прибора учета на момент его выхода из строя. Если дата выхода из строя прибора учета неизвестна, прибор учета считается вышедшим из строя начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет объемов холодной воды, горячей воды, сточных вод путем введения в эксплуатацию соответствующего общедомового прибора учета.
8. В случае выхода общедомового прибора учета холодной воды из эксплуатации и необеспечения Исполнителем его ремонта, замены или поверки в срок, установленный Законом об энергосбережении. Ресурсоснабжающей организация вправе осуществить действия по обеспечению надлежащей эксплуатации такого общедомового прибора учета с последующим возмещением соответствующих затрат за счет Исполнителя.
9. Установка Исполнителем в многоквартирных домах индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, а также их ремонт и (или) замена осуществляются по заявкам потребителей коммунальных услуг, направляемых Исполнителю. Исполнитель сообщает Ресурсоснабжающей организации информацию об установленных и введенных ими в эксплуатацию индивидуальных приборах учета, а также о случаях их ремонта или замены постоянно в срок не позднее 3-х дней, после проведения таких работ.
13. Акты сверки расчетов.
Каждая из Сторон вправе потребовать подписания акта сверки расчетов по оплате коммунальных ресурсов, приобретенных в соответствии с настоящим Договором. Указанный акт подписывается на чаще одного раза в квартал. Проект акта подготавливает Сторона, заявившая соответствующее требование. Сторона, получившая проект акта, обязана подписать его в течение тридцати календарных дней с момента его получения либо в тот же срок направить свои возражения относительно содержания акта.
14. Извещения.
1. Стороны обязуются извещать друг друга об изменении своего наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, контактных данных, банковских реквизитов, а также о смене руководителя. Указанное извещение должно быть направлено не позднее десяти дней с момента соответствующего изменения.
2. Стороны также обязаны извещать друг друга не менее чем за тридцать дней о предстоящей ликвидации, реорганизации.
3. Сторона, не исполнившая предусмотренное настоящим пунктом обязательство в установленный срок, несет ответственность за наступление негативных последствий для другой Стороны, вызванных неисполнением предусмотренной обязанности.
15. Ответственность Сторон.
Стороны несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в порядке и в пределах, установленных действующим законодательством.
16. Применение договора.
1. Настоящий Договор заключен Сторонами на неопределенный срок, вступает в силу с момента его подписания, применяется с учетом положения части 2 настоящего пункта, а также пункта 19 настоящего Договора, может быть прекращен Сторонами досрочно при условиях и в порядке, определенных пунктом 20 настоящего Договора.
2. Настоящий Договор применяется к отношениям Сторон, соответствующих предмету настоящего договора (пункт 1 настоящего Договора) и возникших начиная с 01.01.2017.
3. Датой начала поставки коммунальных ресурсов в соответствии с настоящим Договором является 1.01.2017.
4. Стороны обязуются добросовестно исполнять условия настоящего Договора, пользоваться правами и выполнять обязанности, им предусмотренные, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
17. Прекращение применения договора в отношении многоквартирного дома, выбывшего из управления Управляющей организации.
1. В случае выбытия многоквартирного дома из управления Управляющей организации, действие настоящего Договора в отношении данного многоквартирного дома прекращается в срок и в порядке, определенные настоящим пунктом.
2. После выбытия многоквартирного дома из управления Управляющей организации, последняя в течение десяти дней направляет Ресурсоснабжающей организации в двух экземплярах подписанное приложение (пункт 2 настоящего Договора), содержащего перечень многоквартирных домов, из которого исключен выбывший из управления многоквартирный дом, а также документы, подтверждающие выбытие данного многоквартирного дома из управления Управляющей организации.
3. Ресурсоснабжающая организация подписывает полученное приложение в течение десяти дней с момента его получения и направляет один подписанный экземпляр Управляющей организации.
При условии предоставления Управляющей организацией предусмотренных частью 2 настоящего пункта документов, Ресурсоснабжающая организация не вправе отказаться от подписания представленного Управляющей организацией приложения.
В случае если необходимые документы Управляющей организацией не представлены, до окончания указанного срока Ресурсоснабжающая организация вправе заявить возражения относительно представленного приложения. Если указанные возражения не будут заявлены в установленный срок, приложения считается принятым с момента окончания данного срока несмотря на его неподписание Ресурсоснабжающей организацией.
4. В отношении выбывшего из управления Управляющей организации многоквартирного дома настоящий Договор действует до момента завершения расчетов за коммунальные ресурсы, потребленные данным многоквартирным домом в последний расчетный период, когда Управляющая организация выполняла соответствующие функции в отношении данного многоквартирного дома.
Последним расчетным периодом в смысле настоящей части признается календарный месяц, в котором Управляющая организация прекратила выполнение соответствующих функций в отношении данного многоквартирного дома.
При прекращении применения настоящего Договора в отношении выбывшего из управления Управляющей организации многоквартирного дома также применяется положение части 3 пункта 18 настоящего Договора.
18. Расторжение и изменение договора.
1. Настоящий Договор может быть расторгнут во внесудебном порядке по соглашению Сторон.
В данном случае действие Договора прекращается после завершения расчетов за расчетный период, в течение которого Сторонами будет заключено соглашение о расторжении договора, либо с момента окончания расчетов за более поздний расчетный период, если такой период будет определен Сторонами в соглашении о расторжении договора.
2. Договор может быть расторгнут по требованию одной Стороны при условиях и в порядке, определенным действующим законодательством. Обращение в суд с соответствующим требованием возможно только при условии, что другая Сторона отказалась от расторжения настоящего Договора по соглашению Сторон.
3. В случае расторжения Договора Стороны в течение 10 (десяти) дней с момента прекращения действия Договора подписывают акты фиксации показаний коллективных (общедомовых) приборов учета на момент прекращения обязательств Управляющей организации.
4. Изменение настоящего Договора, в том числе его дополнение, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством в отношении заключения и изменения договоров.
5. Включение в настоящий договор новых многоквартирных домов осуществляется в соответствии с порядком заключения договора между Ресурсоснабжающей организацией и Управляющей организацией, установленным Правилами заключения договоров ресурсоснабжения. Управляющая организация обязана предоставить Ресурсоснабжающей организации, требуемые в указанном случае документы в объеме и в сроки, установленные Правилами заключения договоров ресурсоснабжения, в том числе в составе показателей, необходимых для учета объемов потребленных коммунальных ресурсов при исполнении настоящего договора.
19. Разрешение споров.
Споры, возникающие между Сторонами в связи с исполнением или расторжением настоящего Договора, подлежат рассмотрению Арбитражным судом Калининградской области, при условии, что соответствующий спор не был разрешен в досудебном порядке в течение тридцати дней с момента получения стороной претензии и иного документа, указывающего на наличие спора.
20. Заключительные положения.
1. Настоящий Договор имеет в качестве приложения Перечень объектов Управляющей организации (пункт 2 настоящего Договора).
Указанное приложение подписывается Сторонами одновременно с подписанием настоящего Договора и являются его неотъемлемой частью.
Перечень объектов управляющей организации.
Настоящий перечень в соответствии с пунктом 3 Договора снабжения холодной водой и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах от 26 февраля 2018 г. N ВВ-ОДН-2018/1 включает многоквартирные дома, находящиеся в управлении Управляющей организации (в смысле указанного договора).
Настоящий перечень является неотъемлемой частью указанного договора.
Указаны адреса многоквартирных домов в г. Калининграде (указан перечень МКД).
В апелляционной жалобе ООО "ЖЭУ-7 Сервис", ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, просит решение изменить в части урегулирования разногласий относительно условий пунктов 5 и 6, 7, 13 договора снабжения холодной водой и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах от 26.02.2018 N ВВ-ОДН-2018/1, в данной части принять новое решение, которым данные условия договора утвердить в редакции в соответствии с офертой от 26.02.2018.
В апелляционной жалобе Водоканал, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая, что истцом нарушен порядок заключения договора, просит исключить пункты 10, 11, изменить пункты 17 и 18..
По мнению подателя жалобы, договор в редакции ООО "ЖЭУ 7 Сервис" не мог быть утвержден, поскольку его условия вносят правовую неопределенность в правоотношения сторон, во многом противоречат нормам действующего законодательства. Вместе с тем, направленный в адрес истца проект договора ресурсоснабжающей организацией соответствует единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134).
В настоящем судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию апелляционной жалобы и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явился, (связь для проведения оn-line заседания не обеспечена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, управляющая организация ООО "ЖЭУ N 7" направила МП КХ "Водоканал" - ресурсоснабжающей организации оферту на заключение договора снабжения холодной водой и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах N ВВ-ОДН-2018/1 от 26.02.2018.
Поскольку полученный договор был возвращен, вместе с тем, была предложена редакция договора, условия которой Общество посчитало не соответствующими законодательству, ООО "ЖЭУ-7 Сервис" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с соответствующим иском.
В ходе рассмотрения спора МП КХ "Водоканал" обратилось с встречными требованиями о разрешении разногласий между сторонами, просило утвердить договор в редакции ресурсоснабжающей организации.
Суд первой инстанции первоначальный иск частично удовлетворил, в удовлетворении встречных требований отказал.
При этом суд первой инстанции проверил весь договор на соответствие нормам действующего законодательства, что ООО "ЖЭУ-7 Сервис" считает нарушением норм процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает данный довод подлежащим отклонению.
В обоснование заявленной позиции Общество указало на то, что в процессе рассмотрения дела с целью устранения разногласий стороны в порядке части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подписали соглашение, неустраненными остались противоречия в части 1 пункта 5 и части 2 пункта 6.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда
В силу положений статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Проект договора должен содержать все существенные условия подлежащего заключению договора, которые исследуются и оцениваются судом при разрешении спора: предмет договора, срок действия договора, размер и сроки внесения платежей, и иные условия.
Пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" (далее - Постановление N 16) разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Разрешение судом спора при наличии разногласий по какому-либо из условий договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Поскольку между Предприятием и Обществом возникли разногласия, в целях придания условиям договора между сторонами правовой определенности, а также в целях исключения в последующем в ходе исполнения договора споров и противоречий, суд первой инстанции был вправе проверить все условия договора на соответствие их нормам действующего законодательства.
Также, отклоняя довод истца, суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что, несмотря на заключение соглашения, стороны не устранили им разногласия в части, кроме того, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об изменении исковых требований не заявляли. Первоначально на рассмотрение суда были вынесены разногласия по всему договору, а не по его части.
С учетом изложенного, оснований утверждать, что суд вышел за пределы предоставленных ему полномочий, не имеется.
Вопреки позиции ЖЭУ в апелляционной жалобе пункты 5 и 6 правомерно утверждены в редакции ресурсоснабжающей организации, поскольку их положения составлены с учетом Постановления Правительства от 14.02.2012 N 124, а в представленной Обществом редакции они противоречат нормам действующего законодательства.
Отклоняя позицию ответчика, суд принял во внимание, что подпункт 2 пункта 5 Договора противоречит нормам права, данные условия Договора не предусмотрены нормами действующего законодательства. Подпункт 5 пункта 5 Договора противоречит существу Договора. Отношения сторон касаются предоставления коммунальной услуги в целях содержания общего имущества дома, а не совокупного объема потребленной услуги, исходя из показания общедомового прибора учета.
Кроме того в счет будущих платежей может быть зачтена излишне уплаченная сумма.
Понятие "стоимость превышающего объема" отсутствует в применяемых нормативно-правовых актах, регулирующих отношения сторон при исполнении настоящего договора.
Подпункт 6 пункта 5 Договора противоречит п. п. "в" пункта 21 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила 124).
Также подпункт 4 пункта 5 Договора противоречит п. п. "ж" п. 22 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, согласно которому при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) зрибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) зрибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов юммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
В соответствии с пунктом 5, принятом судом первой инстанции в редакции МП КХ "Водоканал", устанавливаются сроки и порядок определения стоимости коммунальных ресурсов.
5.1. Оплата по настоящему договору осуществляется Управляющей организацией по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тарифы на холодную воду и водоотведение установлены для Ресурсоснабжающей организации на основании нормативных правовых актов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимаются в бесспорном порядке, без предварительного согласования Сторонами и вводятся в сроки, оговоренные указанными нормативными правовыми актами. Изменение тарифов на холодную воду и водоотведение в период действия настоящего договора не требует его переоформления.
Стоимость коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, рассчитывается с использованием тарифов, установленных для населения.
5.2. Стоимость потребленных коммунальных ресурсов определяется по каждому многоквартирному дому в каждый расчетный период исходя из действующих в соответствующий расчетный период тарифов (цен) на холодную воду, водоотведение, объемов потребленных коммунальных ресурсов, определенных в соответствующий расчетный период.
Стоимость холодной воды, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, определяется в расчетном периоде с учетом повышающих коэффициентов в случаях и в порядке применения повышающих коэффициентов, установленных в пункте 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения.
5.3. Стоимость потребленных коммунальных ресурсов в каждом расчетном периоде отражается в акте поставки:
- в качестве акта поставки используется Универсальный передаточный документ, оформляемый по форме, приведенной в Приложении N 1 к письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@, - в качестве корректирующего акта используется Универсальный корректировочный документ по форме, приведенной в Письме ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@.
Пункт 7 утвержден судом в редакции Предприятия, позиция ответчика не согласована с нормами материального права, в связи с чем обосновано не принята во внимание.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона N 416-ФЗ, вступившего в законную силу с 31.01.2013, к существенным условиям договора холодного водоснабжения и водоотведения относятся параметры качества воды и порядок контроля качества воды.
Существенными условиями договора ресурсоснабжения являются показатели качества поставляемого коммунального ресурса (подпункт "в" пункта 17 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).
Согласно п. 20 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми |"бъединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановление Правительства N 124 является обязательным для исполнения как ресурсоснабжающей организацией, так и управляющей компанией. Данное постановление содержит в себе императивные нормы.
Таким образом, пункт 7 в редакции ресурсоснабжающей организации не вступает в противоречие с нормами действующего законодательства, однако суд первой инстанции принял редакцию, не содержащую в себе параметры качества воды, порядок контроля качества воды, вместе с тем, данные условия являются обязательными при заключении договора.
Стороны также спорят по пункту 13 договора.
Согласно подпункту "г" пункта 18 Правил N 124 договор ресурсоснабжения должен содержать определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения.
В статье 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии со статьей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 Закона об энергоснабжении в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов указанной обязанности оснащение домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Аналогичные положения изложены также в пункте 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), согласно которому в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных во втором абзаце настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Обстоятельств, подтверждающих совершение собственниками активных действий, направленных на самостоятельное установление общедомового прибора учета в МКД, не установлено.
Согласно статье 249 ГК РФ, статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту "б", подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, и подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Таким образом, действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении установлено, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета холодной и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В случае выбора собственниками помещений многоквартирных домов способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию, выступающую в отношениях с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников помещений и осуществляющую управление многоквартирными домами в качестве своей основной деятельности. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2017 N 309-ЭС17-1238.
С учетом изложенного, пункт 13, вопреки позиции ответчика, правомерно принят в редакции, предложенной ресурсоснабжающей организацией.
13. Установка коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и сточных вод и подключение данных приборов, а также индивидуальных приборов учета данных ресурсов к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета.
1. Стороны несут обязательства по оборудованию многоквартирных домов, находящихся в управлении Управляющей организации, коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и сточных вод в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными применимыми законами и нормативными правовыми актами.
2. Управляющая организация в случае если указанные в части 1 настоящего пункта приборы учета установлены в границе балансовой принадлежности инженерных систем Управляющей организации, обязуется предоставить Ресурсоснабжающей организации возможность подключения данных приборов учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний данных приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам.
3. Установка общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод осуществляется Исполнителем по проекту, выполненному в соответствии с техническими условиями и согласованному с Ресурсоснабжающей организацией. Изменение схемы установки общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод осуществляется по согласованию с Ресурсоснабжающей организацией. Замена общедомового прибора учета холодной воды, сточных вод без изменения схемы его установки осуществляется без предоставления нового проекта.
4. При принятии решения собственниками помещений в многоквартирном доме об установке общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод Исполнитель обязан согласовать с Ресурсоснабжающей организацией технические условия на установку общедомового прибора учета и дату его установки в каждом многоквартирном доме, которая должна определяться Исполнителем не позднее срока установки общедомового прибора учета, определенного в договоре, содержащем условия предоставления коммунальных услуг Исполнителем потребителям, или в решении собственников помещений об установке общедомового прибора учета. Если такой срок решением общего собрания собственников помещений в каком-либо из многоквартирных домов не определен, то срок установки общедомового прибора учета не должен превышать 3-х месяцев с даты принятия решения собственников помещений об установке общедомового прибора учета в соответствующем многоквартирном доме.
Ресурсоснабжающей организация обязана направить своего представителя для участия в приемке в эксплуатацию установленного Исполнителем общедомового прибора учета холодной воды, сточных вод. При отсутствии замечаний составляется и подписывается двухсторонний акт допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию. После подписания акта уполномоченный представитель Ресурсоснабжающей организации пломбирует общедомовой прибор учета.
За действия Ресурсоснабжающей организации по выдаче технических условий на установку общедомовых приборов учета и по введению установленных Исполнителем или привлекаемыми им третьими лицами общедомовых приборов учета в эксплуатацию, плата с Абонента не взимается.
5. Стороны настоящего договора обязаны обеспечить введение в эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета, в том числе установленных после очередной их поверки, ремонта или замены, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем их установки.
Исполнитель обязан обеспечить допуск представителей Ресурсоснабжающей организации для оформления введения общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод в эксплуатацию и их опломбирования, в том числе ОПУ холодной воды, установленных Ресурсоснабжающей организацией в порядке, регламентируемом Законом об энергосбережении.
6. По многоквартирным домам, в которых собственники помещений имеют обязанность установить общедомовые приборы учета холодной воды, но в которых отсутствует техническая возможность их установки. Стороны составляют акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета холодной воды. Ресурсоснабжающей организация обязана направить своего представителя для составления такого акта в срок не позднее 10 рабочих дней после получения от Исполнителя соответствующей заявки, составленной, в том числе, по требованию потребителя. Исполнитель вправе составить акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета холодной воды в одностороннем порядке и представить его Ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжающей организация вправе проверить достоверность сведений, содержащихся в таком акте в течение 10 рабочих дней после даты его представления Исполнителю, а при неосуществлении такой проверки в указанный срок, обязана принять акт, составленный Исполнителем: в указанном случае датой составления акта признается дата его представления Исполнителем Ресурсоснабжающей организации.
При возникновении разногласий между Исполнителем и Ресурсоснабжающей организацией о наличии или отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также о допуске или отказе в допуске общедомового прибора учета холодной воды в эксплуатацию, соответствующие споры Стороны разрешают с приглашением представителя Ростехнадзора. Если представителем Ростехнадзора будет подтвержден факт отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды, акт о технической невозможности установки общедомового прибора учета признается составленным на дату его подписания стороной, указавшей в акте информацию об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды, но не ранее даты представления такого акта Ресурсоснабжающей организации.
7. Любая из Сторон настоящего договора, обнаружившая выход из строя общедомового прибора учета холодной воды, горячей воды, сточных вод, фиксирует время и дату выхода из строя общедомового прибора учета (в т.ч. в журнале показаний приборов учета, если жилищным законодательством установлена обязанность для Стороны настоящего договора по ведению такого журнала) и немедленно (не более чем в течение суток) уведомляет об этом другую Сторону, а также сообщает данные о показаниях прибора учета на момент его выхода из строя. Если дата выхода из строя прибора учета неизвестна, прибор учета считается вышедшим из строя начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет объемов холодной воды, горячей воды, сточных вод путем введения в эксплуатацию соответствующего общедомового прибора учета.
8. В случае выхода общедомового прибора учета холодной воды из эксплуатации и необеспечения Исполнителем его ремонта, замены или поверки в срок, установленный Законом об энергосбережении. Ресурсоснабжающей организация вправе осуществить действия по обеспечению надлежащей эксплуатации такого общедомового прибора учета с последующим возмещением соответствующих затрат за счет Исполнителя.
9. Установка Исполнителем в многоквартирных домах индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, а также их ремонт и (или) замена осуществляются по заявкам потребителей коммунальных услуг, направляемых Исполнителю. Исполнитель сообщает Ресурсоснабжающей организации информацию об установленных и введенных ими в эксплуатацию индивидуальных приборах учета, а также о случаях их ремонта или замены постоянно в срок не позднее 3-х дней, после проведения таких работ.
Суд апелляционной инстанции полагает необоснованным довод Предприятия о том, что договор должен был быть принят в редакции ресурсоснабжающей организации, поскольку его условия являются типовыми. Условия договора должны не вступать в противоречие с нормами материального права, должны устанавливать обязательства и права сторон в каждом конкретном случае с особенностями. Более того, стороны свободны в заключении договора в порядке статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Права одной стороны не должны нарушать права другой стороны договора.
Нумерация пунктов договора изменена с учетом исключения пункта 4. Доводы жалоб рассмотрены с учетом нумерации в первоначально предложенной истцом редакции договора.
Иные доводы сторон также были предметом исследования судом первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, для пересмотра выводов по ним суд апелляционной инстанции не усматривает оснований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.06.2020 по делу N А21-4023/2018 оставить без изменения апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4023/2018
Истец: ООО "ЖЭУ-7"
Ответчик: ГП КО "Водоканал"