г. Челябинск |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А47-19106/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28 июля 2020 г. по делу N А47-19106/2019.
В судебном заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственность "Природа" - Липаткин Н.С. (доверенность от 09.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее также - заявитель, общество, ООО "Природа") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее также - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ) о признании недействительным предписания N ПР-3542 от 23.10.2019.
Определением суда от 05.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечена Администрация города Медногорска (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 22.07.2020) заявленные требования удовлетворены. Предписание N ПР-3542 от 23.10.2019 Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением суда, ГЖИ по Оренбургской области (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что региональный оператор несет ответственность за несоблюдение периодичности вывоза ТКО не только из мест накопления, на которых установлены контейнеры, но и бесконтейнерным способом. Материалами дела не подтверждается соблюдение периодичности вывоза ТКО.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
С учетом мнения явившегося представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Природа" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
На основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 01.10.2019 N 3542 (л.д.44), в связи с поступлением в ГЖИ обращения жителя дома N29 по ул. Свердлова г. Медногорска (л.д.49), в период с 03 октября по 23 октября 2019 года Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью Природа" (ИНН 5612167252) по вопросу соблюдения обязательных требований к предоставлению, определению размера и внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям, проживающим в жилом доме (домовладении) по адресу: Оренбургская область, г. Медногорск, ул. Свердлова д.29.
По результатам проверки составлен акт N А-3542 от 23.10.2019 (л.д.51): обществу вменено нарушение обязательных требований, установленных подпункта "а" пункта 148(22) пункта 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, далее - Правила N 354), выразившееся в не оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО и начислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО гражданам, проживающим в жилом доме (домовладении) по адресу: Оренбургская область, г. Медногорск, ул. Свердлова д.29, в период с 01.01.2019 по 01.06.2019.
С учетом изложенного по результатам проверки ООО "Природа" выдано предписание N ПР-3542 от 23.10.2019 (л.д.53) с требованиями: сторнировать начисленную потребителям, проживающим в жилом доме (домовладении) N 29 по ул. Свердлова г. Медногорска плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 01.06.2019.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ, обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в Соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) в Оренбургской области от 28.04.2018 ООО "Природа" с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области. Следовательно, ООО "Природа" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей Оренбургской области, в том числе проживающих в жилом доме N 29 по ул. Свердлова г. Медногорска Оренбургской области. В этом качестве общество с 01.01.2019 выставляло потребителям указанного жилого дома платежные документы на оплату коммунальной услуги. Эти обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами N 1156 (пункт 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с пунктом 8(4) названных Правил, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя.
На основании пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В силу пункта 8(10) Правил N 1156 проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Правилами N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, независимо от поступления от потребителя заявки услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной Правилами N 1156, в том числе в части графика вывоза.
В настоящем случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен между обществом и потребителями, проживающими в жилом доме N 29 по ул. Свердлова г. Медногорска, без составления письменной формы на основании пункта 8 (17) Правил N 354 в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Подпунктом "а" пункта 148(22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 148(45) Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно пункту 9 Правил N 354, потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9, 12 Правил N 354 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема) и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
По смыслу положений Правил N 1156, при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 Правил N 1156 под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерной площадкой является место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Как установлено инспекцией в ходе проверки и отражено в акте проверки, согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Медногорск, место накопления ТКО для потребителей, проживающих в спорном домовладении не определено.
Для потребителей, проживающих в жилом доме по адресу: г.Медногорск, ул. Свердлова 29, ближайшей контейнерной площадкой является площадка по адресу: г.Медногорск, ул. Свердлова д.20, также фактическое складирование было на улицах Свердлова, Южной и Кирова г. Медногорска. С 01.05.2019 сбор и транспортирование ТКО, осуществлялся бестарным способом.
Фактически вывоз ТКО с указанного места накопления отходов осуществляется обществом регулярно в соответствии с нормативными требованиями. Это обстоятельство инспекцией не опровергнуто.
То есть, у потребителя имелась фактическая возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя оборудованные контейнерные площадки по указанному выше адресу, вывоз отходов из которых осуществлялся обществом своевременно.
При этом обстоятельства удаленности расположения названной контейнерной площадки от жилого дома по адресу: г. Оренбург, ул. Свердлова, 29 не имеют значения для рассмотрения настоящего дела в силу следующего.
Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Между тем, согласно пункту 13 Правил N 354, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Положениями статей 8 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 предусмотрено, что к вопросам местного значения (к компетенции органов местного самоуправления) в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
В связи с этим несоблюдение предусмотренных пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100-м расстоянии от жилых домов.
Каких-либо нарушений нормативных требований при вывозе отходов с указанного места размещения отходов проверкой не выявлено, в связи с чем оснований полагать, что заявителем не оказываются услуги по вывозу отходов с этого места размещения отходов (в том числе для потребителей коммунальной услуги, проживающих в жилом доме N 29 по ул. Свердлова г. Медногорска) у суда не имеется.
Приведенный в апелляционной жалобе инспекции довод о недоказанности заявителем факта надлежащего оказания услуги по вывозу ТКО, не может быть принят судом во внимание. С учетом распределения бремени доказывания в настоящем деле именно на инспекции, как на лице, вынесшем оспоренный ненормативный правовой акт, лежит обязанность доказать факт неоказания обществом услуг по вывозу ТКО (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Эта обязанность инспекцией не исполнена. В тоже время заявителем представлены в материалы дела путевые листы по вывозу ТКО (л.д.59-63), акты по транспортированию ТКО (л.д.64-65), график вывоза ТКО г.Медногорска (л.д.66-69), договор на оказание услуги по транспортированию ТКО N 2 от 29.12.2018 (л.д.70-84).
Таким образом, начисление платы за услугу по обращению с ТКО в рассматриваемой ситуации заявителем производилось правомерно, а вывод инспекции о нарушении заявителем положений подпункта "а" пункта 148(22) и пункта 148(45) Правил N 354 является неверным. Оснований для выдачи заявителю предписания, обязывающего сторнировать начисленную правомерно плату за период с 01.01.2019 по 01.06.2019 в соответствии с установленными требованиями, у инспекции не имелось.
При таких обстоятельствах, оспоренное предписание инспекции является незаконным.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку таким предписанием необоснованно ограничено право заявителя на получение платы за фактически оказываемые им услуги по обращению с ТКО, следует признать подтвержденным факт нарушения этим предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, а потому судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28 июля 2020 г. по делу N А47-19106/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-19106/2019
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Администрацию города Медногорска, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд