город Омск |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А46-15677/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8865/2020) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2020 по делу N А46-15677/2019 (судья Ярковой С.В.) по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) о взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании представителя Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Ермолаевой Е.В. (удостоверение от 17.07.2019 N 258/19, диплом, по доверенности от 29.06.2020 N ИСХ-ДИО/6020),
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - АО "ТГК-11", ответчик) о взыскании 1 789 354 руб. 02 коп. неустойки за период с 01.07.2017 по 09.12.2019, начисленной на задолженность по оплате арендных платежей по договору аренды от 12.07.2012 N ДГУ/12-2784-С-13, взысканную решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-17035/2018.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.07.2020 по делу N А46-15677/2019 исковые требования удовлетворены частично, с АО "ТГК-11" в пользу Департамента взыскана неустойка по договору аренды от 12.07.2012 N ДГУ/12-2784-С-13 в сумме 1 045 208 руб. 49 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2020 отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней Департамент указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления неустойки за просрочку внесения арендных платежей в размере, составляющем разницу, образовавшуюся в связи с принятием решения Омского областного суда по делу от 27.07.2018 по делу N 3а-55/2018, за период до вступления в силу указанного решения (19.09.2018); 27.07.2018 Департамент направил ответчику претензию об оплате задолженности за период с 01.07.2017 по 31.12.2017, исходя из установленной Омским областным судом кадастровой стоимости.
В дополнениях к апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в сумме 1 541 687 руб. 96 коп., с учетом неустойки, начисленной за период с 01.07.2017 по 18.09.2018.
АО "ТГК-11" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 28.09.2020 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 08.10.2020, сторонам предложено представить письменные пояснения, относительно изложенного в дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе расчета неустойки за период с 01.07.2017 по 18.08.2020, исходя из размера арендной платы, исчисленного из кадастровой стоимости земельного участка, установленной до вынесения решения Омского областного суда от 17.07.2018 по делу N 3а-55/2018.
05.10.2020 и 07.10.2020 стороны представили дополнительные пояснения.
АО "ТГК-11", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заслушав представителя истца, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, отзыв на апелляционную жалобу, дополнительные пояснения, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и АО "ТГК N 11" (арендатор) заключен договор аренды от 12.07.2012 N ДГУ/12-2784-С-13, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 49 лет находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенный в городе Омске и относящийся к категории земель населенных пунктов, земельный участок с кадастровым номером 55:36:030101:25, площадью 4 203 599 кв.м (пункты 1.1, 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 5.2 договора арендатор за несвоевременное внесение арендных платежей уплачивает арендодателю неустойку в размере 0,03% от просроченной к оплате суммы за каждый день просрочки.
Договор действует в редакции протокола разногласий.
По акту приема-передачи от 12.07.2012 (приложение N 3 к договору) земельный участок передан обществу.
В связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений с 11.02.2013 все права и обязанности по данному договору перешли от главного управления по земельным ресурсам Омской области к Департаменту.
Решением Омского областного суда от 17.07.2018 по делу N 3а-55/2018, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030101:25, площадью 4 203 599 кв.м, установлена исходя из удельного показателя 401 руб. 03 коп./кв.м, установленного для десятой группы разрешенного использования. Соответствующие изменения внесены в сведения единого государственного реестра недвижимости в отношении указанного земельного участка за период с 21.01.2015 по 08.06.2017.
Полагая, что размер оплаты арендных платежей за период с 09.06.2017 по 31.12.2017 необходимо производить исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 1 685 769 306 руб. 97 коп., согласно вступившему в законную силу решению Омского областного суда от 17.07.2018 по делу N 3а-55/2018, Департамент обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N ДГУ/12-2784-С-13 от 12.07.2012 за период с июля 2017 года по декабрь 2017 года в сумме 13 382 873 руб. 72 коп.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019, оставленным без изменения Арбитражным судом Западно-Сибирского округа от 28.10.2019 по делу N А46-17035/2018, исковые требования Департамента были удовлетворены частично, суд взыскал с АО "ТГК-11" задолженность по договору аренды земельного участка N ДГУ/12-2784-С-13 от 12.07.2012, за период с июля 2017 года по декабрь 2017 года в сумме 7 829 277 руб. 10 коп.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд апелляционной инстанции исходил из того, что расчет арендных платежей за период с июля 2017 года по декабрь 2017 года необходимо производить из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Омского областного суда.
Вместе с тем, руководствуясь пунктом 2 приказа от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее по тексту - Приказ N 347), указал, что ставка арендной платы, утвержденной пунктом 1 этого приказа, не должна превышать прилагаемых предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Поскольку ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости (26 972 308 руб. 91 коп. = 1 685 769 306 руб. 97 коп. х 1,6%) превышала предельную ставку арендной платы (19 840 987 руб. 28 коп. = 4,72 х 4 203 599 (площадь земельного участка), то суд апелляционной инстанции руководствовался ставкой в размере 19 840 982 руб. 28 коп., как предельной.
При расчете арендной платы за спорный земельный участок, суд апелляционной инстанции также руководствовался Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2016 год" и Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2017 год" в части применения соответствующего уровня инфляции.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Полагая, что на сумму задолженности по арендной плате за период с 01.07.2017 по 09.12.2019, взысканной в рамках дела N А46-17035/2018, подлежит начислению неустойка (пени), предусмотренная пунктом 5.2 договора, Департамент обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 8, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришел к выводу о правомерности исковых требований, однако указал, что оснований для начисления неустойки за просрочку внесения арендных платежей в размере, составляющем разницу, образовавшуюся в связи с принятием решения Омского областного суда по делу от 17.07.2018 по делу N 3а-55/2018, за период до вступления в силу указанного решения суда не имеется, в связи с чем исковые требования удовлетворил частично; оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ не установил.
Департамент не согласился с выводами суда первой инстанции в части отсутствия оснований для начисления неустойки за период до 19.08.2018, указав в дополнениях к апелляционной жалобе на наличие в период до 19.08.2018 просрочки в оплате арендной платы не только исходя из кадастровой стоимости, установленной решением суда по делу N 3а-55/2018 (новой кадастровой стоимости), но и исходя из кадастровой стоимости, существовавшей до принятия решения суда по указанному делу (исходя из старой кадастровой стоимости).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим изменению, исходя из следующего.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 5.2 договора установлено, что в случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,03 процента от просроченной суммы за каждый день просрочки (с учетом протокола разногласий).
Наличие задолженности по договору аренды за период с июля 2017 года по декабрь 2017 года в общей сумме 7 829 277 руб. 10 коп. установлено постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А46-17035/2018.
Указанная задолженность погашена АО "ТГК-11" платежным поручением от 09.12.2019 N 118472 на сумму 7 829 277 руб. 10 коп.
Исходя из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Соответственно, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которому арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Между тем, согласно пункту 2 статьи 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Из системного толкования положений пункта 3 статьи 401, пункта 3 статьи 405, пункта 1 статьи 406 ГК РФ следует, что должник не может быть привлечен к ответственности кредитором за просрочку исполнения, обусловленную просрочкой самого кредитора, а также в условиях, когда надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Поскольку Департамент узнал о своем праве предъявить обществу арендные платежи, исходя из кадастровой стоимости в размере 1 685 769 306,97 руб. только из решения Омского областного суда по делу N 3а-55/2018 от 17.07.2018, то и общество до вступления в законную силу решения Омского областного суда по делу от 17.07.2018 также не могло знать о своей обязанности по внесению арендной платы в большем размере, чем Общество вносило.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления неустойки за просрочку внесения арендных платежей в размере, составляющем разницу, образовавшуюся в связи с принятием решения Омского областного суда по делу от 17.07.2018 по делу N 3а-55/2018, за период до вступления в силу указанного решения суда - до 19.08.2018.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что взысканная решением суда по делу N А46-17035/2018 задолженность образовалась не только в связи изменением размера арендной платы, обусловленным принятием Омским областным судом решения от 17.07.2018 по делу N 3а-55/2018.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" кадастровая стоимость земельного участка - с кадастровым номером 55:36:030101:25 определена в размере 967 668 489,80 руб. исходя из удельного показателя для 13 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог и так далее) - 230 рублей 20 копеек за кв.м.
Администрация города Омска, ссылаясь на недостоверность данных, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка, повлекшей занижение кадастровой стоимости объекта недвижимости, обратилась в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по итогам рассмотрения которого Омским областным судом и вынесено решение от 17.07.2018 по делу N 3а-55/2018.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, в исковой период Обществом допущена просрочка внесения арендной платы, в том числе, исходя из указанной кадастровой стоимости земельного участка - 967 668 489,80 руб., то есть той стоимости, которая была известна сторонам в период исполнения обязанности по внесению арендных платежей.
Оснований для освобождения Общества от ответственности за просрочку внесения арендной платы исходя из известной ему кадастровой стоимости, которая в исковой период еще не была оспорена, не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Департамента о наличии оснований для начисления неустойки за период с 01.07.2017 по 18.09.2018 за просрочку исполнения обязательств по уплате арендных платежей из расчета стоимости арендной платы рассчитанной из кадастровой стоимости земельного участка в размере 967 668 489 руб. 80 коп.
По расчету Департамента размер арендной платы исходя кадастровой стоимости земельного участка в размере 967 668 489 руб. 80 коп. составляет 1 427 711 руб. в месяц.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет арендной платы признает его верным в силу следующего.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ определено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, является постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которым утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее по тексту - Правила N 582).
Согласно пункту 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В силу правовой позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522 и от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 7), поскольку в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Минэкономразвития во исполнение данного Правил издало Приказ N 347.
Приказом N 347 установлена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Вместе с тем, пунктом 2 приказа N 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 этого приказа, не должна превышать прилагаемых предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Согласно приложению к Приказу N 347, предельная ставка арендной платы в отношении земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного (занятого) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, по Омской области составляет 4 руб. 72 коп.
В соответствии с пунктом 3 Приказа N 347 предельная ставка арендной платы, установленная пунктом 2 настоящего приказа, изменяется согласно пункту 8 Правил N 582.
Согласно пункту 8 Правила N 582 при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится (пункт 9 Правила N 582).
Из приведенных положений следует, что в рамках существующего правового механизма регулирования размера арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться в связи с применением уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
Подход, содержащийся в пунктах 9 Правил N 582, не предполагает применение размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, при определении размера арендной платы за земельный участок на год, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка. При этом основания для применения при определении размера арендной платы за земельный участок на годы, следующие за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, размера уровней инфляции, установленных в федеральном законе о федеральном бюджете на годы, предшествующие году, в котором произошло изменение кадастровой стоимости, Правилами N 582 не установлены.
Поскольку исчисление арендной платы по ставкам, установленным статьей 39.7 и пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, с учетом положений ставок арендной платы, установленных Приказом N 347, введено в действие с 01.03.2015, то увеличение начисленного размера арендной платы, необходимо производить начиная с 2016 года, на соответствующие коэффициенты уровня инфляции.
Таким образом, при расчете арендной платы за спорный земельный участок на 2016 год следует увеличить ранее действующую в 2015 году арендную плату на уровень инфляции 6,4%, установленный на начало финансового года Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2016 год" и на 2017 году - на уровень инфляции 4%, установленный Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2017 год".
Поскольку предельная ставка арендной платы (1 829 603 руб. 57 коп. = (4 203 599 (площадь земельного участка) х 4 руб.72 коп. (предельная ставка по приказу N 347х 1,064 х 1,04 (коэффициент инфляции / 12 (количество месяцев) превышает ставку арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости (1 427 711 руб. = (967 668 489 руб. 8 коп. (размер кадастровой стоимости земельного участка) х 1,064 х 1,04 (коэффициент инфляции) х 0,016 (ставка аре6ндной платы от кадастровой стоимости в соответствии с Приказом N 374) / 12 (количество месяцев), то в настоящем случае необходимо руководствоваться арендной платой в размере 1 427 711 руб.
По расчету Департамента, представленному в материалы дела, сумма неустойки за период с 01.07.2017 по 18.09.2018, исходя из размера ежемесячных платежей 1 427 711 руб. составила 491 781 руб. 90 коп.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, Восьмой арбитражный апелляционный суд определением от 28.09.2020 предлагал сторонам представить письменные пояснения, относительно изложенного в дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе расчета неустойки за период с 01.07.2017 по 18.09.2020, исходя из размера арендной платы, исчисленного из кадастровой стоимости земельного участка, установленной до вынесения решения Омского областного суда от 17.07.2018 по делу N 3а-55/2018.
АО "ТГК-11" контррасчет неустойки не представило.
Проверив расчет неустойки, произведенный Департаментом за период с 01.07.2017 по 18.09.2018, принимая во внимание условия договора, произведенные АО "ТГК-11" арендные платежи в указанный период, суд апелляционной инстанции признает расчет Департамента арифметически верным.
Таким образом, сумма неустойки за ненадлежащее исполнение АО "ТГК-11" обязательств по оплате арендных платежей за период с 01.07.2017 по 18.09.2018 (445 дней) составила 491 781 руб. 90 коп.
По расчету Департамента, сумма неустойки за период с 19.09.2018 по 09.12.2019 (447 дней) составила 1 049 906 руб. 06 коп.
Проверив расчет неустойки за период с 19.09.2018 по 09.12.2019, произведенный Департаментом, исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка установленного решением Омского областного суда по делу N 3а-55/2018 от 17.07.2018, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным.
При этом, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что в расчете Общества за указанный период неверно определено количество дней просрочки - с 19.09.2018 по 09.12.2019 как 445 дней, поскольку фактически между указанными датами 447 дней, в связи с чем по расчету Общества и неустойка неверно рассчитана в сумме 1 045 208 руб. 49 коп.
В связи с изложенным выше, суд апелляционной инстанции считает, что сумма неустойки за период с 01.07.2018 по 09.12.2019 составляет 1 541 687 руб. 96 коп. (491 781 руб. 90 коп. (за период с 01.07.2017 по 18.09.2018 исходя из известной обществу кадастровой стоимости) + 1 049 906 руб. 06 коп. (за период с 19.09.2018 по 09.12.2019).
Оснований для применения статьи 333 ГК РФ судом не установлено.
Апелляционная жалоба доводов в данной части не содержит.
При изложенных обстоятельствах, требование Департамента о взыскании неустойки подлежит частичному удовлетворению в сумме 1 541 687 руб. 96 коп., решение Омской области от 03.07.2020 по делу N А46-15677/2019 подлежит изменению.
Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2020 по делу N А46-15677/2019 изменить, изложив резолютивную часть следующим образом.
Исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) неустойку по договору аренды N ДГУ/12-2784-С-13 от 12.07.2012 в сумме 1 541 687 руб. 49 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) в доход федерального бюджета 26 618 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15677/2019
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: АО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N11"