г. Москва |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А41-18502/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области: Титова А.А., по доверенности от 01.04.2020;
от ОАО "Химкинский водоканал": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2020 года по делу N А41-18502/20 по иску ОАО "Химкинский водоканал" к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Химкинский водоканал" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области о взыскании 12 397 997,48 руб. задолженности за установку коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2020 года по делу N А41-18502/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как указал истец, в рамках исполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" он выполнил мероприятия по монтажу общедомовых приборов учета (ОДПУ) в многоквартирных домах на территории городского округа Химки (письмо Комитета по управлению имуществом городского округа Химки Московской области от 04.04.2019 N 132ИСХ-3414), в которых собственником помещений является Комитет, согласно перечню, представленному в материалы дела.
Доступ в места установки ОДПУ был обеспечен управляющей компанией - Муниципальное предприятие городского округа Химки Московской области "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг" (МП "ДЕЗ ЖКУ"). Все установленные ОДПУ введены в эксплуатацию, что подтверждается представленными в материалы дела актами, подписанными управляющей компанией МП "ДЕЗ ЖКУ", ресурсоснабжающими компаниями ОАО "Химкинский водоканал" и ООО "ТСК "Мосэнерго", а также монтажной организацией ООО "ЭСКО" без замечаний.
Право на установку ОДПУ центрального отопления (ЦО) и на горячее водоснабжение (ГВС) предоставлено Истцу от ресурсоснабжающей организации ООО "ТСК Мосэнерго" в соответствии с агентским договором от 18.08.2016 N 4536.
Для реализации данного мероприятия 19.09.2016 между ОАО "Химкинский водоканал" (лизингополучатель) и ООО "А-Лизинг" (лизингодатель) заключен договор долгосрочной финансовой аренды (лизинга) N АЛЗ-09/19-Л-50, по условиям которого выбор поставщика оборудования осуществляет лизингодатель. Поставка и монтаж ОДПУ осуществляется ООО "ЭСКО" по договору купли-продажи (поставки) от 19.09.2016 N АЛЗ-09/16-КП-73.
Все работы по установке ОДПУ в многоквартирных домах завершены, ОДПУ введены в эксплуатацию, акты подписаны уполномоченными сторонами без замечаний. Информация, полученная по ОДПУ, используется при расчетах за коммунальные ресурсы.
ОАО "Химкинский водоканал" осуществило расчет стоимости расходов на установку ОДПУ, которые в соответствии с действующим законодательством должны быть компенсированы.
Общая сумма подлежащих к возмещению затрат за установку ОДПУ за период с 01.04.2018 по 01.04.2019 составила 12 397 997 руб. 48 коп.
Претензией от 21.01.2020 N исх.-60 Истец обращался к Ответчику с требованием оплатить задолженность.
Отсутствие ответа на претензию послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании части 12 статьи 13 указанного закона до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета.
При этом в силу закона обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды и тепловой энергии, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
25.02.2019 Истец направил Ответчику запрос о согласовании данных о размерах площади помещений в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности.
В ответ Ответчик направил Истцу письмо от 04.04.2019 N 132ИСХ-3414, в котором указал, что общая стоимость помещений, находящихся в муниципальной собственности, составляет 168 660,2 м2.
Таким образом, ответчик подтвердил размер общей площади помещений находящихся в муниципальной собственности, на основании которого был осуществлен расчет стоимости установки ОДПУ.
Расчет истца за период с 01.05.2017 по 01.04.2018 произведен с учетом положений пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в части оплаты расходов по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки.
Ответчик контррасчет и возражений относительно достоверности сведений и методики расчета не представил.
С учетом положений статей 161, 162 ЖК РФ, пунктов 16, 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета является управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 N 310-ЭС15-7676 по делу N А14-14434/2013).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Между тем, ответчиком в материалы дела не представлены какие-либо доказательства (договоры управления) того, что указанные помещения, собственником которых является муниципальное образование городской округ Химки, переданы в управление какой-либо управляющей компании.
Кроме того, в апелляционной жалобе ответчик ссылался на постановление Администрации городского округа Химки Московской области N 1371 от 26.09.2011, в соответствии с которым утверждена программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования городской округ Химки Московской области на 2011 - 2020 гг.". Согласно программе, мероприятия по установке приборов учета осуществляются за счет средств местного бюджета.
Таким образом, ответчик фактически подтвердил, что обязательства перед истцом по оплате за оказанные услуги по установке общедомового прибора учета лежат на собственнике помещений - муниципальном образовании городской округ Химки Московской области.
Согласно пункту 1.1 Положений о Комитете по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Химки Московской области N 02/3 от 25.02.2015 "Об утверждении положений об органах администрации городского округа Химки Московской области" Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области является отраслевым органом Администрации городского округа Химки Московской области, осуществляющим проведение единой политики в сфере имущественных отношений, управления и распоряжения от имени муниципального образования городской округ Химки Московской области муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 1.5 вышеуказанного Положения Комитет является юридическим лицом в форме казенного учреждения, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, самостоятельную смету, самостоятельный баланс, имеет лицевой счет в Финансовом управлении Администрации и в Управлении Федерального казначейства по Московской области.
При указанных обстоятельствах Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
Ответчик доказательства оплаты задолженности не представил.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании задолженности в размере.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2020 по делу N А41-18502/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18502/2020
Истец: ОАО "ХИМКИНСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ