г. Москва |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А40-160602/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Д.В. Пирожкова,
судей: А.И. Трубицына, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Н. Хрущак,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Трансмобильность" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2023 года по делу N А40-160602/23, принятое по исковому заявлению АО "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738) к АО "Трансмобильность" (ОГРН 1127747036460), третье лицо: ООО "Азбука Логистики" (ОГРН 1165044052876) о взыскании штрафа за перевозку грузобагажа, запрещенного к перевозке железнодорожным транспортом в размере 3 144 578 руб. 30 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Половинкина Ю.А. по доверенности от 18.02.2022,
от ответчика: Диго В.С. по доверенности от 19.01.2024,
от третьего лица: не явился, извещён.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Акционерному обществ "Трансмобильность" о взыскании штрафа за перевозку грузобагажа, запрещенного к перевозке железнодорожным транспортом в размере 3 144 578 руб. 30 коп.
Определением от 23.08.2023 суд первой инстанции привлек к участию в деле Общество с ограниченной ответственностью "Азбука Логистики" в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований в порядке 2 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 31 октября 2023 года по делу N А40-160602/23 Арбитражный суд города Москвы взыскал с АО "Трансмобильность" в пользу АО "Федеральная пассажирская компания" штраф в размере 1 500 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 38 723 руб., в удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, представитель ответчика обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражал, решение суда считает законным и обоснованным.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители третьего лица в заседание не явились.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (исполнитель, перевозчик) и ответчиком (заказчик, отправитель) заключен договор оказания услуг по перевозке с расчетами через ЕЛС плательщика от 27.09.2013. N 365-13/ФМСК (ДБП), дополнительное соглашение от 29.07.2022 N 365-13/ФМСК (ДБП) (11), дополнительное соглашение от 31.08.2022 N 365- 13/ФМСК(ДБП)(12), от 02.12.2022 N 365-13/ФМСК(ДБП)(14) (далее - договор),
В соответствии с п. 1.2 договора в редакции приложения N 1 к дополнительному соглашению от 02.12.2022 г. N 365-13/ФМСК (ДБП) (14) исполнитель по заявкам заказчика: а) оформляет проездные документы (билеты) для организованных групп пассажиров, в том числе для организованных групп детей (школьников) на поезда дальнего следования, следующие в прямом железнодорожном сообщении, а также в прямом международном сообщении (далее - поезда дальнего следования); б) осуществляет перевозку грузобагажа отдельными местами в багажных вагонах в составе поездов дальнего следования формирования исполнителя, дополнительные услуги при наличии технической и технологической возможности; г) оформляет проездные документы (билеты) для индивидуальных пассажиров на поезда дальнего следования; д) оформляет документы на дополнительные услуги, связанные с пассажирскими перевозками; е) организует прочие отправки (порожние, в (из) ремонт(а) и другие) вагонов заказчика, относящихся к пассажирскому парку, включаемых в состав поездов формирования исполнителя; ж) оформляет электронные проездные документы (билеты) в вагоны поездов дальнего следования формирования АО "ФПК" с использованием личного кабинета юридического лица.
21.03.2023 перевозчиком во исполнение условий договора организована перевозка грузобагажа в вагоне N 06150601 в составе поезда N 002 от станции Москва Ярославская до станции Хабаровск 1, что подтверждается перевозочным документом N ОШI637995.
28.03.2023 сотрудниками Дальневосточного регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок деятельности АО "ФПК" выявлено, что в кладовой багажного вагона перевозится 5 мест с заводской маркировкой 3 "Дезинфицирующие салфетки Эко-Джет 1" производитель "MAGNOLIA" со знаком опасности ромб с пламенем внутри и надписью опасность - легковоспламеняющиеся жидкости и пары.
Данный факт подтверждается актом проверки от 28.03.2023 N 1025/ДВОСТ/2023/Б, коммерческим актом N ВА 206615 от 28.03.2023, актами общей формы от 28.03.2023.
Согласно п. 2.3.17. договора в редакции приложения N 3 к дополнительному соглашению от 02.12.2022 N 365-13/ФМСК (ДБП) (14), отправитель обязуется не допускать: а) перевозку в качестве грузобагажа огнестрельного оружия, зловонных, огнеопасных, отравляющих, легковоспламеняющихся, взрывчатых и других опасных веществ, других предметов и вещей, которые могут причинить вред перевозчику в соответствии с пунктом 178 Правил перевозок; б) превышения грузоподъемности вагона; в) перевозки предметов (в том числе домашних животных), подконтрольных ветеринарному и фитосанитарному контролю, без разрешения установленной формы; г) несоответствия фактически перевозимого грузобагажа, указанному отправителем в спецификации; д) действий или бездействия, влекущих нарушение графика движения поездов и создающих угрозу безопасности движения; е) нахождения в вагоне, находящемся в пути следования, лиц без документов, удостоверяющих личность и (или) дающих право проезда в вагоне; ж) наличия в вагоне предметов (веществ), перевозка которых в качестве ручной клади запрещена, в том числе домашних животных, в соответствии с Правилами перевозок, перевозки ручной клади сверх установленной нормы; и) курения в вагоне; к) эксплуатации электроприборов, не предусмотренных конструкцией (модернизацией) вагона и (или) не внесенных в технический (электронный) паспорт вагона, газовых плит; л) погрузки в пути следования грузобагажа без отцепки вагона и (или) оформления перевозочного документа на повагонную отправку; м) нахождение лиц, сопровождающих грузобагаж / порожний вагон, в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического); н) отсутствия огнетушителей, огнетушителей с просроченным сроком годности; о) неисправной пожарной сигнализации в вагоне; п) размещение и провоз угля, предназначенного для отопления вагона вне угольных ящиков, предусмотренных конструкцией вагона; р) провоза грузобагажа массой одного неделимого места более 500 кг.
В соответствии с п. 4.3 договора в редакции приложения N 3 к дополнительному соглашению от 02.12.2022 N 365-13/ФМСК (ДБП) (14) отправитель за искажение массы грузобагажа в заявлении (заявке) на его отправку, за отправление предметов и веществ, перевозка которых в качестве грузобагажа запрещена, в соответствии со ст. 111 УЖТ уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку грузобагажа. В случае выявления перевозчиком превышения массы перевозимого грузобагажа, указанной отправителем в заявлении (заявке), при отсутствии перегруза вагона отправитель обязан произвести доплату в размере разницы тарифа перевозки между общей массой грузобагажа, указанной отправителем в заявлении (заявке) на отправку, и фактически перевозимой массой грузобагажа.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору истцом ответчику в соответствии со ст. 111 УЖТ начислен штраф в размере 3 144 578 руб. 30 коп.
Истцом ответчику направлена претензия от 03.05.2023 г. N исх7449/ФПКФМОСК о наличии штрафа и предложением уплатить его в течение 20 дней с момента получения, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что истцом доказан состав правонарушения, допущенного ответчиком и, соответственно, наличия правовых оснований для взыскания штрафа, проверив представленный истцом расчет неустойки и признав его верным и обоснованным, суд, правомерно взыскал с ответчика штраф в размере 1 500 000 руб., применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 г. N 810 (далее - Правила N 810), не распространяется на отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, которые сложились между истцом и ответчиком, отклоняются судом апелляционной инстанции. Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 19.12.2013 г. N 473 (далее - Правила N 473). Указанные правила содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров, отправителей, получателей, юридических и физических лиц, и устанавливают условия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, что прямо указанно в пункте 1 названных Правил.
Именно на основании данных Правил ответчик привлекается к ответственности. При этом Правила N 473 содержат лишь отсылочные нормы к Правилам N 810 в части перечня запрещенных к перевозке предметов.
Так согласно пункта 178 Правил N 473 запрещается перевозить в качестве багажа, грузобагажа финансовые документы, деньги и другие ценности, а также бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т.п.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа, грузобагажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также другие предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа, грузобагажа, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оформление перевозок багажа, грузобагажа, почты, следования собственных и арендованных вагонов автоматизированным способом осуществляется на бланках "Перевозочный документ на багаж, грузобагаж, почту АСУ "Эскпресс". Перевозочный документ АСУ "Экспресс" изготавливается в виде слипа, содержащего три листа: первый лист слипа -основной, представляет собой собственно перевозочный документ, который выдается отправителю багажа или грузобагажа, почты, арендатору или собственнику вагона в подтверждение приема от него платежей; второй лист слипа - дорожная ведомость, следует вместе с багажом, грузобагажом, почтой собственным или арендованным вагоном; третий лист слипа - корешок перевозочного документа предназначется для передачи в ГУО (распоряжение АО "ФПК" от 25.12.2014 г. N 1525р).
Таким образом, заключение договора перевозки грузобагажа подтверждается перевозочным документом АСУ "Эскпресс" N ОШI637995.
Основанием иска является выявление 28.03.2023 сотрудниками Дальневосточного регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок деятельности АО "ФПК" провоза в кладовой багажного вагона 5 (пяти) мест с заводской маркировкой "Дезинфицирующие салфетки Эко-Джет 1" производитель "MAGNOLIA" со знаком опасности ромб с пламенем внутри и надписью опасность - легковоспламеняющиеся жидкости и пары.
В силу статьи 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Факт нарушения условий Договора и правомерность наложения на ответчика договорной ответственности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно, актом проверки от 28.03.2023 N 1025/ДВОСТ/2023/Б, коммерческим актом N ВА 206615 от 28.03.2023 актами общей формы от 28.03.2023, а также представленными фотоматериалами.
Довод ответчика о нарушении регламента ревизорами в ходе проведения контрольного мероприятия по проверке вагона N 061-50601 ничем не подтверждается.
Вопреки доводам ответчика в нарушение действующего законодательства АО "Трансмобильность", как отправитель, не наносит на отправление маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза, а также не указывает в спецификации предметы, запрещенные к перевозке, и предъявляет указанное отправление в качестве грузобагажа.
В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" распространяется на опасные грузы и устанавливает: классификацию; номенклатуру показателей и критерии для отнесения грузов к опасным и их классификации; методы определения показателей для классификации опасных грузов; маркировку и правила ее нанесения на грузовые единицы с опасными грузами, в том числе поставляемыми на экспорт.
В соответствии с Таблицей 11 к ГОСТ 19433-88 красный цвет фона знака опасности, а также символ, наносимый на знак опасности - черное (белое) пламя означает опасный груз такой как легковоспламеняющаяся жидкость (3 класс опасности).
Императивные условия перемещения опасных веществ посредством железнодорожного транспорта установлены "Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам" (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15), которые являются специальным нормативным правовым актом, регулирующим соответствующую сферу хозяйственной деятельности.
Груз - легковоспламеняющиеся жидкости согласно Приложения N 2 "Алфавитный указатель опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом" перевозится железнодорожными грузовыми вагонами. Таким образом, специальными нормами, регулирующими железнодорожную перевозку опасных грузов, разрешается перевозка опасных грузов 3 класса опасности только в грузовом сообщении и не разрешается в качестве грузобагажа.
Учитывая вышеизложенное, положения ГОСТ 57479-2017, ГОСТ 19433-88 не могут исключать ответственность, установленную в ст. 111 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом при приемке не была проведена должная проверка груза подлежит отклонению, поскольку именно на отправителя (ответчика) возлагается обязанность по недопущению к перевозке грузобагажа, перевозка которого в качестве грузобагажа запрещена.
В статье 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Таким образом, у истца отсутствует обязанность по проверке грузобагажа по товарной накладной.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, рассматривая споры, связанные с взысканием штрафа, предусмотренного статьей 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", следует иметь в виду, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений, повлекших занижение стоимости перевозок грузов, штраф определяется исходя из размера платы за перевозку фактически перевозимого груза (в частности, веса или наименования груза). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера платы за перевозку груза за все тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения. Исходя штраф за перевозку грузобагажа, запрещенного к перевозке железнодорожным транспортом, подлежит взысканию независимо от обстоятельств нахождения данных предметов в вагоне, и подлежит взысканию за все тарифное расстояние. Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки. Кроме того, незаконная перевозка опасного грузобагажа влияет на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку доводы апелляционной жалобы ответчика (идентичные возражениям на исковое заявление) не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения, кроме того, данные доводы, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и суд оценив их в совокупности на основании статей 67 - 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал им надлежащую оценку, обоснованность исковых требований подтверждена материалами дела.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2023 по делу N А40-160602/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160602/2023
Истец: АО "ФПК"
Ответчик: АО "ТРАНСМОБИЛЬНОСТЬ"
Третье лицо: ООО "АЗБУКА ЛОГИСТИКИ"