г. Самара |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А72-4001/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от муниципального казенного учреждения "Управление делами Администрации города
Ульяновска" - представитель не явился, извещено,
от Ильиной Анны Николаевны - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2020 года по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции исковое заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (ИНН 7328043368, ОГРН 1027301569987), г. Ульяновск,
к муниципальному казенному учреждению "Управление делами Администрации города Ульяновска" (ИНН 7325102103, ОГРН 1117325000693), г. Ульяновск,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Ильиной Анны Николаевны, г. Ульяновск,
о взыскании убытков в размере 9 165, 45 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление делами Администрации города Ульяновска" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 9 165,45 руб. излишне выплаченная сумма пенсии в отношении застрахованного лица - Ильиной Анны Николаевны (далее - третье лицо).
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о взыскании убытков с МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА" (ИНН 7325102103 ОГРН 1117325000693) в размере 9 165 рубля 45 копеек в полном объёме.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 года суд перешел к рассмотрению дела N А72-4001/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по общим правилам искового производства, с назначением дела к судебному разбирательству, установив наличие безусловного основания для отмены решения суда в соответствии частью 3 статьи 270 АПК РФ, в связи с рассмотрением судом первой инстанции настоящего спора в порядке упрощенного производства, поскольку обжалуемый судебный акт вынесен в отношении прав и обязанностей ответчика, являющегося федеральным казенным учреждением.
Согласно части 4 статьи 227 АПК РФ в редакции, действующей с 01.10.2019, в порядке упрощенного производства не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов, дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, дела о несостоятельности (банкротстве), дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц, дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен порядок исполнения судебных актов, связанных с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьями 242.3 - 242.5 БК РФ, в данном порядке обращается взыскание на средства соответствующего бюджета только по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений.
Таким образом, требования о взыскании денежных средств с казенного учреждения не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Согласно сведениям из выписки ЕГРЮЛ муниципальное казенное учреждение "Управление делами Администрации города Ульяновска" по своей организационно-правовой форме является казенным учреждением и является некоммерческой организацией (л.д. 10-14).
В суд апелляционной инстанции от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Стороны в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Ильина Анна Николаевна является получателем трудовой пенсии по старости с 01.01.2015 и продолжает работать в Учреждении.
Поскольку работающие пенсионеры по действующему законодательству не имеют права на индексацию и корректировку страховой пенсии, Ильиной А.Н. индексация и корректировка пенсии не производилась.
Согласно данным персонифицированного учета, имеющимся в Управлении, страхователь МКУ "Управление делами Администрации города Ульяновска", как работодатель, представил отчетность по форме СЗВ-М (исходная форма) за период
"февраль 2018 года"- 06 марта 2018 года на 548 застрахованных лиц. В указанной форме сведения об Ильиной А.Н. отсутствовали.
22.02.2019 страхователем МКУ "Управление делами Администрации города Ульяновска" представлена дополняющая форма СЗВ-М за отчетный период "февраль 2018 года" на 6 застрахованных лиц, в том числе, на Ильину А.Н.
Информация об осуществлении работы Ильиной А.Н. за февраль 2018 года поступила в Пенсионный фонд 06.03.2019.
23.05.2018 (в материалы дела представлена копия распоряжения от 22.04.2018) Управлением ПФ было вынесено решение об индексации и корректировке страховой пенсии Ильиной А.Н., как неработающему пенсионеру.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 9 165,45 руб.- излишне выплаченной суммы пенсии в отношении застрахованного лица
Ответчик в отзыве возражал против удовлетворения иска, поскольку указанные истцом сведения о непредставлении информации по форме СЗВ-М по работнику Ильиной А.Н. за период с февраля по июнь 2018 года не соответствуют действительности, т.к. страхователем ежемесячно направлялась в адрес УПФР по Заволжскому району информация в отношении работника Ильиной А.Н. с марта 2018 года, что подтверждается протоколами контроля отчётности из программного комплекса ПТК НВП, по назначению, перерасчёту и индексации пенсии.
Ответчик указал, что у истца имелась возможность осуществить корректировку по начислению суммы пенсии, начиная за отчетный период с марта 2018 года (протокол проверки отчетности от 10.04.2018). Ответчиком представлена отчётность по форме СЗВ-М в установленные сроки, в полном объеме и соответствующая первичным учетным документам согласно требованиям законодательства.
22.02.2019 была представлена информация за отчётный период "февраль 2018" по форме СЗВ-М, в том числе и на Ильину А.Н., как дополняющая, на основании протокола проверки ежегодной отчётности по страховому стажу за 2018 год, запрошенная УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска 20.02.2019.
Суд апелляционной инстанции, анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 14 Закона N 167-ФЗ предусмотрены обязанности страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным пунктом.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (ч. 6 ст. 26.1).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (ч. 7 ст. 26.1).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 3 данной статьи, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из заявления Пенсионного фонда следует, что если работодатель предоставляет на застрахованное лицо (пенсионера) сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, он подтверждает факт наличия с пенсионером трудовых отношений (факт работы) и отсутствие права на индексацию и корректировку страховой пенсии. Если же в отчете по форме СЗВ-М застрахованное лицо отсутствует, то это подтверждает факт прекращения трудовых отношений (в данном случае - факт увольнения пенсионера) и соответственно наличие права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку в установленный законодательством срок отчетность за февраль 2018 года представлена не была, у истца имелись основания для вывода о прекращении Ильиной А.Н. работы и, соответственно, для вынесения решения об индексации и корректировки страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.
Суд не соглашается с доводами истца, учитывая представление полной и достоверной отчетности Учреждением за иные периоды в установленный законодательством срок, и даже досрочно, что подтверждается материалами дела.
На момент принятия решения об индексации и корректировке страховой пенсии Ильиной А.Н., Управлением ПФР уже были получены сведения по форме СЗВ-М за март 2018 года, где указывалось, что Ильина А.Н. осуществляла работу. Следовательно, Управление ПФР имело реальную возможность запросить у страхователя пояснения относительно осуществления Ильиной А.Н. трудовой деятельности в феврале 2018 года.
Учитывая данные обстоятельства, а также то, что согласно п. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы, в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ежемесячно, отсутствует причинно-следственная связь между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.
Кроме того, за нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абзаца 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании пункта 36 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания заявленной суммы убытков и отказывает в удовлетворении исковых требований.
Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903, от 26.12.2018 N 303-ЭС18-21706, от 27.11.2019 N 310-ЭС19-21393, от 12.12.2019 N 304-ЭС19-2240, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А72-21397/2018.
Расходы по госпошлине в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя, который освобожден от ее уплаты, в связи с чем, государственная пошлина в федеральный бюджет не взыскивается.
руководствуясь ст. 229, п.6.1 ст. 268, п.4 ч.4 ст. 270, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 июня 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А72-4001/2020 отменить.
В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4001/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАВОЛЖСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА"
Третье лицо: Ильина Анна Николаевна