город Ростов-на-Дону |
|
14 октября 2020 г. |
дело N А53-19960/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиново Е.В.,
при участии:
от истца - представитель Шелухина И.В. по доверенности, паспорт;
от ответчика - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" министерства обороны России на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27.08.2020 по делу N А53-19960/2020
по иску АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозаводстой"
к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" министерства обороны России
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (именуемый истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (именуемый ответчик) о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций, в том числе за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, а также задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2020 года в сумме 5 460 437,48 рублей.
Решением суда от 27.08.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с п. 1.1 договора обязанность по очистке сточных вод лежит на ВКХ (истце). Следовательно, лицом, ответственным за сброс в водный объект сточных вод с превышением ДК, является истец, в связи с чем, требование о взыскании задолженности в этой части не подлежит удовлетворению.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения..
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) и акционерным обществом "Аксайская ПМК РСВС" (далее ПМК) 13 февраля 2019 года заключен контракт (договор) N 984 холодного водоснабжения и водоотведения, дополнительное соглашение N 1 к контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 984 от 13.02.2019.
Местом исполнения обязательств по настоящему договору являются объекты, расположенные по адресу: Объект N 1 - Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная,1; Объект N 2 - Ростовская область, Аксайский район, п. Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г5.
Согласно п. 3.9 контракта (договора) N 984 размер оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Стороны согласовали место отбора проба сточных вод с целью осуществления контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод требований к составу и свойствам сточных вод установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Объект N 1 Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная, 1 Установлены места отбора проб сточных вод (контрольные колодцы);
- выпуск N 1 - сбросной канализационный колодец в 25 м от торца здания котельной (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 в/ч 11659 - 70%);
- выпуск N 2 - сбросной канализационный колодец в 20 м от торца здания (казармы) N 12 (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 в/ч 11659;
- 30% (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 26 апреля 2018 года).
Объект N 2 Ростовская область, Аксайский район, п. Рассвет, ул. ул. Дорожная, 3, В/Г 5.
Контрольным местом отбора проб сточных вод считать канализационный колодец, предшествующий приемной емкости КНС в 6 м от северного и в 32 м от восточного ограждения (забора) в/ч 62829 (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 08 июня 2018 года).
Департаментом Федеральной Службы по Надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
В соответствии с п. 6 "Правил осуществления контроля и свойств сточных вод", утвержденных Постановлением РФ N 525 от 21 июня 2013 года отбор сточных вод осуществляется 1 раз в квартал.
16 января 2020 года МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог (договор N 39/СВ от 01 мая 2017 года) произведен отбор сточной воды из контрольных колодцев.
- Объекта N 1, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная, 1;
- Объекта N 2, расположенного по адресу: Ростовская область, поселок Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г 5.
Требование N 1 Плата за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ за март 2020 года.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных ДК производится по формуле.
Объект N 1 Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная. 1. выпуск N 1:
По результатам Протокола измерений проб воды N 017 - СВА от 23 января 2020 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение допустимой концентрации (ДК) по показателям: ионы аммония (в 6,67 раз), сероводород и сульфиды (в 75 раз), Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 3,47 раз), химическое потребление кислорода (ХПК) (в 12,44 раз), биологическое потребление кислорода (БПК пол) в 5,84 раз) и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, таких как: жиры, фенолы.
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализаций за март 2020 года в сумме 2 873 409,24 рублей.
По результатам Протокола измерений проб воды N 018 - СВА от 23 января 2020 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение допустимой концентрации (ДК) по показателям: ионы аммония (в 6,67 раз), сероводород и сульфиды (в 18 раз), Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 34,72 раза), химическое потребление кислорода (ХПК) (в 8 раз), биологическое потребление кислорода (ВПК пол) (в 23,15 раз) и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, таких как: жиры, фенолы.
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализаций за март 2020 года в сумме 1 231 461,10 рубль.
Объект N 2 - Ростовская область, поселок Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г 5:
По результатам Протокола измерений проб воды N 016 - СВА от 23 января 2020 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение допустимой концентрации (ДК) по показателям: ионы аммония (в 6,67 раз), сероводород и сульфиды (в 265 раз), Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 1,14 раз), химическое потребление кислорода (ХПК) (в 1,56 раз) и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, таких как: жиры, фенолы.
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализаций за март 2020 года в сумме 970 015,54 рублей.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ за март 2020 года составляет 5 074 885,88 руб.
Требование N 2 Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2020 года.
Объект N 1 Ростовская область. Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная. 1. выпуск N 1 По результатам Протокола измерений проб воды N 017 - СВА от 23 января 2020 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод обнаружено превышение ХПК (химическое потребление кислорода) согласно Приложению N 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644).
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2020 года в сумме 68 934,77 рубля- Объект N 2 Ростовская область, поселок Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г 5. выпуск N 2.
По результатам Протокола измерений проб воды N 018 - СВА от 23 января 2020 года, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) согласно Приложению N 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644).
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2020 года в сумме 316 616,83 рублей.
Общая сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2020 года составляет 385 551,60 рубль.
Итоговая сумма задолженности за март 2020 года составляет:
- по требованию N 1 за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ
- по требованию N 2 за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март 2020 года - 5 460 437,48 рублей.
В соответствии с п. 4.3.5 Абонент обязан: вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Ответчику 08 апреля 2020 года (исх. N 348 от 07.04.2020) направлялись платежные документы, которые не были оплачены.
Ответчику 27 апреля 2020 года (исх. N 543 от 27 апреля 2020 года) предъявлена претензия с требованием, погасить имеющуюся задолженность в пятидневный срок с момента ее получения, которые были ответчиком проигнорированы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления рассматриваемых исковых требований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента компенсировать расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие за работу централизованной системы водоотведения является квартал.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, пунктом 22 Постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 2 Правил N 525 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанными абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил N 525).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых Абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Как видно из материалов дела, ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" произведен отбор сточных вод из контрольных колодцев, которые были согласованы с ответчиком.
По результатам протоколов испытаний проб сточных вод было выявлено превышение допустимых к сбросу загрязняющих веществ в систему водоотведения.
В связи с выявленным превышением количества загрязняющих веществ в сточных водах Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, АО акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" произвело начисление платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ с превышением допустимой концентрации за март 2020 года в размере 5 460 437,48 рублей.
Доводы ответчика о неправомерности произведения расчета по истечении трехмесячного срока с момента обнаружения нарушения получили надлежащую правовую оценку в суде первой инстанции и были отклонены обоснованно, поскольку начисления производились на основании протоколов испытаний, что подпадает под установленный п. 123 Правил 644 трехмесячный срок.
Размер платы абонента, в связи с нарушением абонентом нормативов по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области".
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области", ответчик отнесен к числу Абонентов, указанных в пункте 22.4, к которым применяется пятикратный тариф на услуги по водоотведению за сброс загрязняющих веществ. Плата за сброс абонентами веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации всех видов загрязняющих веществ, рассчитывается как произведение пятикратного тарифа на услуги по водоотведению и фактического объема сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, зафиксированный абонентским отделом.
На основании пункта 24 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области, общая величина платы, взимается организациями ВКХ в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка в каждом расчетном периоде, ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на объем фактически сброшенных Абонентом сточных вод в расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 6 Правил осуществления контроля и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением РФ N 525 от 21.06.2013, отбор сточных вод осуществляется 1 раз в квартал.
Доводы ответчика о том, что жиры и марганец являются разрешенными к сбросу согласно Постановлению Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, также отклонены верно, поскольку основаны на ошибочном толковании указанного постановления.
В соответствии с пунктом 3 Порядка он распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области.
Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ по временным условиям приема (льготным условиям, стимулирующим водоохранную деятельность абонентов); сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" Нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 нормативами водоотведения по составу являются допустимые сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов, устанавливаемые исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываемыми организациями ВКХ и утвержденными органами местного самоуправления.
Допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов содержат перечень и допустимые концентрации (далее - ДК) загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации, а также иные ограничения по сбросу загрязняющих веществ.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы Администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612 (далее - постановление N 612 от 03.08.2017), в которое также включены нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая. Указанные нормативы определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Таким образом, данные нормативы не являются произвольными и отражают сложившуюся нормативно - правовую ситуацию в сфере водоотведения города Аксая, изданы в пределах компетенции уполномоченных органов и направлены на решение экологических задач города Аксая.
В п. 2.3. Постановлению N 612 от 03.08.2017 указано, что жиры и нефтепродукты допускаются к сбросу только в растворенном и эмульгированном состоянии.
При этом, вода (в том числе сточная) не является растворителем жиров.
В связи с этим, ввиду того, что жиры являются запрещенными к сбросу веществами, допустимая концентрация на них не установлена.
Как указывает истец и не оспаривается ответчиком, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации не имеет локальных очистных сооружений, которые обеспечивают сброс сточных вод в пределах допустимых концентраций и приведения жиров и нефтепродуктов в растворенное и эмульгированное состояние.
В соответствии с п. 2.5 Постановления N 612 от 03.08.2017 сброс загрязняющих веществ, не указанных в приложении N 1, запрещены к сбросу.
Согласно Приложению N 1 в перечне допустимых к сбросу загрязняющих веществ отсутствуют жиры и марганец. Исходя из вышеизложенного, загрязняющие вещества, которые не были утверждены Постановлением Администрации Аксайского городского поселения N 612 от 03.08.2017 являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
На основании изложенного, ответчику был правомерно произведен расчет за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения.
Ссылка ответчика на то, что сбрасываемые им сточные воды соответствуют требованиям Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 не имеет отношения к предмету данного спора, так как истцом заявлены требования в соответствии с Постановлениями N 348 и N 612. Требований в связи с нарушением Ответчиком требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами N 644, истцом не заявлялось.
Представленный истцом расчет платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ судами проверен, признан арифметически и методологически произведенным верно, в связи с чем, требования истца о взыскании 5 460 437,48 рублей правомерно удовлетворены судом.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2019 по делу N А53-8971/2019.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ответственным за сброс в водный объект сточных вод с превышением ДК является АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой", подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку противоречат условиям договора, согласно п. 1.1 которого именно абонент - ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета.
Таким образом, в соответствие с пунктом 4.3.5 контракта, абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Учитывая изложенное, поскольку материалами дела подтверждается факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций при этом, каких-либо возражений по протоколам отбора проб, мест отбора ответчиком не было заявлено, апелляционная жалоба ответчика подлежит отклонению.
Судебные расходы по госпошлине обоснованно взысканы судом первой инстанции с ответчика. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому, после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Соответственно, взыскание с ответчика уплаченной истцом в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.08.2020 по делу N А53-19960/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19960/2020
Истец: АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозаводстой", АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ