г. Воронеж |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А48-10421/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алфёровой Е.Е., |
судей |
Письменного С.И., |
|
Коровушкиной Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Джеваловой К.Б.,
при участии:
от Муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие": Каверина В.В. представитель по доверенности N 3 от 28.05.2020; Луканкина Л.Н. представитель по доверенности N 1 от 28.05.2020;
от Субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищнокоммунального хозяйства транспорта и дорожного хозяйства Орловской области: Афонина С.В. представитель по доверенности N 5-1/1Д от 11.03.2020;
от Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области: Полянцева И.Г. представитель по доверенности N 18 от 17.10.2019;
от Администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Акционерного общества "РИЦ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие" на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.08.2020 по делу N А48-10421/2019 по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие" (ИНН 5752033428, ОГРН 1045752000040) к Субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (ИНН 5753049903, ОГРН 1095753001695) о взыскании убытков в сумме 97 907 124 руб. 23 коп., третьи лица: Администрация города Орла, Акционерное общество "РИЦ", Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Трамвайно-троллейбусное предприятие" (далее - МУП "ТТП", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, ответчик) о взыскании убытков в сумме 97 907 124 руб. 23 коп., возникших в результате осуществления пассажирских перевозок городским электротранспортом льготной категории граждан с 01.07.2014 по 31.05.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области (далее - Департамент финансов Орловской области, третье лицо - 1), Акционерное общество "РИЦ" (далее - АО "РИЦ", третье лицо - 2), Администрация города Орла (третье лицо - 3).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на наличие правовых оснований по взысканию расходов транспортной организации истца по перевозке отдельных льготных категорий граждан по ЕСПБ, недополученных истцом из средств бюджета, ввиду превышения лимитов бюджетных обязательств по оказанным услугам. Заявитель полагает, что формируемый ответчиком расчет сумм выплатам перевозчикам не отражает информации о сумме понесенных перевозчиком убытков в полном объеме. Также ссылается на заключение спорных договоров под административным давлением; необоснованный отказ суда первой инстанции в назначении по делу судебной бухгалтерской экспертизы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители АО "РИЦ", Администрация города Орла не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
От Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамента финансов Орловской области поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые суд приобщил к материалам дела.
Заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Департамента финансов Орловской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами в пределах города Орла, в том числе лиц, включенных в федеральный и региональный регистры льготных категорий граждан, которым предоставлена льгота по провозной плате.
В целях обеспечения на территории Орловской области равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, и возмещении затрат организациям, осуществляющим перевозку граждан по единым социальным билетам, Правительством Орловской области принято постановление от 18.10.2010 N 365 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" (в редакции от 04.03.2020, далее - постановление N 365).
Приложением N 1 постановления N 365 утвержден перечень категории граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Орловской области и социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации.
Приложением N 2 постановления N 365 утверждено "Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении на территории Орловской области", согласно которому единые социальные проездные билеты являются документами строгой отчетности и представляют собой льготную транспортную электронную карту - микропроцессорную бесконтактную смарт-карту, предназначенную для совершения операций по безналичной оплате проезда на транспорте отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области. Единые социальные проездные билеты изготавливаются централизованно по заказу Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по согласованию с Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.
Постановлением Администрации города Орла от 20.11.2013 N 5269 стоимость одной поездки - тариф в городском транспорте на 2014, 2015 годы и за период с 01.01.2016 по 14.02.2016, был установлен в следующем размере: с 6.00 час. до 20.00 час. -12 руб. 00 коп.; с 20.00 час. до 06.00 час. - 15 руб. 00 коп.
04.02.2016 Постановлением Администрации города Орла N 332 установлена стоимость одной поездки - тариф в городском транспорте с 15.02.2016 по 31.12.2017, который составил 16 руб. 00 коп., стоимость месячного проездного билета на 1 вид транспорта (трамвай или троллейбус) - 500 руб. 00 коп., стоимость месячного проездного билета на 2 вида транспорта (трамвай и троллейбус) - 600 руб. 00 коп.; организации - 800 руб. 00 коп. и 900 руб. 00 коп. соответственно.
Постановлением Администрации города Орла от 28.12.2017 N 5955 установлена стоимость одной поездки - тариф в городском транспорте с 01.01.2018 по 31.01.2019 - 17 руб. 00 коп., стоимость месячного проездного билета на 1 вид транспорта (трамвай или троллейбус) - 600 руб. 00 коп., стоимость месячного проездного билета на 2 вида транспорта (трамвай и троллейбус) - 700 руб. 00 коп.; организации - 800 руб. 00 коп. и 900 руб. 00 коп. соответственно.
31.01.2019 Постановлением Администрации города Орла N 302 установлена стоимость одной поездки - тариф в городском транспорте с 01.02.2019 по 31.05.2019 - 20 руб. 00 коп. при наличном способе оплаты, 17 руб. 00 коп. при безналичном способе оплаты, стоимость месячного проездного билета на 1 вид транспорта (трамвай или троллейбус) - 600 руб. 00 коп., стоимость месячного проездного билета на 2 вида транспорта (трамвай и троллейбус) - 700 руб. 00 коп.; организации - 800 руб. 00 коп. и 900 руб. 00 коп. соответственно; электронный проездной билет длительного пользования для граждан для проезда на всех видах пассажирского транспорта (авто и электротранспорт) на фиксированное количество поездок в течение 90 календарных дней с момента приобретения проездного билета: не более 30 поездок - 450 руб. 00 коп., не более 50 поездок 750 руб. 00 коп.
Из материалов дела также следует, что решением Орловского городского Совета народных депутатов от 03.02.2016 N 6/0082-ГС "О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла" (вместе с "Регулируемыми тарифами на перевозки по автобусным муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла", "Регулируемыми тарифами на перевозки для МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла") для МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" согласованы регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла, в том числе месячный проездной билет на проезд в автобусах, осуществляющих транспортное обслуживание населения по регулярным маршрутам муниципальной сети города Орла стоимостью 500 руб. 00 коп., организации - 800 руб. 00 коп.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 08.12.2016 N 17/0380-ГС "О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 03.02.2016 N 6/0082-ГС "О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла" с 01.01.2017 по 31.12.2017 стоимость месячного проездного билета на 1 вид транспорта (трамвай или троллейбус) - 600 руб. 00 коп., стоимость месячного проездного билета на 2 вида транспорта (трамвай и троллейбус) - 700 руб. 00 коп.
30.11.2017 Решением Орловского городского Совета народных депутатов N 33/0617-ГС "О согласовании регулируемого тарифа на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла и внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 03.02.2016 N 6/0082-ГС "О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла" с 01.01.2018 по 31.01.2019 стоимость разового проезда, провоза багажа для МУП "ТТП" - 17 руб. 00 коп.
В соответствии с Законами Орловской области от 06.12.2013 N 1563-03 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и от 05.12.2014 N 1699-03 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Постановлением Правительства Орловской области N 365 от 18.10.2010, Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 N 479 (далее -Постановление N 479), Постановлением Правительства Орловской области от 20.01.2015 N 16 (далее - Постановление N 16) утвержден Порядок возмещения перевозчикам в 2014 году и, соответственно, в 2015 году расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области.
Правительство Орловской области постановлением от 02.03.2016 N 63, с учетом изменений от 09.06.2016 (далее - Постановление N 63) утвердило Порядок возмещения перевозчикам в 2016 году расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области (далее - порядок).
В пункте 2 порядка, утвержденного Постановлением N 63, установлено, что объем средств на возмещение перевозчикам в 2016 году расходов за предоставление транспортных услуг для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которая отнесена к ведению Российской Федерации и Орловской области (далее - отдельная категория граждан), состоит из денежных средств, полученных от продажи ЕСПБ, и денежных средств, запланированных в областном бюджете на 2016 год в соответствии с Законом Орловской области от 22 декабря 2015 года N 1891-03 "Об областном бюджете на 2016 год" для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Орловской области для указанных категорий граждан. Средства, запланированные в областном бюджете на 2016 год для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта, перечисляются перевозчикам Департаментом в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на основании договоров на возмещение расходов за предоставление транспортных услуге заключенных между Департаментом и соответствующими перевозчиками.
Постановлением от 27.03.2017 N 112 (далее - Постановление N 112) Правительство Орловской области утвердило "Порядок предоставления субсидий в 2017 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
Согласно положениям пунктов 2, 3 порядка, утвержденного Постановлением N 112 субсидии предоставляются Департаментом в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Орловской области от 06 декабря 2016 года N 2054-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта. Субсидии предоставляются перевозчикам ежемесячно на основании договора на предоставление Субсидии, заключенного между Департаментом и перевозчиком.
Постановлением от 14.03.2018 N 90 (далее - Постановление N90) Правительство Орловской области утвержден "Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения потерь в доходах перевозчикам в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области" на 2018 год и последующий период.
При этом, субсидии предоставляются Департаментом в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта; субсидии предоставляются перевозчикам на основании договора на предоставление субсидии, заключенного между Департаментом и перевозчиком.
Указанные Порядки определяют механизм осуществления в 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годах выплат перевозчикам в целях возмещения потерь в доходах в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которые относены к ведению Российской Федерации и Орловской области (далее - расходы за предоставление транспортных услуг), в рамках государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 15 ноября 2012 года N 422 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области".
В рамках исполнения Постановления N 479 и Постановления N 16 между МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" (перевозчик) и Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области заключены договор от 04.02.2014 N 8-Д/14 (с учетом дополнительного соглашения от 15.08.2014 N 1) (далее -договор N 8-Д/14) и договор от 05.02.2015 N 32-Д/15 (далее - договор N 32-Д/15) на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг, предметом которых является выплата перевозчику в счет возмещения расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказания мер социальной поддержки, относимые к ведению Российской Федерации и Орловской области на внутри муниципальных (городских) регулярных маршрутах общего пользования, организованных по решению соответствующих муниципальных образований за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 и с 01.01.2015 по 31.12.2015 за счет средств, поступивших от продажи единых социальных проездных билетов и средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели действующим законодательством регионального значения (т. 7 л.д. 58-69, 88-90).
В соответствии с установленным порядком Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области обязуется производить расчет суммы выплат перевозчику на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области по формуле, установленной в пункте 2.2.2 договоров N 8-Д/14 и 32-Д/15.
Из материалов дела также следует, что 15.03.2016 между Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской областа и МУП ТТП был заключен договор N 11 -Д/16 на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг, по условиям которого департамент обязался возместить перевозчику расходы за обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Орловской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, на внутримуниципалыплх (городских) регулярных маршрутах общего пользования, организованных по решению соответствующих муниципальных образований за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года за счет денежных средств, полученных от продажи единых социальных проездных билетов и денежных средств, запланированных в областном бюджете, на 2016 год.
Согласно п. 2.2 договора ответчик обязался до 15 числа следующего за отчетным (за декабрь - до 20.12.2016) провести анализ представленной согласно п. 5 порядка информации и принять решение о возмещении расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан, которое включает сводный расчет суммы выплат перевозчикам или об отказе в возмещении расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан. Производить расчет суммы выплат перевозчику на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с порядком.
Договор вступает в силу с момента заключения и действует до 31.12.2016, условия договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2016.
05.04.2017 между истцом и ответчиком был заключен договор N 12-Д/17 на предоставление субсидии в 2017 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, в целях возмещения расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, предметам которого являлась предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии в целях возмещения Департаментом расходов перевозчику.
Согласно п. 2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета, на цели, указанные в разделе I договора.
Департамент обязался производить расчет суммы выплат перевозчику на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с порядком (п. 4.1.2 договора).
Согласно дополнительному соглашению от 31.10.2017 к договору N 12-Д/17 от 05.04.2017 перевозчику предоставлена субсидия, в соответствии с лимитом бюджетных обязательств, доведенным Департаменту в сумме 9 813 502 руб. 00 коп. за период с января по сентябрь 2017 года. Дополнительным соглашением N 3 от 30.11.2017 к договору N 12-Д/17 от 05.04.2017 перевозчику предоставлена субсидия в размере 10 788 498 руб. 00 коп. за период с января по октябрь 2017 года. 22.12.2017 дополнительным соглашением N 4 к договору N 12-Д/17 от 05.04.2017 перевозчику предоставлена субсидия в размере 12 810 983 руб. 00 коп. за период с января по декабрь 2017 года.
Из материалов дела также следует, что 21.03.2018 между Департаментом и МУП ТТП был заключен договор N 46-Д/18 на предоставление субсидии в 2018 году за счет областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, в целях возмещения (компенсации) части потерь в доходах перевозчикам в результате предоставления льгот на проезд отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области, по условиям которого перевозчику в 2018 году из областного бюджета предоставляется субсидия в целях компенсации потерь (части потерь) в доходах перевозчика в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области.
Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета на цели, указанные в разделе I договора за январь - ноябрь 2018 года в размере 10 287 318 руб. 00 коп. (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 28.04.2018, N 2 от 28.05.2018, N 3 от 05.07.2018, N 4 от 27.07.2018, N 5 от 30.07.2018, N 6 от 29.08.2018, N 7 от 28.09.2018, N 8 от 26.10.2018, N 9 от 03.12.2018. N 10 от 21.12.2018).
13.02.2019 между Департаментом и МУП ТТП был заключен договор N 4-Д/19 на предоставление субсидии в 2019 году за счет областного бюджета юридическим лицам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, в целях возмещения потерь в доходах - перевозчикам в результате предоставления льгот на проезд отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области.
Согласно п.2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета в размере 3 511 779 руб. 00 коп. за период декабрь 2018 года - май 2019 года (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 21.02.2019, N 2 от 02.04.2019, N 3 от 06.05.2019, N 4 от 28.05.2019, N 5 от 02.07.2019).
В соответствии с условиями договоров расчет, суммы субсидий перевозчикам на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан за период:
2014 год производился по формуле: K = (А/12) х (РП/РО), где: K - ежемесячная денежная компенсация перевозчику, обеспечивающему предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан на регулярных маршрутах общего пользования; А -размер ассигнований на соответствующий год, предусмотренный сводной бюджетной росписью по соответствующей статье областного бюджета; РП - объем перевозок (количество выполненных перевозчиком рейсов за отчетный период); РО - суммарный объем количества рейсов по Орловской области, осуществлённых перевозчиками в отчетный период;
2015 год по формуле Ki = (А/12) х (РШ/РО), где: Ki - ежемесячная денежная компенсация перевозчику, обеспечивающему предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на городских регулярных маршрутах общего пользования; А - размер лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, предусмотренный сводной бюджетной росписью по соответствующей статье областного бюджета; PK - объем перевозок (количество совершенных поездок отдельными категориями граждан на городских регулярных маршрутах общего пользования на маршруте перевозчика за отчетный период); РО -суммарный объем количества совершенных поездок отдельными категориями граждан на городских регулярных маршрутах общего пользования в отчетный период;
с 2016 по 2017 годы и в 2019 году по формуле: Ki = (А/12) х (РШ/РО), в 2018 году по формуле: Ki = (А/11) х (РШ/РО), где: Ki - ежемесячная денежная компенсация перевозчику, обеспечивающему предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном транспорт; А - размер лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, предусмотренный сводной бюджетной росписью по соответствующей статье областного бюджета; РП - объем перевозок (количество совершенных поездок отдельными категориями граждан в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении на маршруте перевозки; РО - суммарный объем количества совершенных поездок отдельными категориями граждан в автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении за отчетный период.
Расчет предоставления субсидий перевозчику на возмещение расходов на предоставление транспортных услуг закреплен в пункте 2.2.2 договоров на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг в 2014 и 2015 годах, в пункте 2.2.2 договора на предоставление субсидии в 2016 году, в пункте 4.1.2 договора на предоставление субсидии в 2017 году, в пункте 4.1. 2 договора на предоставление субсидии в 2018 году, пунктом 4.1.2. договора на предоставление субсидии в 2019 году.
В целях возмещения расходов перевозчикам ответчиком были изданы приказы "О возмещении расходов перевозчикам за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан" за период с июля 2014 года по май 2019 года (т. 7 л.д. 64-87, 91-126; т. 4 л.д. 88-152; т.5). Представленными в материалы дела платежными поручениями за период 201 4 - 2019 годы, подтверждается выплата ответчиком в пользу истца расходов на предоставление транспортных услуг и субсидий в целях возмещения расходов на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан (т. 7 л.д. 82-87, 127-138; т.6 л.д. 1-31).
Ответчиком расходы на предоставление транспортных услуг и субсидий в целях возмещения расходов на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан, согласно приказам ответчика выплачены истцу в полном объеме.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле подтверждены в судебном заседании и не оспариваются.
Из материалов дела также следует, что 19.03.2014 между ответчиком и ОАО "Единый центр процессинга и биллинга Орловской области" был заключен договор N 41-Д/14 на реализацию и обслуживание единых социальных проездных билетов на всех видах пассажирского транспорта Орловской области (кроме такси) с использованием транспортной электронной карты, обеспечивающей автоматизацию учета проезда на общественном транспорте на территории Орловской области. Срок действия договора с 01.05.2014 по 01.05.2015 (п. 4 договора).
22.05.2015 между истцом (перевозчик) и ОАО "Единый центр процессинга и биллинга Орловской области" (оператор) был заключен договор N 2, предметом которого является организация безналичной автоматизированной системы оплаты проезда в подвижном составе перевозчика с использованием оборудования, предоставленного оператором перевозчику по проездным билетам, указанным в разделе 1 договора.
Согласно п. 7.1 договор заключен на срок до 01.01.2016 и вступает в силу с момента его подписания сторонами; если ни одна из сторон с течение срока действия договора не заявит о своем желании его расторгнуть, то действие договора продлевается на тот же срок.
Как следует из отзыва третьего лица (3) от 21.02.2020, ОАО "Единый центр процессинга и биллинга Орловской области" переименовано в АО "РИЦ Орловской области".
Дополнительным соглашением от 30.10.2015 стороны расторгли договор N 2 от 22.05.2015 с 30.10.2015.
23.10.2015 между истцом (перевозчик) и АО "РИЦ Орловской области" (оператор) был заключен договор о взаимодействии оператора и перевозчика при обслуживании в транспортной системе проездных билетов "для организаций", по условиям которого оператор обязуется по поручению перевозчика совершать от своего имени и за счет перевозчика юридические и фактические действия по продаже юридическим лицам проездных билетов; срок действия договора один месяц.
26.11.2015 между истцом (перевозчик) и АО "РИЦ Орловской области" (оператор) был заключен договор о взаимодействии оператора и перевозчика при обслуживании в транспортной системе проездных билетов "для организаций", по условиям которого оператор обязуется по поручению перевозчика совершать от своего имени и за счет перевозчика юридические и фактические действия по продаже юридическим лицам проездных билетов; срок действия договора до 31.12.2016, договор считается продленным если ни одна из сторон не уведомит о его расторжении.
30.10.2015 между истцом и АО "РИЦ Орловской области" был заключен договор присоединения перевозчика N 54 к транспортной системе "электронный проездной", по условиям которого перевозчик присоединяется к Правилам системы, утвержденным оператором, а оператор за вознаграждение осуществляет оказание услуг перевозчику, в том числе по организации взаиморасчетов между перевозчиком и пользователями в целях оплаты проезда и провоза багажа на транспортных средствах перевозчика в Орловской области, а также организует взаимодействие между сторонами в рамках системы на условиях Правил системы.
Договор действует с 15.10.2015 по 31.10.2016 и считается автоматически пролонгированным на один год.
26.04.2018 между ответчиком и АО "РИЦ Орловской области" был заключен договор N 166-Д/18 на реализацию и обслуживание единых социальных проездных билетов для осуществления проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении отдельными категориями граждан с использованием транспортной электронной карты, обеспечивающей автоматизацию учета проезда на общественном транспорте (т. 10 л.д. 123-125), срок действия договора с 01.05.2018 по 01.05.2023.
Как указал истец, выплаченные суммы не компенсировали всех расходов МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" по перевозке отдельных категорий граждан в полном объеме; выпадающие доходы рассчитаны путем умножения количества перевезенных за период пассажиров на размер провозной платы за минусом выручки и предоставленного истцу финансирования из бюджета, в связи с чем, сумма недофинансирования составила - 97 907 124 руб. 23 коп.: за период с июня по декабрь 2014 года выпадающие доходы составили 2 323 086 руб. 38 коп., из следующего расчета (перевезено пассажиров по ЕСПБ - 3 499 413 чел., в том числе по тарифу 12 руб.* 3 359 155 чел., по тарифу 15 руб. * 140 258 чел.) - (выручка - 21 425 757 руб. 62 коп.) - (компенсация расходов - 18 664 886 руб.). В связи с чем, за перевозку одного льготного пассажира предприятие получило 11,46 руб. (21 425 757,62 руб. + 18 664 886 руб.)/3 499 413 чел.
за 2015 год - 4 816 330 руб. 76 коп.: (перевезено пассажиров по ЕСПБ - 6 211 376 чел.: по 12 руб.*5 984 824 чел., по 15 руб.*226 552 чел.) - (выручка 42 636 271 руб. 24 коп.) - (финансирование 27 763 566 руб.). За перевозку одного льготного пассажира предприятие получило 11,33 руб., (42 636 271 руб. 24 коп. + 27 763 566 руб.)/6 211 376 чел.
за 2016 год - 25 702 540 руб. 00 коп.: (перевезено пассажиров по ЕСПБ - 5 515 584 чел., из них: по тарифу 12 руб.*512 552 чел., по тарифу 15 руб.*12 115 чел., по тарифу 16 руб.* 4 990 917 чел.) - (выручка - 39 262 441 руб. 85 коп.) - (финансирование 21 222 039 руб. 00 коп.); за перевозку одного льготного пассажира предприятие получило 10 руб. 97 коп. (39 262 441 руб. 85 коп. + 21 222 039 руб. 00 коп.)/5 515 584 чел.
за 7 мес. 2017 года - 21 147 183 руб. 38 коп. (перевезено пассажиров по ЕСПБ с июня по декабрь - 2 868 644 чел., действующий тариф - 16 руб. (2 868 644 чел.*16 руб.) -(выручка 17 669 268 руб. 62 коп.) - (финансирование 7 081 852 руб.). Таким образом, за перевозку одного льготного пассажира предприятие получило 8 руб. 63 коп. (17 669 268 руб. 62 коп. + 7 081 852 руб. 00 коп.)/ 2 868 644 чел.
за 2018 год - 35 331 004 руб. 30 коп.: перевезено пассажиров по ЕСПБ с января по декабрь - 4 273 763 чел., действующий тариф - 17 руб. 00 коп. (4 273 763 чел.* 17 руб. 00 коп.) - (выручка 27 033 648 руб. 70 коп.) - (финансирование 10 289 318 руб. 00 коп.), за перевозку одного льготного пассажира предприятие получило 8 руб. 73 коп. (27 033 648 руб. 70 коп. + 10 289 318 руб. 00 коп.)/ 4 273 763 чел.
за 5 месяцев 2019 года - 8 586 979 руб. 41 коп.: перевезено пассажиров по ЕСПБ с января по май - 1 099 354 чел., действующий тариф- 20 руб. (1 099 354 чел.*20 руб.) -выручка (10 530 589 руб. 59 коп.) - (финансирование 2 869 5 11 руб. 00 коп.), за перевозку одного льготного пассажира предприятие получило 12 руб. 19 коп. (10 530 589 руб. 59 коп. + 2 869 511 руб. 00 коп.)/1 099 354 чел.
По мнению истца, произведенный расчет подтверждает, что провозная плата пассажира, установленная тарифом для каждой поездки, не компенсируется в полном объеме по перевозке отдельных льготных категорий граждан по ЕСПБ; совокупный доход (выручка) от перевозки пассажиров по установленному тарифу на территории Орловской области подтверждается отчетами оператора и актами сверки с АО "РИЦ", а также расчетами сумм выплат перевозчику, подготовленными АО "Единый центр процессинга и биллинга Орловской области". Размер доходов подтверждается сводными отчетами оператора по договору присоединения перевозчика и актами сверок взаимных расчетов.
Полагая, что денежные средства, перечисленные МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" из бюджета в рамках указанных договоров, не компенсировали всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, истец направил в адрес ответчика претензию от 05.07.2019 N 873 с просьбой о возмещении истцу убытков в связи с перевозкой пассажиров льготных категорий за период: 2 полугодие 2014 года - 5 месяцев 2019 года, которая оставлена без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из спорного договора, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре перевозке груза, пассажиров, багажа.
В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 ГК РФ).
Предметом настоящего спора является взыскание убытков в виде недополученных доходов истца за осуществление перевозки льготных категорий граждан.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые данное лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответственность за незаконные действия должностных лиц государственных органов наступает при наличии общих (статья 1064 ГК РФ) и специальных (статья 1069 ГК РФ) условий.
В статье 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной транспортной доступности в Орловской области принято Постановление N 365, которым в перечень граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета включены льготные категории граждан федерального регистра. Стоимость единого социального проездного билета в месяц в спорном периоде установлена постановлениями Администрации города Орла от 20.11.2013 N 5269, от 04.02.2016 N 332, от 28.12.2017 N 5955, от 31.01.2019 N 302.
Таким образом, Орловская область установила меры социальной поддержки в виде проезда по единому социальному проездному билету для федеральных категорий льготников и, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.
В пункте 16 Постановления N 23 разъяснено, что организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Возмещению из бюджета субъекта Российской Федерации должна подлежать не разница между фактическими затратами перевозчика при перевозке пассажиров и полученным им от этой деятельности доходом, а убытки, возникшие за счет разницы между экономически обоснованной себестоимостью перевозки пассажиров и фактически установленным регулирующим органом тарифом.
Обращаясь с заявленными исковыми требованиями, истец просил взыскать убытки, вычисленные арифметическим способом как разница между доходами истца от перевозок пассажиров по территории Орловской области по единому социальному проездному билету для федеральных категорий льготников и понесенными им при осуществлении этой деятельности затратами, что не равнозначно понятию убытков в гражданско-правовом смысле.
В силу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", и правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2015 N 310-ЭС14-7828, перевозчик не лишен возможности претендовать на возмещение убытков при доказанности расходов, которые определяются не любыми его фактическими затратами, а только теми, которые получили оценку как допустимые по назначению и экономически обоснованные по размеру в соответствии с правовыми актами, регламентирующими государственное регулирование цен.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950, уклонение истца от проверки возможности учета показателей хозяйственной деятельности применительно к экономически обоснованному тарифному регулированию ведет по существу к бесконтрольному увеличению затрат с последующим их возложением на публично-правовое образование, что противоречит целям и задачам законодательства о естественных монополиях.
При формировании экономически обоснованных тарифов на перевозку транспортом затраты перевозчиков подлежат оценке с экономической точки зрения.
Согласно позиции, изложенной в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29.03.2011 года, субъект Российской Федерации обязан возместить организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного.
В пункте 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31 мая 2011 года N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" закреплено, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
Таким образом, для предъявления иска о взыскании убытков, причиненных применением формулы не подлежащей применению, истцу необходимо доказать в установленном законом порядке незаконность акта об установлении соответствующей формулы, повлекшего в связи с этим причинение убытков в виде не возмещенных экономически обоснованных затрат.
Доказательств того, что в установленном законом порядке утвержденный Постановлениями Администрации города Орла тариф на перевозку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также согласованная сторонами в договорах формула являюся экономически необоснованными, истцом в материалы дела не представлено; положения договоров истцом не оспорены, напротив договоры исполнялись истцом в полном объеме. Истец, на свой риск осуществляя деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, использовал тариф, который, по его мнению, с учетом предмета иска не является экономически обоснованным.
При этом, как положения нормативных актов, так и условия заключенных договоров не возлагают на ответчика обязанности компенсировать расходы в размере большем, чем установлено формулой.
Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии со стороны Орловской области незаконного виновного бездействия государственных органов Орловской области по возмещению МУП "ТТП" убытков, возникших вследствие утверждения соответствующей платы.
Доказательств, подтверждающих, что истец, заключая договор, не мог, действуя разумно и добросовестно, предвидеть, что пассажиропоток не возместит ему понесенные расходы и поэтому они должны быть возмещены за счет соответствующего бюджета, суду не представлено.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ответчиком в полном объеме из бюджета возмещены расходы истцу за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан, а также выплачены суммы субсидий в соответствии с условиями заключенных договоров и действующих нормативных актов.
Объем средств на возмещение перевозчикам расходов за предоставление транспортных услуг для отдельных категорий граждан и выплата субсидий за период с июня 2014 года по май 2019 года состоит из денежных средств, полученных от продажи единых социальных проездных билетов и денежных средств, запланированных в областном бюджете на соответствующий год в соответствии с Законом Орловской области "Об областном бюджете" для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Орловской области для указанных категорий граждан".
При этом, сумма возмещения расходов истцу за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан и размер субсидий были установлены в рамках лимитов бюджетных обязательств, установленных Законами Орловской области: Законами Орловской области от 06.12.2013 N 1563-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", от 05.12.2014 N 1699-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", от 22 декабря 2015 года N 1891 -03 "Об областном бюджете на 2016 год", от 06 декабря 2016 года N 2054-03 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", от 30 ноября 2017 годаN 2177-03 "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", от 03.12.2018 N 2289-03 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Как обоснованно указал ответчик, заключив с Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области договоры от 04 февраля 2014 года N 32-Д/14, от 5 февраля 2015 года N 32-д/15, от 15 марта 2016 года N 11-Д/16, от 05 апреля 2017 года N 12-Д/17, от 21 марта 2018 года N46-Д/18, от 13 февраля 2019 года N4-Д/19 с условием возмещения расходов перевозчику на основании вышеуказанных постановлений Правительства Орловской области, МУП "ТТП" согласилось с данными порядками возмещения расходов, что исключает возможность дальнейшего требования денежных средств сверх выплаченных на основании названных постановлений.
Подписав указанные договоры, осуществив перевозки по установленным тарифам, истец добровольно согласился на перечисление компенсации в согласованном договором размере, а не на иных условиях.
Таким образом, договор не предполагал субсидирование в полном объеме недополученных истцом доходов от осуществления деятельности в сфере перевозки пассажиров, правом на корректировку своих расходов при установлении регулируемых тарифов в текущем периоде истец не воспользовался.
Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда, изложенной в определении от 18.02.2015 N 305-ЭС14-8718, согласно которой при выполнении обязательств в объеме, предусмотренном договором и в соответствии с утвержденными ассигнованиями, требования перевозчика о возмещении убытков являются заявленными за рамками договорных отношений, которые не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом (ст. 422 ГК РФ).
Заявленные в настоящем деле требования по своему существу направлены на изменение условий заключенного сторонами договора при отсутствии к тому оснований для изменения договора, предусмотренных статьями 450, 451 ГК РФ.
Основания для вывода о недействительности соответствующих договоров у суда отсутствуют, истцом на наличие таких оснований также не указано, соответствующие требования не заявлены.
Размер расходов за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан и размер субсидий, установленные постановлениями Правительства Орловской области N 479, N 16, N 63, N 112, N 90, а также договоры: N8-Д/14, N32-Д/15, N 11 - Д/16, N 12-Д/17, N 46-Д/1 8, N 4-Д/19 истцом в установленном законом порядке не оспорены, обязательства по вышеуказанным договорам и постановлениям исполнены ответчиком в полном объеме.
Следует также отметить, что при определении размера убытков, подлежащих компенсации, необходимо использовать такой расчетный метод, все переменные которого являются экономически обоснованными и соответствующими действительности.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что расчет суммы подлежащих возмещению убытков должен производиться в соответствии с Порядком, который надлежащим образом не оспорен и не признан недействительным. В отсутствие у истца доказательств несения иных убытков по смыслу статьи 15 ГК РФ размер недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2015 N 301-ЭС14-1014, от 27.01.2015 N 301-ЭС14-2273).
Аналогичные правовые позиции изложены в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2019 года N 310-ЭС18-2483 по делу N А48-6032/2017, от 29 мая 2019 года N 310-ЭС19-7006 по делу N А35-6551/2017, от 13 апреля 2020 года N 308-ЭС20-3566 постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2019 года по делу N А35-6551/2017.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом по делу не представлено доказательств экономически обоснованной платы за проезд, утвержденной в ином размере или необоснованного отказа такого утверждения.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 790 ГК РФ и приняв во внимание, что компенсация, предусмотренная договорами об организации транспортного обслуживания в полном объеме (в суммах предусмотренных договорами и приказами), а также исходя из того, что истец осуществлял пассажирские перевозки по тарифам, утвержденным в установленном порядке, арбитражный суд пришел к выводу об отказе в возмещении выпадающих доходов от перевозки льготных категорий пассажиров, поскольку, оценив представленные истцом в подтверждение размера убытков отчеты оператора о количестве реализованных проездных билетов, акты сверок взаимных расчетов, расчеты сумм выплат перевозчику на возмещение расходов, протоколы комиссий, выписки по счету, переписку сторон, приказы, нормативные акты, расчеты суммы задолженности, пришел к выводу о том, что указанные документы не доказывают размер иных экономически обоснованных затрат истца (выпадающих доходов), связанных с перевозкой пассажиров в спорный период.
При этом судом учтено, что ответчик в полном объеме исполнил свои обязательства перед истцом по договорам на организацию транспортного обслуживания льготных категорий граждан. Истец не обращался к ответчику с требованием о внесении изменений в соответствующие пункты договоров в целях увеличения размера компенсации, а также с предложением об их расторжении в связи с наличием убытков. Истцом расчет компенсации в соответствии с установленной в договоре формулой не оспаривается.
В материалы дела не представлены достаточные доказательства в подтверждение наличия противоправности действий (бездействия) ответчика, а также свидетельствующие о том, что возникшая в деятельности истца отрицательная разница между понесенными затратами и полученными доходами возникла по вине ответчика.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с недоказанностью истцом наличия совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, их размера, вины ответчика, причинно - следственной связи между поведением ответчика и возникновением убытков.
Довод истца о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о назначении по делу судебной бухгалтерской экспертизы судом отклоняется.
Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Таким образом, в тех случаях, когда у арбитражного суда имеется необходимость в получении компетентного заключения по вопросам, подлежащим разрешению исходя из предмета заявленных требований и конкретных обстоятельств дела, суд назначает проведение по делу судебной экспертизы.
Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование одной из сторон спора о назначении судебной экспертизы не создает у суда обязанности ее назначить.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 АПК РФ относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
В данном случае суд, с учетом характера спорных отношений, собранных по делу доказательств и круга обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего дела, пришел к выводу, что целесообразность назначения экспертизы по заявленному ходатайству может иметь место только при доказанности самого факта наличия гражданско-правовых оснований для привлечения субъекта Российской Федерации к ответственности в виде взыскания убытков сверх полученной истцом из бюджета области субсидии. В ином случае в рамках рассматриваемых исковых требований вопрос об установлении экономически обоснованного тарифа не будет иметь правового значения.
Поскольку факт наличия гражданско-правовых оснований для привлечения субъекта Российской Федерации к ответственности в виде взыскания убытков сверх полученной истцом из бюджета области субсидии судом не установлен, в удовлетворении ходатайства было отказано.
Ответчиком также заявлено об истечении срока исковой давности в отношении требований на сумму 2 323 086 руб. 38 коп. за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 и на сумму 4 816 330 руб. 76 коп. за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В пункте 1 статьи 1 96 ГК РФ определено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права. При оставлении судом иска без рассмотрения течение срока исковой давности, начавшееся до предъявления иска, продолжается в общем порядке, если иное не вытекает из оснований, по которым осуществление судебной защиты права прекращено. Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца (статья 204 ГК РФ).
В силу разъяснений, изложенных в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, когда иск был оставлен без рассмотрения по основаниям, предусмотренным абзацами вторым, четвертым, седьмым и восьмым статьи 222 ГПК РФ, пунктами 2, 7 и 9 части 1 статьи 148 АПК РФ (пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, отчет о финансовых результатах за 2014 год представлен 29.01.2015, в связи с чем, с указанной даты следует исчислять срок исковой давности по заявленным за 2014 год убыткам (т. 10 л.д. 28). Срок исковой давности за 2015 год следует исчислять с 17.03.2016 (дата представления отчета о финансовых результатах за 2015 год).
Из материалов дела также следует, что истец 27.07.2017 обратился в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к 1) Субъекту Российской Федерации Орловская область в лице Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, 2) Субъекту Российской Федерации Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области, 3) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 7 139 417 руб. 14 коп., составляющих убытки от перевозки льготной категории граждан, подлежащих возмещению из соответствующего бюджета за 2014 и 2015 годы.
Определением арбитражного суда от 31.07.2017 исковое заявление было принято к производству, возбуждено производство по делу N А48-5815/2017.
Решением арбитражного суда от 10.04.2018 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 7 139 417 руб. 14 коп., составляющих убытки.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражным судом Центрального округа постановлением от 30.10.2018 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 30.04.2019 после нового рассмотрения дела, исковое заявление истца было оставлено без рассмотрения на основании п. 9 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, судебный акт вступил в законную силу 31.05.2019.
Настоящее исковое заявление подано истцом 06.09.2019 и принято судом 14.10.2019 после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения.
Таким образом, в период с 27.07.2017 по 31.05.2019 течение срока приостанавливалось, в связи с чем, в расчет срока исковой давности входят следующие периоды: с 29.01.2015 по 26.07.2017 (2 года 5 месяцев 28 дней), с 01.06.2019 по 05.09.2019 (3 месяца 5 дней).
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что срок исковой давности истцом не пропущен.
На основании вышеизложенного, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательств в их достаточности для разрешения настоящих требований, оцененных судом в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 13.08.2020 по делу N А48-10421/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алфёрова |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-10421/2019
Истец: МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" г. Орла
Ответчик: - Орловская область в лице Департамента строительства, топливно - энергетического комплекса, жилищно - коммунального хозяйства, транспорта и дорожного строительства Орловской области., Орловская область в лице Департамента строительства, топливно - энергетического комплекса, жилищно - коммунального хозяйства, транспорта и дорожного строительства Орловской области.
Третье лицо: Администрация города Орла, АО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР", Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области