город Ростов-на-Дону |
|
13 октября 2020 г. |
дело N А32-49707/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.07.2020 по делу N А32-49707/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АСКА управляющая компания "Дом сервис"
к Департаменту городского хозяйства администрации города Сочи
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АСКА управляющая компания "Дом сервис" (далее - ООО "АСКА УК "Дом сервис") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Сочи (далее - департамент) о признании незаконным предписания от 02.10.2019 N 000028.
Решением от 21.07.2020 суд признал недействительным предписание.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент городского хозяйства администрации города Сочи обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обществом не обеспечен ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды и тепловой энергии, находящегося в подвальном помещении многоквартирного дома N 21 по ул. Полтавской в г. Сочи. Обязанность по вводу общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД лежит на управляющей организации. Требования Департамента к "АСКА управляющая компания "Дом сервис" исполнить предписания от 22.07.2019 N 000013, а именно, обществом не обеспечен ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды и тепловой энергии, находящегося в подвальном помещении многоквартирного дома N 21 по ул. Полтавской в г. Сочи, являются законными и обоснованными.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Департамента городского хозяйства администрации города Сочи в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
От ООО "АСКА управляющая компания "Дом сервис" поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.09.2019 N 111 Департаментом городского хозяйства администрации города Сочи проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "АСКА управляющая компания "Дом сервис" с целью проверки ранее выданного предписания от 22.07.2019 N 000013.
В ходе проверки установлен факт неисполнения обществом предписания от 22.07.2019 N 000013, а именно, обществом не обеспечен ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды и тепловой энергии, находящегося в подвальном помещении многоквартирного дома N 21 по ул. Полтавской в г. Сочи.
По результатам проверки контролирующим органом вынесено предписание от 02.10.2019 N 000028, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 01.11.2019 устранить выявленные нарушения.
Считая незаконным предписание, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля регулирует Закон Краснодарского края от 06.12.2017 N 3700-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (далее - Закон Краснодарского края от 06.12.2017 N 3700-КЗ).
Согласно наименованию Закона Краснодарского края от 06.12.2017 N 3700-КЗ и его преамбулы органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона от 06.12.2017 N 3700-КЗ органы местного самоуправления муниципальных образований город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи, Ейский район, Крымский район, Туапсинский район (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края (далее - отдельные государственные полномочия), в том числе, по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в части организации и проведения внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством обэнергосберрежении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения N 493).
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Федерального закона N 261 -ФЗ).
Подпунктом "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) (в редакции, действовавшей до 29.06.2019) установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пунктов 6 и 8 Правил N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлена обязанность управляющей организации обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Таким образом, обязанность по вводу общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД лежит на управляющей организации.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ООО "АСКА управляющая компания "Дом сервис" с 03.05.2017 осуществляет управление многоквартирным домом N 21 по ул. Полтавская в Центральном районе г. Сочи.
На основании распоряжения от 25.09.2019 N 111 Департаментом городского хозяйства администрации города Сочи проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "АСКА управляющая компания "Дом сервис" с целью проверки ранее выданного предписания от 22.07.2019 N 000013.
В ходе проверки установлен факт неисполнения обществом предписания от 22.07.2019 N 000013, а именно, обществом не обеспечен ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды и тепловой энергии, находящегося в подвальном помещении многоквартирного дома N 21 по ул. Полтавской в г. Сочи.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу предписания от 02.10.2019 N 000028.
Вместе с тем, принимая решение по делу, суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.
Многоквартирный дом по адресу: г. Сочи, ул. Полтавская, д. 21 (далее МКД) введен в эксплуатацию 30.12.2016, в управлении управляющей компании находится с 03.05.2017. Энергоснабжающей организацией осуществляющей поставку коммунальных ресурсов: горячей воды и тепловой энергии (отопление) является ООО "Хоста".
Присоединение МКД к централизованной системе теплоснабжения выполнено на основании технических условий от 03.07.2014 N 55, согласно которым граница раздела балансовой принадлежности должна проходить в ЦТП-1 в месте установки прибора учета.
В ЦТП-1 установлен прибор учета ВКТ-9, который допущен в эксплуатацию в качестве коллективного прибора учета тепловой энергии актом от 01.12.2017.
Согласно техническим условиям от 03.07.2014 N 55 в МКД должен быть установлен контрольный узел учета. Согласно однолинейной схеме теплоснабжения МКД, являющейся приложением к акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 01.07.2017, в МКД установлен контрольный узел учета ТеРосс.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг о передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
Как правильно указано судом первой инстанции, доказательства изменения условий присоединения многоквартирного дома 21 по улице Полтавская в г. Сочи к централизованной системе теплоснабжения, в ином порядке, чем предусмотрено техническими условиями от 03.07.2014 N 55, департаментом в материалы дела не представлены.
Доказательства передачи и наличия у общества акта введения в эксплуатацию спорного прибора учета ВКТ-9, располагающегося в ЦТП-1, на момент принятия в управление многоквартирного дома 21 по улице Полтавская в г. Сочи, департаментом в материалы дела также не представлены.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что прибор учета ВКТ-9 признан коллективным прибором учета, находится на границе балансовой принадлежности и введен в эксплуатацию с 01.12.2017, в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 01.07.2017 и актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Судом также установлено, что ранее выданное департаментом обществу аналогичное предписание от 22.07.2019 N 000013 признано недействительным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2020 по делу NА32-45770/2019, которое оставлено без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020.
Таким образом, у департамента отсутствовали основания для выдачи предписания с требованием управляющей компании обеспечить ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды и тепловой энергии, находящегося в подвальном помещении многоквартирного дома N 21 по ул. Полтавской в г. Сочи.
Предписание от 02.10.2019 N 000028 не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу, в связи с чем является недействительным в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении заявления.
Решение суда от 21.07.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020 по делу N А32-49707/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49707/2019
Истец: ООО "АСКА УК Дом Сервис", ООО "АСКА УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМ СЕРВИС"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации г.Сочи