г. Саратов |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А12-46421/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Силаковой О.Н., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рафиковой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июля 2020 года по делу N А12-46421/2019, по иску общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (ИНН 3435126290; ОГРН 1163443069140) к обществу с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (ИНН 3435116831, ОГРН 1153435000157) об изменении условий договора,
встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" к обществу с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети", об изменении условий договора, предусмотренных дополнительным соглашением,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее по тексту - истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску, ООО "Волжские тепловые сети"), обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (далее по тексту - ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску, ООО "МПЖХ") об изменении условий договора теплоснабжения от 23.04.2015 N 86, заключённого между ООО "Волжские тепловые сети" и ООО "МПЖХ", включив в него условия, предусмотренные дополнительным соглашением от 12.11.2019 N 24 следующего содержания:
"1. Прекратить порядок определения объёма коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объём тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124):
2.1. Установить порядок определения объёма поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний указанного прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц) за вычетом объёмов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объёмы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учёта);
2.2. Установить порядок определения объёма коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учётом корректировки один раз в год до стоимости объёма тепловой энергии, потреблённого за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учёта, определённой в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
3. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами N 124 и действующим законодательством РФ.
4. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами и распространяет своё действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2019 г.".
В свою очередь, ООО "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области со встречным исковым заявлением к ОООО "Волжские тепловые сети", в котором просит изменить условия договора теплоснабжения от 23.04.2015 N 86, дополнив его условиями дополнительного соглашения N 24 от 12.11.2019 следующего содержания:
"1. Прекратить порядок определения объёма коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объём тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124:
2.1. Установить порядок определения объёма поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний указанного прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц) за вычетом объёмов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объёмы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учёта);
2.2. Установить порядок определения объёма коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учётом корректировки один раз в год до стоимости объёма тепловой энергии, потреблённого за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учёта, определённой в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
3. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и установления на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области такого способа оплаты, объём коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в соответствии с пунктом 25.1 Правил N 124, а именно: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учёта за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учётом корректировки один раз в год до стоимости объёма тепловой энергии, потреблённого за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учёта, определённой в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
При этом объём тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно ведомостью показаний исходя из текущих показаний приборов учёта, а объём коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения в соответствии с пунктом 25.1 Правил N 24, а также его стоимость, фиксируется сторонами в двустороннем акте приёма - передачи, принимаемого Сторонами к учёту и являющегося документом, порождающем обязательства Исполнителя по оплате в размере, не превышающем стоимость коммунального ресурса, выставляемого конечному потребителю.
4. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами N 124 и действующим законодательством РФ.
5. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами.
6. Настоящее дополнительное соглашение составлено в 2 (двух) экземплярах, по одному для каждой Сторон, имеющих одинаковую юридическую силу".
Обжалуемым судебным актом, спорные пункты изложены в следующей редакции:
"1. Прекратить порядок определения объёма коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объём тепловой энергии.
2. В соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124:
2.1. Установить порядок определения объёма поставляемого коммунального ресурса по договору теплоснабжения, учитывая следующее: объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчётный период (расчётный месяц) за вычетом объёмов поставки коммунального ресурса собственниками нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключённым непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объёмы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учёта);
2.2. Установить порядок определения объёма коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору теплоснабжения, учитывая следующее: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии - исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учётом корректировки один раз в год до стоимости объёма тепловой энергии, потреблённого за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учёта, определённой в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124.
3. В остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями договора теплоснабжения, Правилами N 124 и действующим законодательством РФ.
4. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01.01.2020 г.".
В остальной части первоначальных и встречных требований отказано.
Ответчик по первоначальному иску, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, согласно доводам которой, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречных исковых требований в полном объёме.
Ответчик, в соответствии с требованиями статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту - АПК РФ) и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2020 года, представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просил оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу, - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с требованием статей 121-123 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыва на неё, исследовав материалы дела, апелляционный суд пришёл к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 23.04.2015 между ООО "Волжские тепловые сети" (теплоснабжающая организация) и ООО "МПЖХ" (исполнитель) заключён договор теплоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг N 86, согласно условиям которого, теплоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю через присоединённую сеть на нужды оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения тепловую энергию, теплоноситель, горячее водоснабжение, а исполнитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию, теплоноситель, горячее водоснабжение, соблюдать режим их потребления в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных договором (далее по тексту - договор).
Впоследствии, 24.08.2016 г. стороны заключили дополнительное соглашение N 9 к договору о нижеследующем: в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и сохранения на территории городского округа - город Волжский способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объём коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, определяется исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления).
При этом объём тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно двусторонними актами, исходя из текущих показаний приборов учёта, а объём, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется теплоснабжающей организацией один раз в год, согласно данным, указанным в двусторонних актах.
Обосновывая исковые требования, ООО "Волжские тепловые сети" указывает, что на момент заключения дополнительного соглашения N 9 от 24.08.2016 стороны не могли предусмотреть, что в подпункте "А" пункта 25(1) Правил N 124 с 01.01.2017 будут внесены изменения.
С целью приведения условий договора ресурсоснабжения в части определения поставляемого и подлежащего оплате объёмов коммунального ресурса в соответствие с требованиями Правил N 124 ООО "Волжские тепловые сети" направило в адрес ответчика оферту дополнительного соглашения от 12.11.2019 N 24 о прекращении применения при исполнении договора ресурсоснабжения противоречащих Правилам N 124 условий и установлении порядка определения объёмов поставляемого коммунального ресурса и объема, подлежащего оплате, в соответствии с требованиями подпункта "А" пункта 21 и подпункта "А" пункта 25(1) Правил N 124.
Отказ ответчика добровольно привести условия договора ресурсоснабжения в указанной части в соответствие с требованиями Правил N 124, послужил основанием обращения ООО "Волжские тепловые сети" в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд Волгоградской области, основываясь на материалах дела и руководствуясь положениями статей 421, 426, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), Правилами N 124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354) урегулировал разногласия, путём частичного удовлетворения первоначальных требований, при этом в удовлетворении встречного иска отказал.
Постановляя оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Правилами N 354 установлен единый порядок расчёта размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчётных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии.
Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) Приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в Правила N 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объёмов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний указанного прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц) за вычетом объёмов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объёмы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учёта).
В то же время, в соответствии с подпунктом "а" пункта 25 (1) Правил N 124 при принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объём коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в следующем порядке: при поставке коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учётом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потреблённого за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учёта, определённой в порядке, установленном пунктом 22 этих Правил (пункт 25 (1) Правил N 124 введён в действие 30.06.2016).
Согласно разъяснениям, изложенным в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и от 30.10.2017 N 46725-ОГ/04, пунктом 25 (1) Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчётных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
В отношении соотнесения пунктов 21 и 25 (1) Правил N 124 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации указало, что в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года, определение объёма фактически потреблённой теплоэнергии, с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению, осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124. При этом объём теплоэнергии, подлежащий оплате исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, определяется в соответствии с пунктом 25 (1) Правил N 124.
Из изложенного следует, что пункт 21 Правил N 124 регулирует порядок расчёта фактически потреблённого объёма коммунального ресурса, а пункт 25.1 - порядок расчёта подлежащего оплате объёма коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.
При этом, пункт 25 (1) Правил N 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил N 124 и, в случае выполнения условий, указанных в пункте 25 (1), применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчётный период (месяц) подлежит именно пункт 25 (1) Правил N 124.
Также Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в данных письмах указало, что определённый фактический объём потреблённой за расчётный период (месяц) тепловой энергии не применяется при определении подлежащего оплате от исполнителя коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации размера платы за коммунальный ресурс (теплоэнергию), поставленную с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 01.07.2016 N 345 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", установлен порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах на территории Волгоградской области равномерными платежами в течение календарного года.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 42 (2) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу отопление в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определённой по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчётным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2).
Таким образом, Правила N 124 и N 354 устанавливают обязательность расчёта объёма теплопотребления исходя из среднемесячного объёма теплопотребления за прошедший год с проведением корректировки 1 раз в первом квартале года, следующего за расчётным годом.
В соответствии с положениями частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что ею действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд пришёл к выводу, что пункт 2 дополнительного соглашения от 12.11.2019 N 24 соответствует Постановлению Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", в связи с чем, вывод арбитражного суда первой инстанции в данной части является правомерным.
Оспаривая принятый судебный акт, ООО "МПЖХ" указывает, что включение в текст дополнительного соглашения от 12.11.2019 N 24 условий о двустороннем акте приёма-передачи тепловой энергии, является существенным условием договора, поскольку, по мнению заявителя, акт приёма-передачи является документом, порождающим обязательства оплаты потреблённого коммунального ресурса.
Судебная коллегия отклоняет данные доводы жалобы, как основанные на ошибочном толковании и применении норм права, регулирующих спорные правоотношения сторон, направленные на пересмотр и переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединённую сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из вышеуказанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, основывающихся на принципе возмездности гражданских правоотношений, получение и принятие ресурса, одной из сторон предопределяет обязанность другой стороны по осуществлению встречного предоставления (в данном случае - оплаты).
Отсутствие фиксации в двустороннем акте приёма-передачи объёма коммунального ресурса, не освобождает плательщика от обязанности оплаты потреблённого ресурса, в свою очередь, изменения, внесённые в Правила N 124 с 01.07.2017, не регулируют вопросов, связанных с порядком оформления документов.
При этом, ни сам договор теплоснабжения от 23.04.2015 N 86, ни дополнительные соглашения к нему не определяют порядок оформления и содержания актов приёмки-передачи. Кроме того, порядок оформления и содержания первичных учётных документов регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте".
Доводы апелляционной жалобы о неверном определении судом начала периода распространения действия спорного дополнительного соглашения с 01.01.2020, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключённого ими договора применяются к их отношениям, возникшим до его заключения, если иное не установлено законом и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Из смысла указанной статьи следует, что наличие в договоре условия о его ретроактивном действии не влияет на определение момента, с которого договор считается заключённым, а равно не изменяет согласованного сторонами срока его действия. Момент заключения договора, содержащего подобное условие, и срок его действия определяются в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении преддоговорного спора этот момент определяется вступлением в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения дела (первый абзац пункта 4 статьи 445 ГК РФ). Однако, договорное условие о ретроактивном действии договора, на включении которого в договор настаивает одна из сторон в преддоговорном споре, является обычным условием договора, которое наряду с другими определяется в соответствии с решением суда (статья 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, определив дату начала действия договора с 01.01.2020, правомерно исходил из баланса интересов сторон договора, недопустимости извлечения одной из сторон договора преимуществ и необходимости внесения определённости во взаимоотношения сторон, а также учитывал длительность судебного разбирательства в суде первой инстанции.
В связи с изложенным, судебная коллегия пришла к выводу, что судебный акт постановлен при правильном применении норм права и основан на материалах дела. Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, жалоба не содержит.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 июля 2020 года по делу N А12-46421/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства", - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
О.Н. Силакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-46421/2019
Истец: ООО "ВОЛЖСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА"