г. Тула |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А62-2311/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Смоленские коммунальные системы" (г. Смоленск, ОГРН 1146733005275, ИНН 6732071240) и заинтересованного лица - главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смоленские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.07.2020 по делу N А62-2311/2020 (судья Еремеева В.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Смоленские коммунальные системы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - управление) о признании незаконным предписания от 12.02.2020 N 0109/08/2020.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что собственники помещений оплачивали его услуги в размере 23,50 руб./кв. м, что свидетельствует об их согласии с данным размером и законности такого размера. Обращает внимание суда на то, что решением Смоленского городского Совета не определен размер платы за содержание и ремонт газовых котельных.
От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом начальника управления от 21.04.2015 N 054/ОЛ обществу предоставлена лицензия от 21.04.2015 N 032 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В реестр лицензий в соответствии с приказом от 12.07.2016 N 054/ИЛ "О внесении изменений в приказ управления от 21.04.2015 N054/ОЛ" дом N 15В по ул. Гарабурды в г. Смоленске (далее - МКД) внесен в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми с 12.07.2016 осуществляет общество.
По обращению собственника помещения в указанном МКД управлением в соответствии с приказом от 14.01.2020 N 0107/ИП в период с 16.01.2020 по 12.02.2020 проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества, связанная с соблюдением им лицензионных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в частности, требований статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В ходе проверки проведен анализ документов, имеющихся в распоряжении управления, а также представленных обществом по запросу, а именно: решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 17.05.2019 о признании решения собрания собственников помещений МКД от 10.07.2017 недействительным - ничтожным; протокола от 10.07.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме очно-заочного голосования с 15.06.2017 по 30.06.2017; протокола от 30.04.2016 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования с 18.04.2016 по 28.04.2016; договора управления многоквартирным домом от 01.05.2016; договора управления многоквартирным домом от 05.05.2016; отчетов общества об исполнении условий договора управления МКД за 2017 и 2018 годы; актов на выполнение работ за техническое обслуживание газифицированной котельной с котлами, газовыми водогрейными в количестве двух штук, автоматики безопасности, внутреннего газопровода по адресу: г. Смоленск, ул. Гарабурды 15В, за февраль - декабрь 2019 года, а также реестра начислений платы за содержание и ремонт жилого помещения с указанием перерасчета в вязи с неправильным применением тарифа в июне 2019 года.
По результатам анализа представленной информации управлением выдано предписание от 12.02.2020 N 0109/08/2020, которым на общество возложена обязанность в срок до 24.03.2020 произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения с 01.06.2017 по 01.01.2020 в соответствии с размером платы за жилое помещение, установленным решением Смоленского городского Совета, исходя из периодичности его утверждения на каждый финансовый год. Также обществу предписано представить в адрес управления копию обезличенного платежного документа на примере одного жилого помещения МКД собственникам данного дома для оплаты за содержание жилого помещения.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 в целях реализации статьи 162 ЖК РФ (далее - Правила), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов в числе прочего по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем на один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с протоколом от 30.04.2016 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме очно-заочного голосования с 18.04.2016 по 28.04.2016, собственниками помещений МКД принято решение о выборе общества в качеству управляющей организации данным МКД и заключении договора управления со сроком действия один год, т. е. до 01.06.2017. Плата за содержание жилого помещения установлена в размере 21 руб./кв. м, в том числе 5,70 руб./кв. м - плата за содержание и ремонт газовой котельной.
Условия по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений МКД являются существенными, поскольку в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в данном доме на момент пролонгации договора управления размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в соответствии с действующим решением Смоленского городского Совета.
Из материалов дела следует, что между собственниками помещений МКД и обществом заключен договор управления многоквартирным домом от 05.05.2016, согласно пункту 4.1.11 которого размер платы за содержание жилого помещения установлен в соответствии с принятым размером платы за содержание жилого помещения на общем собрании собственников. Также в данном пункте сказано, что когда собственники помещений МКД не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, то такой размер устанавливается в соответствии с действующим решением Смоленского городского Совета.
Вместе с тем при проведении проверки общество в адрес управления представило договор управления многоквартирным домом от 01.05.2016, который составлен по итогам того же общего собрания, оформленного 30.04.2016, при этом пунктом 4.1.11 определено, что в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений МКД на момент пролонгации данного договора размера платы за содержание жилого помещения, включающий в себя плату за обслуживание котельной, устанавливается в соответствии с действующим решением Смоленского городского Совета.
Однако такие условия договора управления от 01.05.2016 об установлении размера платы за содержание жилого помещения не принимались собранием собственников помещений МКД, что следует из протокола общего собрания от 30.04.2016.
Как усматривается из протокола от 10.07.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений дома в форме очно-заочного голосования с 15.06.2017 по 31.06.2017, собственниками помещений МКД принято решение об установлении с 01.06.2017 (дата окончания срока действия договора управления с обществом) по 31.05.2018 размера платы за содержание жилого помещения в размере 23,50 руб./кв. м, в том числе 6,70 руб./кв. м за содержание и ремонт газовой котельной.
Между тем судом первой инстанции установлено, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска по делу от 17.05.2019 N 2-74/19 протокол от 10.07.2017 признан недействительным - ничтожным. Решение вступило в законную силу 23.06.2019.
При проведении проверки управлением установлено, что общество только с момента вступления в силу данного решения Ленинского районного суда г. Смоленска начало применять плату за содержание жилого помещения, установленную ранее протоколом общего собрания от 30.04.2016 N 1 в размере 20,30 руб./кв. м, с учетом исключения платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 0,70 руб./кв. м в связи с введением новой с 01.01.2019 системы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В связи с тем, что решение собственников по установлению размера платы с 01.06.2017, оформленное протоколом общего собрания от 10.07.2017, признано ничтожным, то начинают действовать условия пункта 4.1.11 договора управления от 05.05.2016, согласно которому при ежегодной пролонгации этого договора размер платы за оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в данном доме устанавливается в соответствии с действующим решением Смоленского городского Совета.
Однако в нарушение условий договора управления от 05.05.2016 общество для собственников помещений МКД применяло размер платы за содержание жилого помещения с 01.06.2017 по 23.06.2019 в размере 23,50 руб./кв. м, а с 23.06.2019 - 20,30 руб./кв. м.
В соответствии с протоколом от 20.01.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений дома в форме очно-заочного голосования с 25.12.2019 по 20.01.2020 собственниками помещений МКД принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения с 01.01.2020 в размере 19,30 руб./кв. м, в том числе 06 руб./кв. м за содержание и ремонт газовой котельной.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом управления о том, что обществом не соблюдены требования, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 4 Правил и пунктом 4.1.11 договора управления от 05.05.2016, поскольку с 01.06.2017 по 01.01.2020 для собственников помещений МКД должен применяться размер платы, установленный решением Смоленского городского Совета в размере, установленном на каждый финансовый год, отказав обществу в удовлетворении заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что собственники помещений оплачивали услуги общества в размере 23,50 руб./кв. м, что свидетельствует об их согласии с данным размером и законности такого размера, является несостоятельным, поскольку основанием для начисления платы в спорном размере явился протокол общего собрания собственников помещений в МКД от 10.07.2017, признанный судом ничтожным. Вместе с тем по смыслу пункта 1 статьи 167 ГК РФ ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не влечет юридических последствий, следовательно, у общества не имелось законных оснований для начисления такого размера платы.
Довод общества о том, что решением Смоленского городского Совета не определен размер платы за содержание и ремонт газовых котельных, не имеет правового значения для целей рассмотрения настоящего спора, поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, свидетельствующие о законности установления обществом такой платы.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании пункта 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела, при подаче своей апелляционной жалобы по настоящему делу общество по платежному поручению от 05.08.2020 N 975 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.07.2020 по делу N А62-2311/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Смоленские коммунальные системы" (г. Смоленск, ОГРН 1146733005275, ИНН 6732071240) из федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.08.2020 N 975.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2311/2020
Истец: ООО "СМОЛЕНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО "Смоленские коммунальные системы"