г. Хабаровск |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А04-3629/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Т.Г. Брагиной
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Набоева Вячеслава Юрьевича на решение от 03.08.2020 по делу N А04-3629/2020 Арбитражного суда Амурской области, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Единый расчетно-кассовый центр по начислению и сбору платежей"
к индивидуальному предпринимателю Набоеву Вячеславу Юрьевичу
о взыскании 37 856, 24 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетно-кассовый центр по начислению и сбору платежей" (ОГРН 1092813000917, ИНН 2806007213, далее - истец, ООО "РКЦ") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Набоеву Вячеславу Юрьевичу (ОГРНИП 304282726600060, ИНН 282000019474, далее - ответчик, ИП Набоев В.Ю.) о взыскании, с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 60-м от 01.04.2019 за период с 01.04.2019 по 31.03.2020 в размере 36 747,66 руб., неустойки (пени) за период с 13.05.2019 по 12.05.2020 в размере 1 108,58 руб., а также неустойки, начиная с 13.05.2020 по день фактического исполнения обязательства; судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 8 000 руб. и по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Определением суда от 22.05.2020 исковое заявление принято, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 20.07.2020 заявленные требования удовлетворены. Мотивированное решение изготовлено 03.08.2020.
ИП Набоев В.Ю. обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе заявитель указывает на неполное выяснение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, настаивает на том, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют ввиду непредставления надлежащих доказательств, подтверждающих оказание ответчику услуг на сумму, заявленную ко взысканию, в связи с чем просит принятый судебный акт отменить, принять новый - об отказе в удовлетворении исковых требований.
ООО "РКЦ" в отзыве на жалобу мотивированно возражает против изложенных в ней доводов, считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьёй 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и обществом с ограниченной ответственностью "Жилищный эксплуатационный участок" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 3 (г. Райчихинск, п.г.т. Прогресс, Архаринский район, Бурейский район, Завитинский район, Константиновский район, Михайловский район)" Амурской области от 14.05.2018 с изменениями от 22.12.2018, согласно которому ООО "Жилищный эксплуатационный участок" наделен статусом регионального оператора на период 2018-2028 годы.
01.04.2019 между ООО "Жилищный эксплуатационный участок" (региональный оператор) и ИП Набоевым В.Ю. (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) N 60-м, по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, обеспечивать их транспортирование и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).
Объем и места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются в Приложении к настоящему договору (пункт 1.2 договора).
Пунктом 1.4 договора стороны определили, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.04.2019.
Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 01.03.2019 N 27-пр/у "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами", который составляет 506,37 за 1 куб.м. (пункт 2.2 договора).
При вступлении в силу нормативно-правых актов, изменяющих порядок определения стоимости оказываемых услуг, а также принятия уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов решения об изменении действующего тарифа, расчеты будут производиться по стоимости, определенной на основании вновь принятых и вступивших в законную силу нормативно-правовых актов, с даты, установленной постановлениями уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов). Изменение тарифов в период действия настоящего договора не требует его переоформления, заключения дополнительных соглашений (пункт 2.3 договора).
Согласно пункту 2.5 договора, оплата потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. До 5-го числа месяца, следующего за расчетным региональный оператор направляет универсальный передаточный документ, который доставляется на бумажном носителе или в электронном виде на электронный адрес потребителя. Потребитель до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, возвращает региональному оператору подписанный и скрепленный печатью универсальный передаточный документ. В случае неполучения региональным оператором оформленного со стороны потребителя универсального передаточного документа, услуга считается предоставленной в полном объеме и надлежащего качества. В случае если объем фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за истекший месяц меньше объема, определенного настоящим договором, оплата производится из расчета фактически оказанных услуг.
Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим методом: из расчета количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, либо расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4.1 договора).
В пункте 9.1 договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.04.2019 и действует до 31.12.2019.
Договор считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении договора на иных условиях (пункт 9.2 договора).
01.04.2019 между ООО "Жилищный эксплуатационный участок" (принципал) и ООО "РКЦ" (агент) заключен агентский договор, по условиям которого принципал поручает, а агент берет на себя обязательства с 01.04.2019 за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет принципала юридические и фактические действия: по формированию и ведению базы данных лицевых счетов потребителей услуг по обращению с ТКО; по расчету и начислению платы за услуги по обращению с ТКО; по проведению перерасчетов в порядке, предусмотренном действующим законодательством; по приему и обслуживанию потребителей по вопросам, связанным с начислением, перерасчетами; по взысканию с потребителей дебиторской задолженности, возникающей за период платежа с даты заключения договора, в результате неисполнения обязательств по оплате за услуги по обращению с ТКО; производить расчет, начисление, взыскание неустоек (штрафов, пеней) в отношении потребителей, имеющих дебиторскую задолженность, а также принимать и перечислять полученные от потребителей денежные средства за данный вид начислений. Расчет штрафных санкций осуществляется в порядке и размерах, предусмотренных жилищным законодательством РФ по указанию принципала; по формированию ведомости для выставления счетов на оплату; доставка счетов на оплату, квитанций потребителям нарочно и через почту; начисление платы за услугу "Обращение с ТКО" юридическим лицам в программе 1С Принципала; формирование счетов на оплату, УПД в программе 1С Принципала; формирование актов сверки потребителям; по размещению регламентированной информации в ГИС ЖКХ; изготовление и направление абонентам договоров по обращению с ТКО, ведение базы данных абонентов (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1.2 агентского договора агент обязуется осуществлять от своего имени работу по взысканию суммы задолженности, осуществлять все действия по принудительному взысканию задолженности в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве" и другими нормативными актами, в судебном порядке отрабатывать суммы долга потребителей, превышающие 1000 (одну) тысячу рублей, со сроком возникновения не ранее 2 месяцев.
В период с 01.04.2019 по 31.03.2020 ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО, для оплаты которых последнему выставлены счета-фактуры на общую сумму 36 474,66 руб.: N 518 от 30.04.2019 на сумму 3 104,05 руб., N 1046 от 31.05.2019 на сумму 3 104,05 руб., N 1822 от 30.06.2019 на сумму 3 104,05 руб., N 691 от 31.07.2019 на сумму 3 104,05 руб., N 2882 от 31.08.2019 на сумму 3 104,05 руб., N 3547 от 30.09.2019 на сумму 3 104,05 руб., N 4540 от 31.10.2019 на сумму 3 104,05 руб., N 5486 от 30.11.2019 на сумму 3 104,05 руб., N 5662 от 20.12.2019 на сумму 3 104,05 руб., N 370 от 31.01.2020 на сумму 2 937,07 руб., N 1089 от 29.02.2020 на сумму 2 937,07 руб., N 2171 от 31.03.2020 на сумму 2 937,07 руб. Ответчик оплату оказанных услуг не произвел.
Претензиями от 11.03.2020 исх. N 1427, от 07.05.2020 б/н ответчику предложено оплатить имеющуюся задолженность.
Оставление претензий без исполнения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями, удовлетворяя которые суд правомерно исходил из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно частям 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Частью 8 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ от 29.12.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно части 1 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ, государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил N 505, коммерческий учет ТКО осуществляется:
расчетным путем исходя из:
нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; согласно подпункту "б" - исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом пунктом 6 названных Правил предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, а пунктом 8 Правил определено, что при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления.
На территории Амурской области норматив накопления ТКО установлен постановлением Правительства Амурской области от 18.10.2018 N 502 "О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года N 606". Для предприятия торговли (продовольственный магазин) норматив накопления ТКО составляет 1,2833 м3 в общей площади в год.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 27-пр/у от 01.03.2019 установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО "Жилищный эксплуатационный участок" на 2019 год (Кластер 3: г. Райчихинск, п.г.т Прогресс, Архаринский район, Бурейский район, Завитинский район, Константиновский район, Михайловский район), который составляет - 506,37 руб./куб.м.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 3 (г. Райчихинск, п.г.т Прогресс, Архаринский район, Бурейский район, Завитинский район, Константиновский район, Михайловский район)" Амурской области от 14.05.2018 ООО "Жилищный эксплуатационный участок" с 01.01.2019 наделено статусом регионального оператора, обеспечивающего осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами; с 01.04.2019 по агентскому договору регионального оператора с ООО "РКЦ" последнее осуществляет работу по взысканию суммы задолженности, в том числе в судебном порядке; на основании заключенного между региональным оператором и ответчиком договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 60-м от 01.04.2019 региональный оператор обязался принимать ТКО, а собственник ТКО (ответчик) обязался оплачивать услуги регионального оператора, при этом договором определены объем и места накопления ТКО; согласован, в том числе порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы ТКО: из расчета количества и объема контейнеров для накопления ТКО, либо расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; а также оплата услуг по настоящему договору по цене, определенной в пределах утвержденного приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 27-пр/у от 01.03.2019 единого тарифа на услугу регионального оператора.
Рассматривая данный спор, суд руководствовался положениями статей 307, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства является не допускаются; по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства и установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, суд признал требования о взыскании с ответчика задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 60-м от 01.04.2019 за период с 01.04.2019 по 31.03.2020 в размере 36 747,66 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Далее, основываясь на положениях статей 329, 330 ГК РФ, принимая во внимание предусмотренную пунктом 6.3 договора N 60-м от 01.04.2019 ответственность потребителя в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по оплате настоящего договора в виде неустойки в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки, суд посчитал правомерным требование истца о взыскании с ответчика пени за несвоевременное исполнение обязательства за период с 13.05.2019 по 12.05.2020 в сумме 1 108,58 руб., при том, что ответчик периоды и арифметический расчет неустойки не оспорил, контррасчет, а также ходатайство о снижении размера пени с приложением доказательств, подтверждающих явную несоразмерность пени последствиям нарушения обязательств, не представил.
Кроме того, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд посчитал обоснованным и требование истца о присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства, начисленной на сумму задолженности в размере 36 747,66 руб., рассчитанной исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты за каждый день просрочки, начиная с 13.05.2020.
Судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, а сводятся к несогласию с ними, кроме того, были предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по приведенным в ней доводам, и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.08.2020 по делу N А04-3629/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3629/2020
Истец: ООО "Единый РКЦ по начислению и сбору платежей"
Ответчик: ИП Набоев Вячеслав Юрьевич
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области, Управление ФМС России по Амурской области, УФМС РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3861/20