город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2020 г. |
дело N А53-16569/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
cудей Пименова С.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "ДонСвязьКонструкция": Андрющенко О.В., паспорт, по доверенности от 25.09.2019,
от ДИЗО г. Ростова-на-Дону: Голубова Н.Н., паспорт, по доверенности от 27.11.2019 N 173/11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.07.2020 по делу N А53-16569/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция"
к департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" (далее - ООО "ДСК") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО г. Ростова-на-Дону, департамент) о признании незаконным решения N 59.30-6610/17 от 31.03.2020 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка и обязании подготовить разрешение на использование земельного участка с адресным ориентиром: г. Ростов-на-Дону, Кировский район, Восточное шоссе, находящегося в границах кадастрового квартала N 61:44:0041313, в целях размещения сооружения связи на основании предоставленных 18 марта 2020 года документов, в соответствии с Административным регламентом N АР-321-20.
Решением от 14.07.2020 суд признал незаконным решение Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону N 59.30-6610/17 от 31.03.2020 в выдаче разрешения на использование земельного участка.
Суд обязал Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304 подготовить разрешение на использование земельного участка с адресным ориентиром: г. Ростов-на-Дону, Кировский район, Восточное шоссе, находящегося в границах кадастрового квартала N 61:44:0041313, в целях размещения сооружения связи на основании представленных 18.03.2020 документов, в соответствии с Административным регламентом N АР-321-20.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДИЗО г. Ростова-на-Дону обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выдача разрешения на использование испрашиваемого земельного участка в соответствии с Постановлением N 1300 не представляется возможной, поскольку в отношении предполагаемого к размещению объекта связи действует специальное положение об обязательном наличии у заявителя прав на земельный участок. Согласно требованиям пункта 2.6.1 раздела 2 Административного регламента в заявлении о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка должна быть указана информация о технических условиях и договоре о подключении (техническом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения. Информация о действующих технических условиях не представлена. Разрешение на использование земельного участка выдается на кратковременный срок - исключительно на период проведения работ по размещению объекта, данное указание следует из нормы ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ и Постановления N 1300, а не для обеспечения мероприятий по обслуживанию уже существующего объекта. Департаментом архитектуры и градостроительства отказано в подготовке заключения о возможности размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Представитель департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления.
Представитель ООО "ДонСвязьКонструкция" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 08.10.2020, продленный до 10 час. 00 мин. 08.10.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель ООО "ДонСвязьКонструкция" поддержал изложенную ранее позицию по существу спора и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела проектной документации Опоры металлической Н-25-м(монопад МП-25) Конструкции железобетонные ДСК.2020/МП-25-КЖ (альбом 2).
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд протокольным определением приобщил к материалам дела копию проектной документации Опоры металлической Н-25-м(монопад МП-25) Конструкции железобетонные ДСК.2020/МП-25-КЖ (альбом 2). Суд приобщает документы для более полного исследования обстоятельств дела и доводов сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция", имея намерение использовать земельный участок в границах кадастрового квартала N 61:44:0041313 адресный ориентир: г. Ростов-на-Дону, Кировский район, Восточное шоссе, 18 марта 2020 года через МФЦ подало заявление о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Спорный земельный участок с адресным ориентиром: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Кировский район, Восточное шоссе, не используется, никому не предоставлен.
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону решением, оформленным письмом от 31.03.2020 N 59.30-6610/17, отказал обществу с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" в выдаче разрешения на использование земельного участка в целях размещения сооружения связи.
В обоснование отказа указано, что в отношении предполагаемого к размещению объекта связи действует специальное положение об обязательном наличии у заявителя прав на земельный участок, которые он не предоставил, также непредоставление информации о действующих технических условиях и указание в заявлении срока использования земельного участка - 25 лет, что невозможно ввиду выдачи разрешения на использование земельного участка на кратковременный срок - исключительно на период проведения работ по размещению объекта, а не для мероприятий по обслуживанию уже существующего объекта.
Считая незаконным отказ в разрешении на использование земельного участка, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 3 статьи 39.36 названного Кодекса установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу пп. 4.5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Таким образом, сооружение - металлическая опора, высотой 25 метров, предназначенная для размещения средств связи, входит в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу "Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области", утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 таким документом является разрешение на использование земель или земельного участка.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что заявление ООО "ДонСвязьКонструкция" о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, было подано в соответствии с указанным постановлением с указанием предполагаемых целей, сроков использования, с указанием вида объекта, размещение которого может осуществляться на земельном участке, а также с приложением схемы границ предполагаемого к использованию земельного участка, топосъемкой, проектной документацией, и письмом АО "Донэнерго" о техническом присоединении.
Суд первой инстанции обосновано отклонил довод департамента, повторенный в апелляционной жалобе о том, что в отношении предполагаемого к размещению объекта связи действует специальное положение об обязательном наличии у заявителя прав на земельный участок, со ссылкой на постановление Правительства РО от 06.03.2014 N 137 "Об утверждении Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области".
В соответствии с п. 1.3 указанного Перечня, разрешение на строительство не требуется в случае размещения сооружений связи в соответствии с градостроительными регламентами, установленными в правилах землепользования и застройки поселений и городских округов, при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, проектной документации, заключения о соответствии эксплуатации санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также представления в орган местного самоуправления не позднее чем за 10 рабочих дней до начала и после окончания строительно-монтажных работ, указанных в настоящем пункте, сведений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в отношении: средств подвижной радиотелефонной связи или опор для оборудования связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота опор до 32 метров и(или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 метров, в границах населенного пункта.
Суд пришел к выводу о том, что данное постановление не подлежит применению при принятии решения о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Соответственно, требование о предоставлении правоустанавливающих документов на земельный участок незаконно, поскольку заинтересованное лицо не может иметь никаких прав на участок, который намеревается использовать для размещения объекта, определенного постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 N 1300.
Для данного типа объектов не требуется выделение земельного участка или заключения договора сервитута в случае размещения его на муниципальных землях, а также получения в силу норм Градостроительного кодекса РФ отдельного разрешения на строительство спорных объектов.
Изучив проектную документацию на объект, суд апелляционной инстанции также установил, что технические характеристики объекта не свидетельствуют о наличии оснований для получения разрешения на строительство.
В апелляционной жалобе также указано, что согласно требованиям пункта 2.6.1 раздела 2 Административного регламента в заявлении о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка должна быть указана информация о технических условиях и договоре о подключении (техническом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения. Информация о действующих технических условиях не представлена.
Судом установлено, что к заявлению прилагалось письмо АО "Донэнерго" от 30.12.2019 N 09.313/6771, из которого усматривается, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств базовой станции, расположенных вдоль западной стороны территории МОУДОД "Гребной канал Дон", возможно осуществить к электрическим сетям АО "Донэнерго" опосредовано. Также указано, что после подачи заявки на технологическое присоединение объектом АО "Донэнерго" РГЭС будет определено техническое решение на присоединение данного объекта к электрическим сетям.
В соответствии с пп.г) п. 10 раздела 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 к заявке должны прилагаться документы, в том числе копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
Таким образом, при отсутствии документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на земельный участок, на котором будет располагаться объект, технические условия получить невозможно.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, то обстоятельство, что истцом не предоставлены технические условия, но предоставлен ответ АО "Донэнерго" о технологической возможности присоединения энергопринимающих устройств базовой станции на земельном участке (само по себе является информацией о технических условиях), не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения.
В соответствии с положениями Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области (Постановление Правительства РО от 06.07.2015 N 440), и п.2.6.1 раздела 2 Административного регламента N АР-321-20 в заявлении указывается информация о технических условиях и договоре о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно- технического обеспечения (к электрическим сетям) (при ее наличии), то есть соответствующие сведения не являются обязательными.
Также отклоняются судом доводы жалобы о том, что Разрешение на использование земельного участка выдается на кратковременный срок - исключительно на период проведения работ по размещению объекта, данное указание следует из нормы ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ и Постановления N 1300, а не для обеспечения мероприятий по обслуживанию уже существующего объекта.
Постановлением Правительства РО N 440 не установлены ограничения по сроку использования земельного участка, а лишь указаны случаи прекращения использования земельного участка, в том числе "если объекты, в отношении которых выдано разрешение, не эксплуатируются, снесены или демонтированы". Данное условие прекращения использования земельного участка, само собой предполагает изначально, что разрешение на использование земельного участка получается заявителем под размещение объекта, который будет в дальнейшем эксплуатироваться, а не на краткосрочный период проведения работ.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных п. 6 настоящего порядка и (или) не предоставлены документы, указанные в п. 7 настоящего порядка; в заявлении указаны наименования объектов, виды которых не определены постановлением Правительства Российской Федерации N 1300; земельный участок, в отношении которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу; размещение такого объекта препятствует дальнейшему использованию земель или земельного участка в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования таких земель или земельного участка; размещение такого объекта противоречит документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке и межеванию территории, землеустроительной документации.
Приведенный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Отсутствие прав заявителя на земельный участок, непредоставление правоустанавливающих документов на него, а также отсутствие информации о действующих технических условиях и указание в заявлении 25-летнего срока для использования земельного участка для размещения объекта, не предусмотрено законодателем в качестве оснований для отказа в предоставлении разрешения на использование земельного участка.
Кроме того, в качестве такого основания не указано отсутствие заключения Департамента архитектуры и градостроительства отказано в подготовке о возможности размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Уполномоченным на выдачу разрешения органом является ДИЗО г. Ростова-на-Дону.
Таким образом, обществом выполнены все требования, установленные порядком, а именно: заявление подано обществом с соблюдением требований п. 6, 7 порядка, разрешение испрашивается в отношении сооружения связи (включен в Постановление Правительства РФN 1300), земельный участок не предоставлен физическому или юридическому лицу и находится в муниципальной собственности, размещение вышки сотовой связи не препятствует дальнейшему использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и не противоречит документам территориального планирования, поскольку размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка (Примечание 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков").
С учетом совокупности приведенных обстоятельств, решение ДИЗО г. Ростова-на-Дону N 59.30-6610/17 от 31.03.2020 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка и обязании подготовить разрешение на использование земельного участка с адресным ориентиром: г. Ростов-на-Дону, Кировский район, Восточное шоссе, находящегося в границах кадастрового квартала N 61:44:0041313, в целях размещения сооружения связи, не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу.
На основании ст.ст. 198-201 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении заявления.
Решение суда от 14.07.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2020 по делу N А53-16569/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16569/2020
Истец: ООО "ДОНСВЯЗЬКОНСТРУКЦИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ