г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А56-137123/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новосёловой В.В.
при участии:
от заявителя: Захаров А.С. по доверенности от 23.10.2017
от заинтересованного лица: Муштаев Д.В. по доверенности от 31.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21760/2020) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2020 по делу N А56-137123/2019 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Варшавское-1"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 20.11.2019 N 10/658-р
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Варшавское-1" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Варшавское-1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 20.11.2019 N 10/658-р.
Решением суда первой инстанции от 03.07.2020 заявленные ТСЖ "Варшавское-1" требования удовлетворены, оспариваемое предписание от 20.11.2019 N 10/658-р признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое решение суда от 03.07.2020, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), является действующим нормативным актом; обязанность по раскрытию информации в соответствии с требованиями Стандарта установлена положениями подпункта "з" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 13.11.2019 N 10-658-р Инспекцией 20.11.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Товарищества по адресу: Санкт-Петербург, Кузнецовская улица, д. 11, корпус 3. на предмет исполнения Товариществом ранее выданного предписания Инспекции от 17.09.2019 N 10/618.
При исследовании информации, размещенной на сайте https://www.reformagkh.ru/ в сети Интернет, установлены нарушения Товариществом подпунктов а), г), д), и) пункта 3 Стандарта, а именно установлено, что определенная Стандартом информация раскрыта не в полном объеме.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки от 20.11.2019 N 10/658-р, а также выдано предписание от 20.11.2019 N 10/658-р, в соответствии с которым Товариществу надлежало устранить выявленные нарушения и раскрыть информацию в соответствии с требованиями установленными Стандартом в срок до 08.01.2020.
Не согласившись с указанным предписанием, Товарищество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Товариществом требования и признал оспариваемое предписание Инспекции от 20.11.2019 N 10/658-р недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда первой инстанции от 03.07.2020 ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекс Российской Федерации управление многоквартирным домом может осуществляться в том числе товариществом собственников жилья.
Частью 10 статьи 161 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.07.2019) было предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 ЖК РФ, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании и во исполнение части 10 статьи 161 ЖК РФ было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Вместе с тем, Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 263-ФЗ) статья 161 ЖК РФ была дополнена частью 10.1 следующего содержания: "Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
При этом, частью 4 статьи 6 Закона N 263-ФЗ установлено, что положения части 10 статьи 161 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2018 года (на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя - до 1 июля 2019 года).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции. Поскольку часть 10 статьи 161 ЖК РФ, на основании и во исполнение которой был принят Стандарт, не подлежит применению, то последний также применению не подлежит и не может регулировать спорные правоотношения по раскрытию информации с 01.01.2018 (на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя - с 01.07.2019).
Инспекцией при вынесении оспариваемого постановления также не было учтено, что с 01.07.2019 исполнение обязанности по раскрытию информации организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, регламентируется Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ, приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
На основании указанных актов информация, которая ранее подлежала раскрытию на сайте www.reformagkh.ru, с 01.07.2019 по настоящее время подлежит раскрытию в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru (приказ Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014).
Таким образом, вопреки позиции подателя жалобы, обязанность по раскрытию информации на сайте www.reformagkh.ru у Товарищества с 01.07.2019 отсутствует.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, предписание должно содержать требования только действующего законодательства, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу действующего законодательства, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание Инспекции от 20.11.2019 N 10/658-р нарушает права и законные интересы Товарищества, фактически обязывая его к раскрытию одной и той же информации в двух различных источниках в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при этом обязанность по раскрытию информации в соответствии с предписанием заинтересованного лица нормативно не установлена.
Кроме того, апелляционный суд также принимает во внимание, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2020 по делу N А56-137121/2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020, было признано недействительным ранее выданное Инспекцией предписание от 17.09.2019 N10/618 аналогичного содержания, неисполнение которого послужило основанием для проведения Инспекцией в отношении Товарищества внеплановой проверки на основании распоряжения от 13.11.2019 N 10-658-р.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Товариществом требования и признал недействительным предписание Инспекции от 20.11.2019 N 10/658-р.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда от 03.07.2020.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 июля 2020 года по делу N А56-137123/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-137123/2019
Истец: ТСЖ "Варшавское-1"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга