г. Киров |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А28-3055/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Дуняшева К.Э., действующего на основании доверенности от 13.07.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.08.2020 по делу N А28-3055/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Расчетная компания" (ИНН: 4345431164, ОГРН: 1154350014147)
к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: 4345421582, ОГРН: 1154350002641)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Расчетная компания" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство, ответчик, заявитель) о взыскании 1696590 рублей убытков в виде невыплаченной субсидии (межтарифной разницы) за период с сентября по октябрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 03.08.2020 исковые требования удовлетворены.
Министерство с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 03.08.2020 по делу N А28-3055/2020 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, дополнительные ежемесячные расчеты за октябрь и ноябрь 2017 года представлены истцом 05.12.2017. В то же время согласно пункту 3.1 Порядка предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 (далее - Порядок), пункту 2.2.6 соглашения на предоставление субсидий в 2017 году от 03.08.2017 N 431/в конечный срок предоставления документов - 10 ноября текущего финансового года и документы, предоставленные по окончании установленного срока не принимаются. Экономически обоснованный тариф на тепловую энергию Обществу установлен 07.11.2017. У Министерства отсутствовали разъяснения о возможности применения истцом данного тарифа на период сентябрь-октябрь 2017 года.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.08.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.08.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы апелляционной жалобы Министерства отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается при состоявшейся явке.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство строительства) и Обществом заключено соглашение от 03.08.2017 N 431/в (далее - соглашение). Предметом соглашения является предоставление в 2017 году субсидии на возмещение части недополученных доходов Обществу в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения субсидии предоставляются при соблюдении Обществом условий, предусмотренных пунктом 2.3. Порядка.
В соответствии с пунктом 2.1.1 соглашения Общество ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с Порядком предоставляет в Министерство строительства расчет субсидии с нарастающим итогом по утвержденной Министерством строительства форме.
В соответствии с пунктом 2.2.2 соглашения Министерство строительства ежемесячно, в течение 10 рабочих дней, после проверки расчета и при соблюдении Обществом условий и Порядка предоставления субсидии, перечисляет в соответствии с кассовым планом субсидию на расчетный счет Общества в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году.
Указом Губернатора Кировской области от 20.10.2017 N 26 в структуре органов исполнительной власти Кировской области образовано Министерство. Министерство на основании пункта 3.1.6.10 Положения о министерстве промышленности и энергетики Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 N 67-П, предоставляет субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
Общество с началом отопительного сезона 2017-2018 года (с 19.09.2017 согласно постановлению администрации Белохолуницкого городского поселения) осуществляет теплоснабжение на территории города Белая Холуница Кировской области.
Тариф на регулируемую деятельность по теплоснабжению на территории г. Белая Холуница для истца установлен решением РСТ Кировской области от 07.11.2017 N 40/20-тэ-2017.
Белохолуницкой городской Думой принято решение от 28.11.2017 N 16 "О внесении изменений в решение Белохолуницкой городской Думы от 21.06.2017 N 275 "Об установлении стандарта уровня платежей за коммунальные услуги на второе полугодие 2017 года", которым установлены стандарты уровня платежа граждан за услуги теплоснабжения Общества на территории города Белохолуницкого городского поселения на период 01.09.2017 по 31.12.2017. Решение вступает в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.09.2017.
Истец в спорный период начислял плату за оказываемые им населению коммунальные услуги по теплоснабжению с учетом стандарта уровня платежей, в связи с чем у Общества из-за разницы между тарифами, утвержденными РСТ по тарифам Кировской области, и тарифами для населения, утвержденными Белохолуницкой городской Думой, возникли убытки (межтарифная разница).
В связи с чем Общество направило в Министерство дополнительные расчеты за сентябрь и октябрь 2017 года, которые получены Министерством 15.12.2017.
Однако в письме от 28.01.2020 N 244-43-09-05 Министерство отказало в предоставлении субсидии за сентябрь-октябрь 2017 года.
В претензии от 23.01.2020 N 8 Общество потребовало от Министерства выплатить сумму субсидий за сентябрь-октябрь 2017 года.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, и при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу, по требованию о взыскании убытков обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются: противоправность действий (бездействий) ответчика, факт и размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками истца. При недоказанности одного из указанных обстоятельств иск о возмещении убытков не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения.
В силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден Порядок.
Ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, претендующие на получение субсидии, должны выполнять следующие условия: наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий и (или) документов, подтверждающих фактическое предоставление коммунальных услуг (ресурсов); предоставление коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 2.2 Порядка).
В силу пункта 2.3 Порядка субсидии предоставляются ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг при следующих условиях: субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году; субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год; субсидии предоставляются при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной Министерством строительства форме; субсидии предоставляются при наличии соглашения с Министерством строительства о предоставлении субсидий.
В пункте 3.6 Порядка предусмотрено, что для получения субсидии ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство строительства, в том числе, расчет суммы субсидии с нарастающим итогом по утвержденной форме. Последний срок представления документов - 15 декабря текущего года. В течение января по итогам финансового года Министерством строительства производится сверка расчетов сумм субсидии.
В пункте 3.7.1 Порядка определено, что основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются: несоответствие ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг условиям предоставления субсидий, установленным пунктом 2.3 Порядка; недостоверность сведений, возникшая в результате ошибки (неточности), допущенной при заполнении ежемесячного расчета субсидии; нарушение сроков представления документов, предусмотренных пунктом 3.6 Порядка.
Расчет субсидии производится в соответствии с разделом 4 Порядка.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 29.03.2011 N 2-П), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Таким образом, расчет за ресурс по цене, установленной ниже размера экономически обоснованного тарифа, влечет обязанность соответствующего субъекта по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям.
Общество в сентябре-октябре 2017 года являлось ресурсоснабжающей организацией многоквартирных домов, расположенных в г. Белая Холуница Кировской области. Факт оказания коммунальной услуги по теплоснабжению и сторонами не оспаривается.
При осуществлении деятельности по теплоснабжению Общество несло убытки, связанные с государственным регулированием тарифов, поскольку расчеты с населением за коммунальные услуги производились по установленным стандартам уровня платежей, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных для истца.
Аргументы Министерства о невозможности применения в сентябре-октябре 2017 года тарифа, который установлен истцу решением РСТ Кировской области от 07.11.2017 N 40/20-тэ-2017, противорчит представленным в материала дела доказательствам. Согласно письму РСТ Кировской области от 22.02.2018 N 422-66-01-09 (л.д.48) тариф на тепловую энергию для Общества рассчитан исходя из годовых финансовых показателей деятельности с учётом параметров социально-экономического развития РФ. Учитывая указанные обстоятельства, РСТ Кировской области считает их экономически обоснованными ценами поставки тепловой энергии с начала осуществления регулируемой деятельности, но не ранее 01.07.2017.
Соблюдение Обществом условий предоставления субсидии, установленных в пункте 2.3 Порядка, недостоверность сведений при заполнении ежемесячного расчета субсидии ответчиком не оспариваются.
Нарушений требований пункта 3.6 Порядка суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы ответчика о нарушении истцом требований пункта 3.1 Порядка и пункта 2.2.6 соглашения являются несостоятельными. Порядок не предусматривает невозможности получения субсидий в случае подачи документов после 10 ноября. Напротив, в пункте 3.6 Порядка установлено, что последним сроком предоставления документов является 15 декабря текущего года (за исключением получения субсидии за декабрь текущего года). Срок, предусмотренный в пункте 3.1 Порядка, является лишь процедурным (регламентным) сроком для подачи документов в Министерство строительства. Последствий пропуска этого срока в виде отказа в субсидиях ни самим Порядком, ни иными федеральными или региональными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 03.08.2020 по делу N А28-3055/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-3055/2020
Истец: ООО "Расчетная компания"
Ответчик: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области