г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А21-15440/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18343/2020) общества с ограниченной ответственностью "Газовая тепловая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2020 по делу N А21-15440/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газовая тепловая компания"
к Министерству регионального (контроля) Калининградской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газовая тепловая компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального (контроля) Калининградской области N ЖК-2/2254/1/КАС/19863-ВХ от 17.09.2019.
Решением от 26.05.2020 Арбитражный суд Калининградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "Газовая тепловая компания" не согласившись с решением суда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что вся работа по обслуживанию теплосчетчика и ежедневному контролю корректности работы теплосчетчика возложена потребителя.
Податель жалобы считает, что применение при временном выходе ОДПУ из строя, некорректной работе, снятии на ремонт и поверку - среднемесячных показаний данных приборов, определенных за период их штатной работы соответствует действующим нормативным правовым актам. Использование в расчетах среднемесячного фактического объема потребляемых ресурсов зафиксированных приборами учета полностью соответствует положениям части 1 статьи 157 ЖК РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, с целью проверки доводов обращения жильца по вопросу правильности начисления платы за отопление с октября 2018 года по апрель 2019 года по МКД N 22 по пер.2-й Дачный в г.Черняховске, Министерством был издан приказ от 20.08.2019 N ЖК-4538/пр о проведении внеплановой проверки Общества.
По результатам проведенной Министерством проверки, оформленной актом ЖК-1/4538/КАС/19863-ВХ от 17.09.2019 (далее - акт) зафиксированы нарушения обществом положений:
- п. 42 (1), п. 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства N 354 РФ от 06.05.2011,
- ч.ч.9,12ст.13 Федеральногозакона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
ООО "Газовая тепловая компания" выдано предписание N ЖК-2/2254/1/КАС/19863-вх от 17.09.2019 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Предприятию предписывалось:
* произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период февраль 2019 года - апрель 2019 года по многоквартирному дому N 22 по пер.2-ой Дачный в г.Черняховске исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета не менее 3 месяцев отопительного периода, применив для расчета актуальные площади жилых/нежилых помещений МКД в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ;
* произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период октябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года по многоквартирному дому N 22 по пер.2-ой Дачный в г.Черняховске применив для расчета актуальные площади жилых/нежилых помещений МКД, а также мест общего пользования,
- ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 22 по пер.2-ой Дачный в г.Черняховске.
Срок исполнения предписания 01.12.2019.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности выданного Министерством предписания, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом решения и действия (бездействие) могут быть признаны недействительными (незаконными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе:
теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);
теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе по горячему водоснабжению, регламентируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354).
В силу пункта 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 Правил N 354, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59 (1) предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном пунктом 42 (1) Правил N 354 (пункт 60 (1) Правил N 354).
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный дом N 22 по пер. Дачный в г.Черняховске оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию с 22.10.2018.
Согласно акту N 25/01 выявленных недостатков от 25.02.2019 ОДПУ работает некорректно.
Из выписки реестра собственников помещений в МКД N 22 пер.2-й Дачный в г.Черняховске следует, что общая площадь жилых/нежилых помещений МКД составляет - 3456,3 кв.м
По техническому паспорту на МКД - площадь мест общего пользования - 348.0 кв.м. Площадь квартиры N 12 - 59,7 кв.м.
Однако, согласно представленному расчету общество при расчете платы за отопление по МКД N 22 применяет площади жилых помещений - 3331,9 кв.м.
Расчет платы в отопительный период октябрь - декабрь 2018 года осуществляется в соответствии с п. 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3.3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, размер платы за отопление должен составлять:
октябрь 2018 года:
Объем тепловой энергии по ОДНУ за октябрь - 7,43 Гкал.,
7,43 Гкал X (59,7 кв.м. / 3456,3 кв.м.) х 2754,12 руб. = 353,45 руб. (фактически выставлена плата - 355,28 руб., превышение на 1,83 руб) Ноябрь 2018 года:
Объем тепловой энергии по ОДНУ за ноябрь - 35,084 Гкал.,
35,084 Гкал х (59,7 кв.м. / 3456,3 кв.м.) х 2754,12 руб. = 1669 руб. (фактически начислено-1669,0 руб., нарушения не установлено) Декабрь 2018:
Объем тепловой энергии по ОДНУ за декабрь - 49,935 Гкал.,
49,935 Гкал х (59,7 кв.м. / 3456,3 кв.м.) х 2754,12 руб. = 2375,48 руб. (фактически начислено 2376,81 руб. превышения на 1,33 руб.)
На основании неисправности ОДНУ, Общество в отопительный период с февраля 2019 года по апрель 2019 производило расчет стоимости за услугу отопления по МКД исходя из расчетного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям общего прибора учета за предшествующий отопительный сезон.
При расчете платы за отопление МКД N 22 Общество применяло неактуальные площади жилых помещений и неверную методику расчета.
Доначисление Обществом в размере 533,47 рубля необоснованно, поскольку вне зависимости от того, какого числа ОДПУ был выведен из строя, жители МКД оплатили коммунальную услугу по отоплению за январь 2019 года в полном объеме исходя из показаний прибора.
Из материалов дела следует, что ОДПУ был выведен из строя 25.01.2020, что подтверждается соответствующим актом, соответственно трехмесячный срок, позволяющий производить расчет размера платы, исходя из среднемесячного объема потребления, составляет 25.04.2020.
В части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск организаций, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В силу изложенного, именно Общество возложена обязанность по оснащению спорных МКД приборами учета.
В связи с тем, что ОДНУ в данном МКД выведен из эксплуатации в феврале 2019 года и на момент проведения проверки документы подтверждающие ввод в эксплуатацию ОДНУ не представлены, Обществом не выполнена обязанность по замене (вводу в эксплуатацию) МКД N 22 по пер.2-й Дачный в г.Черняховске общедомового прибора учета теплоснабжения.
Таким образом, ООО "Газовая тепловая компания" нарушен порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь-апрель 2019 года по МКД N 22 по пер.2-й Дачный в г.Черняховске.
Общество в Министерство не представлено доказательств, свидетельствующих об объективных причинах несоблюдения требований законодательства, напротив, у него имелась возможность для соблюдения Правил, в рамках, возложенных на него обязанностей принять своевременные меры по их выполнению, однако они не были исполнены.
Доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер по соблюдению указанных выше требований в Министерство также не представлено.
Предписание Министерства N ЖК-2/2254/1/КАС/19863-ВХ от 17.09.2019 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества (не возлагает на Общество дополнительных обязанностей помимо установленных законом), в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого Обществом предписания не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2020 по делу N А21-15440/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-15440/2019
Истец: ООО "Газовая тепловая компания"
Ответчик: Департамент жилищного контроля и надзора Калининградской области