г. Киров |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А29-1117/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Малых Е.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
при участии в судебном заседании 08.10.2020 представителя истца Верещагина П.А., действующего на основании доверенности от 27.04.2020, после перерыва, в судебном заседании 15.10.2020 в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения "Пажга"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.06.2020 по делу N А29-1117/2020
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
(ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
к администрации сельского поселения "Пажга"
(ИНН: 1109007800, ОГРН: 1061109001161),
третье лицо - акционерное общество "Коми энергосбытовая компания"
(ИНН: 1101301856, ОГРН: 1061101039779)
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Общество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к администрации сельского поселения "Пажга" (далее - Администрация, ответчик, заявитель) о взыскании 207404,44 рублей неосновательного обогащения, выразившегося в бездоговорном потреблении электроэнергии по акту от 30.05.2019 N ЮЭС-15071, расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - Компания, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.06.2020 исковые требования удовлетворены.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.06.2020 по делу N А29-1117/2020 и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя, щит КЗУ-220 отраженный в акте проверки от 30.05.2019 не находится на балансе Администрации и не является собственностью Администрации. Линия, опора и щит находится не на территории Администрации и подключение Администрацией не производилось. При проведении праздничных мероприятий подключение производилось через опору уличного освещения, расположенную возле памятника погибшим ВОВ.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.07.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.07.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу Администрации не представили.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 08.10.2020.
В судебном заседании 08.10.2020, организованном по средствам веб-конференции (онлайн-заседания) представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв до 15.10.2020.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание после объявления перерыва не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.05.2019 работниками производственного отделения "Южные электрические сети" филиала Общества "Комиэнерго" Уляшевым А.Д., Кашириным Д.М., Шишкиным К.А. обнаружено бездоговорное потребление электрической энергии на опоре линии электропередачи N 15, расположенной в м. Погост с. Пажга Сыктывдинского района Республики Коми, о чем в присутствии представителя Администрации с использованием средств фотосъемки составлен акт N ЮЭС-15071.
Согласно акту от 30.05.2019 N ЮЭС-15071 бездоговорное потребление осуществлено путем самовольного подключения на опоре линии электропередачи N 15 щита КЗУ-220.
Согласно произведенному расчету, объем бездоговорного потребления электрической энергии составляет 32863 кВт/ч на сумму 207404,44 рублей.
Посчитав, что бездоговорное потребление электрической энергии допущено Администрацией, Общество выставило счет на оплату от 06.06.2019 N 55-000000085 и, впоследствии, направило в адрес Администрации претензию от 06.06.2019 N МР2/5-51/152-41-3/4317 с требованием в 15-дневный срок с момента получения претензии погасить сумму неосновательного обогащения.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, согласно которой гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с нормами статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 539 и пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. По договору энергоснабжения оплачивать фактически принятое количество энергии обязан абонент.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, права и обязанности субъектов таких рынков регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее также - Основные положения N 442).
В соответствии с пунктом 2 Основных положений N 442 (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату составления акта) под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей;
Согласно пункту 84 Основных положений N 442 стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.
В силу пункта 196 Основных положений N 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV настоящего документа.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление, способом, позволяющим подтвердить факт получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
Оценив представленные в дело документы, показания свидетеля Уляшева А.Д., принимавшего участие в составление акта от 30.05.2019 N ЮЭС-15071, учитывая период подключения (май 2019 года), схему расположения административных и культурно-значимых объектов с. Пажга, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно Администрация является лицом, осуществившим бездоговорное потребление.
При этом как следует из отзыва третьего лица на исковое заявление у Компании отсутствуют договорные отношения в отношении опоры ЛЭП N 15, расположенной в м. Погост, с. Пажга, в подтверждении чего представлен договор энергоснабжения N 4625031. Действительно, из приложения N 2 к договору энергоснабжения N 4625031 не следует, что электрическая энергия поставлялась на щит КЗУ-220, установленный на опоре ЛЭП N 15, расположенной в м. Погост, с. Пажга. Напротив, электроэнергия для хозяйственных нужд (уличное освещение) поставлялась через КТП-816 (с. Пажга), а не через щит КЗУ-220.
Довод заявителя о том, что при проведении майских праздничных мероприятий подключение осуществлялось не через щит КЗУ-220, а через опору уличного освещения, расположенную возле памятника погибшим в ВОВ, не подтвержден документально.
Аргументы Администрации о том, что опора ЛЭП N 15, расположенная в м. Погост, не находится на территории Администрации являются несостоятельными. Согласно статье 169 Закона Республики Коми от 06.03.2006 N 13-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми" в состав административно-территориального образования Сыктывдинского района входит, в частности село Пажга с подчиненной территорией. В приложении N 152 к Закону Республики Коми от 06.03.2006 N 13-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Республики Коми" приведено картографическое описание границ административной территории - села Пажга с подчиненной ему территорией. Более того, в приложении N 2 к договору энергоснабжения N 4625031 одной из точек поставки указана КТП-702, д. Погост, д. Чойлон, Республика Коми, Сыктывдинский район. Следовательно, м. Погост является частью административной территории муниципального образования Сельское поселение "Пажга".
Само по себе несогласие ответчика с выраженной арбитражным судом оценкой представленным доказательствам и сформулированными на её основе выводами по фактическим обстоятельствам не может считаться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.06.2020 по делу N А29-1117/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации сельского поселения "Пажга" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1117/2020
Истец: ПАО "Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Северо-Запада" в лице производственного отделения Южные электрические сети филиала в Республике Коми
Ответчик: Администрация сельского поселения "Пажга"
Третье лицо: АО "Коми Энергосбытовая Компания"