г. Ессентуки |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А63-1613/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 12.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонного) Беглеровой Н.Н. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащем образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Управление образования администрации города Пятигорска" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2020 по делу N А63-1613/2020
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражного суда Ставропольского края с заявлением обратилось государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд) к муниципальному учреждению "Управление образования администрации города Пятигорска" (далее - заинтересованное лицо, МУ "Управление образования администрации города Пятигорска") о взыскании суммы штрафа в размере 5 500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за май, июнь и июль 2016 года на основании решения пенсионного фонда от 30.05.2019 N 036S19190010772.
Решением суда первой инстанции, заявленные требования управления удовлетворены частично. С учреждения взыскан штраф в размере 500 руб. по решению от 30.05.2019 N 036S19190010772, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Судебный акт мотивирован, тем, что в рассматриваемом случае имелись основания для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Кроме того, суд пришел к выводу о наличии в данном случае обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя за совершение правонарушения.
Не согласившись с судебным актом МУ "Управление образования администрации города Пятигорска", обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Апеллянт просит отменить решение суда, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Учитывая, что учреждение обжалует в апелляционном порядке часть решения и управление не заявило возражений против решения суда в не обжалованной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность решения суда в обжалованной обществом части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Пенсионным фондом проведена проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования МУ "Управление образования администрации города Пятигорска", в ходе которой составлен акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 25.04.2019 N 036818190009526 (4 квартал 2016), которым зафиксировано нарушение МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" срока представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах.
Учреждением представлены возражения относительно акта выездной проверки от 22.03.2019 N 036V1019000068 в части занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с допущенным нарушения установленного законом срока представления данной отчетности за май, июнь, июль 2016, решением пенсионного органа учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа.
Таким образом, полагая, что в результате неправомерных действий учреждения, которое не предоставило в установленном порядке сведения, 19.06.2019 управление направило учреждению требование о об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства от 17.06.2019 N 036801190014386 в размере 5500 руб. со сроком уплаты до 05.07.2019.
Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к страхователю о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции в размере 5 500 руб.
20.12.2019 судом первой инстанции вынесен судебный приказ о взыскании с МУ "Управление образования администрации города Пятигорска" в доход Пенсионного фонда Российской Федерации сумму штрафа в размере 5500 руб. за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за май, июнь, июль 2016 года, по решению о применении финансовых санкций от 30.05.2019 N 036S19190010772.
Определением от 09.01.2020 суд отменил судебный приказ от 20.12.2019.
Управление обратилось с заявлением в суд первой инстанции о взыскании с учреждения указанных сумм.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку в ранее представленных в сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные уточненные (исправленные) сведения.
Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Факт нарушения законодательства подтвержден актом. Решение о привлечении страхователя к ответственности принято в соответствии с требованиями законодательства и является обоснованным.
Суд первой инстанции, верно, сделал вывод, о наличии в данном случае обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя за совершение правонарушения, руководствуясь Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"
Учреждением, как плательщиком страховых взносов, допущено нарушение, выразившееся в представлении недостоверных (неполных) сведений в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета
Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о страховых взносах, суд правомерно исходил из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательской деятельности. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи Конституции Российской Федерации.
Указанная правовая позиции нашла свое отражение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об уменьшении размера штрафа до 500 руб., наложенного на заявителя за не представление в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учет.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и не опровергающие выводов суда первой инстанции, по существу.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2020 по делу N А63-1613/202 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1613/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ-КУРОРТУ ПЯТИГОРСКУ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА"