город Москва |
|
15 октября 2020 г. |
дело N А40-285928/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2020
по делу N А40-285928/19
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, ПАО "Газпром", Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Баринов Г.М. по доверенности от 02.10.2020;
от заинтересованного лица - Арутюнян И.С. по доверенности от 30.12.2019;
от третьих лиц - от Министерства обороны Российской Федерации - Трегубова М.И. по доверенности от 28.01.2019; ПАО "Газпром" - не явился, извещен; Департамента городского имущества г. Москвы - Дампилов А.У. по доверенности от 29.04.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2020 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 22.08.2019 N 77/017/215/2019-792 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11 в установленном законом порядке и сроки.
Не согласившись с принятым решением, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство обороны Российской Федерации, ПАО "Газпром", Департамент городского имущества г. Москвы.
Представитель ПАО "Газпром" в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Остальные участники процесса в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что Территориальное управление 22.05.2019 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлениями N 77/017/215/2019-792 об осуществления действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11.
22.08.2019 регистрирующим органом в адрес заявителя направлено уведомление N 77/017/215/2019-792 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307, согласно которого, в случае если основанием для регистрации собственности Российской Федерации на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого участка, принадлежащего Российской Федерации необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и документы, подтверждающие нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке; документы, подтверждающие расположение зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020441:11 заявителем не представлены и отсутствуют документы подтверждающие предоставление земельного участка органом государственной власти Российской Федерации, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо коммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из того, что представленные заявителем государственному регистратору документы содержат признаки позволяющие идентифицировать объект с правоустанавливающими документами, правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект у регистратора не имелось.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В компетенцию регистрирующего органа входит проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве", утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 67.
Согласно п. 4.1.1 Положения Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Согласно заявлению и представленным материалам, в соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок, расположенный относительно адресного ориентира: Москва, поселение Рязанское, вблизи с. Остафьево, с кадастровым номером 50:27:0020441:11 используется под аэродром.
В целях разграничения государственной собственности на землю п. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 1034-р "Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации" аэродром Остафьево включен в перечень аэродром совместного базирования, является государственным и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 раздела IV постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность Российской Федерации" предприятия и объекты воздушного транспорта должны относиться к федеральной собственности.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежит собственнику такого имущества.
Российская Федерация, согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, то есть являющимися федеральной собственностью.
Статей 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Такие же основания предусмотрены и в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации (ст. 18 ЗК РФ).
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены п. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 30.1 Федерального закона N 218-ФЗ определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
В рассматриваемом случае отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11 не соответствует положениям Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности заявителем представлен необходимый пакет документов, достаточный для осуществления регистрации права на заявленный объект.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявленное требование и в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса на регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушениях прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020441:11 в установленном законом порядке и сроки.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу тому акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2020 по делу N А40-285928/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-285928/2019
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ, ПАО "ГАЗПРОМ", ФГКУ "ЦЕТРАЛЬНОЕ ТУИО" МО РФ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25210/20
15.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40836/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-285928/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-285928/19