город Томск |
|
8 октября 2020 г. |
Дело N А45-3581/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В., Логачева К.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии города Новосибирска (07АП-7398/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13 июля 2020 года по делу N А45-3581/2020 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие "Стройбрус" (ОГРН 1025401507823, г. Новосибирск) к Административной комиссии города Новосибирска, г. Новосибирск об отмене постановления от 11.02.2020 N73
третье лицо: Мэрия города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений города Новосибирска,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие "Стройбрус" (далее - заявитель, общество, ООО ПКП "Стройбрус") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Административной комиссии города Новосибирска (далее - административный орган, административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 11.02.2020 N 73, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.2 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" (далее - Закон Новосибирской области N 99-ОЗ).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений города Новосибирска.
Решением от 13.07.2020 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административная комиссия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что спорный нестационарный торговый объект возведен обществом, поскольку иных лиц, использовавших как земельный участок с кадастровым номером 54:35:032276:05, на котором выявлен спорный объект, так и прилегающих земельных участков с кадастровыми номерами 54:356032276:4, 54:35:032276:6 не выявлено.
Общество и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, частей 1, 3 и 5 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.10.2019 общество обратилось в Мэрию города Новосибирска с заявлением (вх. N 19/07-01/01229) о заключении договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта площадью 16 кв.м. с адресным ориентиром: город Новосибирск, Мочищенское шоссе, 2/1, в Заельцовском районе, сроком на 5 лет, с последующей пролонгацией.
13.12.2019 специалистом земельных и имущественных отношений администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска составлен акт, согласно которому по результатам проведения мероприятий по выявлению неправомерно размещенных и (или) эксплуатируемых нестационарных объектов на территории города Новосибирска по адресу: Мочищенское шоссе, 2а, выявлен нестационарный торговый объект арочного типа, размерами:15*24*7,5-м; торговый павильон, размерами: 10*5*5,5; деревянная беседка, размерами: 12*12*3,5, принадлежащий ООО ПКП "Стройбрус", правоустанавливающие документы отсутствуют.
К данному акту приложены фотографии объектов.
17.12.2019 указанный акт направлен в адрес ООО ПКП "Стройбрус".
17.12.2019 письмом (исх. N 15/374), направленным в адрес директора ООО ПКП "Стройбрус", предложено явиться 13.01.2020 в 15 час. 00 мин. в отдел земельных и имущественных отношений администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска для составления протоколов об административных правонарушениях по факту выявленных нарушений по адресу: город Новосибирск, Мочищенское шоссе, 2а, а именно, нарушение порядка размещения временных объектов при размещении нестационарного объекта арочного типа, торгового павильона, деревянной беседки.
13.01.2020 составлен протокол N 2 об административном правонарушении в отсутствие представителя общества.
Уведомлением (без номера, без даты) сообщено, что дело о совершенном административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.2 Закона Новосибирской области N 99-ОЗ, возбужденное на основании протокола об административном правонарушении ООО ПКП "Стройбрус", Мочищенское шоссе, 2а, нестационарный объект арочного типа, будет рассматриваться административной комиссией города Новосибирска 11.02.2020.
21.01.2020 в адрес общества направлено письмо (исх. N 51/15/00316) с предложением в добровольном порядке демонтировать самовольный нестационарный торговый объект в срок до 26.01.2020. Данное письмо направлено в адрес общества, однако, охрана отказалась от получения данной корреспонденции.
30.01.2020 между Мэрией города Новосибирска и обществом заключен договор N НТО-000399 на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, по условиям которого обществу предоставлено право на использование земель (земельного участка) для размещения нестационарного торгового объекта - торгового павильона площадью 16 кв.м., используемого по целевому назначению: непродовольственные товары. Адресный ориентир объекта: город Новосибирск, Мочищенское шоссе, 2/1.
Из материалов дела следует, что 11.02.2020 определением о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N 73 срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен до 13.02.2020.
11.02.2020 вынесено постановление N 73 о назначении административного наказания обществу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.2 Закона Новосибирской области N 99-ОЗ и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из непредставления административным органом доказательств возведения выявленных нестационарных торговых объектов ООО ПК "Стройбрус", при изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о недоказанности вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения и, как следствие, об отсутствии состава правонарушения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 5.2 Закона Новосибирской области N 99-ОЗ нарушение порядка размещения нестационарных объектов, в том числе передвижных сооружений, предназначенных для торговли либо бытового обслуживания населения (прилавков, палаток, холодильных витрин, лотков, торговых автоматов, изометрических емкостей, летних кафе, шашлычных, киосков, павильонов и иных объектов), без соответствующего разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Из оспариваемого постановления усматривается, что обществу вменяется в вину нарушение пункта 2.1 Положения N 1336, а именно: на территории города Новосибирска по адресу: Мочищенское шоссе, 2а, выявлен нестационарный торговый объект арочного типа, размерами:15*24*7,5-м; торговый павильон, размерами: 10*5*5,5; деревянная беседка, размерами: 12*12*3,5, принадлежащий ООО ПКП "Стройбрус".
С 30.04.2015 на территории города Новосибирска действует Положение о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденное решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 N 1336 (далее - Положение N 1336), которым установлено, что размещение нестационарного объекта осуществляется на основании договора аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта, заключаемого в порядке, установленном законодательством (пункт 2.1).
Согласно абзацу пятому пункта 1.2. Положения N 1336 самовольный нестационарный объект - нестационарный объект, размещенный и (или) эксплуатируемый на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без соответствующего документа, являющегося в соответствии с пунктом 2.1 Положения основанием для его размещения, либо эксплуатируемый на основании документа, срок действия которого истек.
В соответствии с Положением N 1336 размещение нестационарного торгового объекта допускается после соблюдения процедуры, установленной для размещения такого объекта, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта. Размещение нестационарного объекта без соответствующего разрешения влечет административную ответственность по статье 5.2 Закона Новосибирской области N 99-ОЗ.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава правонарушения (абзац 2 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Проверка согласно акту от 13.12.2019 N 131 проводилась по адресу: город Новосибирск, Мочищенское шоссе, 2а.
Юридический адрес ООО ПКП "Стройбрус": город Новосибирск, Мочищенское шоссе, 2/1 согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование позиции по делу административный орган ссылается на договор от 30.01.2020.
Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции исходил из того, что данный договор на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: город Новосибирск, Мочищенское шоссе, 2/1, заключен после проведения проверки.
По условиям договора от 30.01.2020 обществу предоставлено право на использование земель (земельного участка) для размещения нестационарного торгового объекта - торгового павильона площадью 16 кв.м, используемого по целевому назначению: непродовольственные товары. Адресный ориентир объекта: город Новосибирск, Мочищенское шоссе, 2/1.
Административным органом указан кадастровый номер земельного участка - 54:35:032276:5, на котором размещены выявленные нестационарные торговые объекты.
Представленный в материалы дела договор аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 16.08.2005 подтверждает доводы административного органа о том, что ранее общество использовало земельный участок с кадастровым номером 54:35:032276:5. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о возведения спорных нестационарных объектов именно обществом. Соответствующих доказательств в материалы дела не представило.
Оценивая ссылку общества на земельные участки с кадастровыми номерами 54:356032276:4, 54:35:032276:6, суд первой инстанции исходил из того, что представленный третьим лицом в материалы дела договор на земельный участок с кадастровым номером 54:356032276:4, продан по договору купли-продажи N 19336 иному лицу 16.03.2020. Земельный участок с кадастровым номером -54:35:032276:6 по состоянию на 13.12.2019 (дату проверки) и на 11.02.2020 (дата вынесения оспариваемого постановления) кому-либо в установленном порядке не предоставлялся. Ранее договоры на данные участки заключены были с ООО ПКП "Стройбрус".
Неопровержимых доказательств, подтверждающих возведение по адресу: город Новосибирск, Мочищенское шоссе, 2а, нестационарных торговых объектов, указанных в акте от 13.12.2019 N 131, именно обществом, административным органом в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
В силу положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.07.2020 по делу N А45-3581/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3581/2020
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙБРУС"
Ответчик: Административная комиссия города Новосибирска
Третье лицо: Мэрия города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска, Седьмой арбитражный апелляционный суд