город Москва |
|
16 октября 2020 г. |
дело N А40-60619/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2020
по делу N А40-60619/20
по заявлению ООО "Феникс" (ОГРН 1117746102913)
к Московской таможне (ОГРН 5087746672800)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Батурина С.С. по доверенности от 01.10.2019;
от заинтересованного лица - Панфилов А.Г. по доверенности от 31.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2020 признано недействительным решение Московской таможни от 31.01.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10129060/281019/0030860 и на Московскую таможню возложена обязанность в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав заявителя путем возврата в установленном порядке ООО "Феникс" денежных средств в размере 217.313, 89 руб.
Таможенный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между ООО "Феникс" (Российская Федерация) и Компанией "Янтай Фенглин Эдванс Матириалс Ко, Лтд." (Китай) заключен контракт от 24.08.2018 N 28082018.
С 2018 в рамках данного контракта ООО "Феникс" осуществляет регулярные поставки.
В рамках указанного контракта, на территорию ЕАЭС ввезена очередная партия товара - "полиэфирная смола в гранулообразной форме на основе терефталевой (48-72%) и изофталевой (20-43 %) кислот, с содержанием до 3 % диэтиленгликоля, без содержания этилового спирта, в мешках по 25 кг. Используется в производстве порошковых красок. Изготовитель: Yantai Fenglin Advanced Materials (товар).
Таможенное оформление ввезенного товара осуществлялось на таможенном посту ЖДПП Забайкальск по декларации на товары N 10129060/281019/0030860.
Таможенная стоимость заявлена декларантом по 1 методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Таможенная стоимость товара определена декларантом по стоимости сделки с ввозимым товаром в размере 36.750 долларов США (2.467.068, 93 руб.).
В ходе проверки декларации на товары N 10129060/281019/0030860 таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными, либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в результате чего принято решение о проведении дополнительной проверки, в адрес общества направлено уведомление о необходимости предоставить дополнительные документы, сведения и пояснения, а также для выпуска товаров предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов.
Платежным поручением N 70992 от 30.10.2019 ООО "Феникс" оплачен обеспечительный взнос в размере 217.313, 89 руб.
В соответствии с требованием Московской таможни общество представило дополнительные документы и пояснения, что подтверждается сопроводительными письмами от 16.12.2020 N 11-42/2019, от 24.01.2020 N 1438/2020.
31.01.2020 Московской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары относительно стоимости ввезенного товара.
Корректировка стоимости товара повлекла соответствующие обязательства для общества по оплате ввозной таможенной пошлины на сумму 217.313, 89 руб.
Не согласившись с решением таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ст. 358 Таможенного кодекса ЕАЭС любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со ст. 289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
С 01.01.2018 таможенные органы осуществляют контроль таможенной стоимости в порядке и формах, установленных разделом VI ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 313 Таможенного кодекса ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В соответствии с п. п. 2, 9, 10 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу этого Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в п. 3 ст. 38 Кодекса.
Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов; продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 ст. 39 Кодекса.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 15 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном ст. 39 Кодекса.
На основании подп. 2 п. 4, п. 5 ст. 325 Таможенного кодекса ЕАЭС в случаях, когда таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений Таможенного кодекса ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах, он вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с п. 4 указанной статьи должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
В соответствии с п. 10 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза", в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
ООО "Феникс" представлены все необходимые документы (проформа-инвойс, экспортная таможенная декларация, прайс-лист производителя, бухгалтерские документы, счет на товар, заявления на перевод денежных средств, коносамент, пояснения по условиям продажи и др.).
В обоснование принятого решения о корректировке таможенной стоимости таможней указано, что в таможенную стоимость товаров включены транспортные расходы не в полном объеме.
Вместе с тем, указанный вывод таможенного органа является необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со спецификацией N 13 от 23.09.2019, являющейся неотъемлемой частью контракта от 24.08.2018 N 28082018, сторонами определены условия поставки: EXW - HAIYANG (Китай).
В качестве подтверждения понесенных обществом расходов на доставку представлены договор N 304-ТТТ-15 от 23.11.2015 на транспортно-экспедиторское обслуживание, акты об оказанных услугах за перевозку, поручение экспедитору, счет на оплату N 2536/264987 от 28.10.2019, счет-фактура N 1884 от 02.11.2019, платежное поручение N 71127 от 15.11.2019 об оплате транспортных расходов.
Согласно представленным документам ООО "Транспортир Таможенные Технологии" оказаны услуги: по организации грузовой перевозки Китай (CN-Shandon) - граница ТС TKRU4350090 по договору 304-ТТТ-15 от 23/11/2015, по организации грузовой перевозки граница ТС - Московская область, Клин TKRU4350090 по договору 304-ТТТ-15 от 23/11/2015.
Письмом от 24.01.2020 исх. N 1440/2020 обществом предоставлены сведения об отсутствии дополнительных расходов по доставке товаров в связи с тем, что HAIYANG (Китай) является городом в провинции Shandon (Китай).
Компания YANTAI FENGLIN ADVANCED MATERIALS Co., Ltd./ ЯНТАЙ ФЕНГЛИН ЭДВАНСД МАТИРИАЛС Ко, Лтд находится по адресу: Middle Road, Haixiang, Haiyang, Shandong, Chaina.
Кроме того, обществом внесены изменения в графу 20 декларации на товары (условия поставки) - EXW HAIYANG, что исключает наличие противоречий в представленных декларантом документах и первоначально заявленных сведениях об условиях поставки.
Из представленных документов усматривается, что в таможенную стоимость товаров включены транспортные расходы в полном объеме.
Доказательств обратного таможенным органом не представлено.
Кроме того, в обоснование решения о корректировке таможенной стоимости таможенным органом указано на то, что декларантом не представлены пояснения по поводу снижения цен на товар N 1 от продавца товаров.
Доводы таможни отклоняются, поскольку на первоначальный запрос письмом от 16.12.2019, на дополнительный запрос таможенного органа письмом от 24.01.2020, обществом представлен исчерпывающий перечень документов, сведений и пояснений по каждому пункту данных запросов.
Компания отправитель - Yantai Fenglin Advanced Materials является и продавцом, и изготовителем ввозимого обществом товара. В рамках проводимой дополнительной проверки у производителя запрошены пояснения по поводу снижения цен на товар N 1.
В ответ на запрос ООО "Феникс" Компанией (производитель) письмом исх. N 1439/2020 от 24.01.2020 подтверждено, что цены на смолу в августе и сентябре 2019 снижены по сравнению с ценами в июне и июле 2019 из-за снижения цен на сырье, используемое для производства смол.
В связи с возникшими у таможенного органа сомнениями в достоверности цен на поставленный товар, производителем представлено обществу дополнительное письмо-заверение, согласно которому он подтверждает, что в период с 09.09.2019 по 13.10.2019 действовали пониженные цены на весь ассортимент поставленного в адрес ООО "Феникс" товара.
При сравнении цен из письма-заверения производителя на период с 09.09.2019 по 13.10.2019 и прайс-листа, датированного 09.09.2019, представленного в рамках проводимой проверки, становится видно, что цены в данных прайс-листах совершенно идентичны и в них отсутствуют какие-либо противоречия.
Учитывая изложенное, ООО "Феникс" обоснованы и документально подтверждены причины снижения цены на товар N 1.
В оспариваемом решении таможня указывает на то, что представленные бухгалтерские документы не содержат информации о том, какая сумма НДС начислена, а какая НДС уплачена на таможне.
Вместе с тем, такие сведения таможней не запрашивались.
Истребуемые бухгалтерские документы по принятию товара к учету, документы по реализации товаров, ввозимых по рассматриваемой декларации на товары представлены обществом, что подтверждается сопроводительным письмом от 16.12.2019 N 11-42/2019.
В качестве подтверждения цены сделки обществом представлена экспортная декларация, выпущенная непосредственно в стране экспорта. Факт вывоза товаров по заявленной цене и на заявленных условиях подтвержден таможней КНР, о чем имеется овальная печать таможенного органа КНР, а также подтверждение, заверенное в торгово-промышленной палате КНР.
На основании изложенного, выявленное таможенным органом обстоятельство не является нарушением и не препятствует в применении 1 метода определения таможенной стоимости товаров.
В качестве документов, подтверждающих обоснованность заявления декларантом таможенной стоимости по 1 методу наряду с другими документами представлены документы по предыдущей поставке, ввезенной по декларации на товары N 10106050/020919/0031780, стоимость по которой принята таможенным органом без корректировки, а именно: спецификация N 12, коммерческий инвойс, проформа-инвойс, документ об оплате товара поставщику.
Таким образом, заявителем таможенному органу представлен полный комплект документов по поставке товара по декларации на товары N 10129060/281019/0030860. которые являются достаточными для подтверждения стоимости сделки и применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), предусмотренного ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, таможенным органом не сделано, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к декларации N 10129060/281019/0030860 и контракту не установлено.
Существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон не имеется.
При этом, факт перемещения в декларации товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового договора таможенным органом не оспаривается.
Доказательств наличия ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможенным органом не представлено, равно как и доказательств невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Оспариваемое решение незаконно повлекло обязанность заявителя по уплате дополнительных таможенных платежей на сумму 217.313, 89 руб.
Необоснованное увеличение таможенной стоимости, являющейся налоговой базой для целей исчисления пошлин, налогов, увеличивает размер подлежащих уплате таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической деятельности.
В порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции обоснованно возложена на таможенный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем возврата обществу в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу удержанных средств в размере 217.313, 89 руб.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2020 по делу N А40-60619/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60619/2020
Истец: ООО "ФЕНИКС"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ