г. Ессентуки |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А20-1861/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 12.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В.,
при участии в судебном заседании: руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республике Ахматова А.Х. и представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республике Майкуловой Р.Н. (24.09.2020), представителя общества с ограниченной ответственностью "Миафарм" Панжокова М.Ф. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.08.2020 по делу N А20-1861/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением обратилось УНК МВД по КБР, г. Нальчик (далее - заявитель, Управление) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Миафарм" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кабардино-Балкарской Республики привлечен в дело в качестве третьего лица (далее - третье лицо, Росздравнадзор по КБР).
Суд первой инстанции привлек ООО "Миафарм" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 120000 (сто двадцать тысяч рублей).
Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Обжаловав решение суда, Росздравнадзор по КБР полагает, что деятельность общества создает угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, указывает, что приостановление деятельности на 90 суток необходимая мера наказания.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои правовые позиции.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционных жалоб, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Материалами дела установлено.
Общество с ограниченной ответственностью "МИАФАРМ" осуществляет фармацевтическую деятельность по адресу: 360000, КабардиноБалкарская Республика, г.Нальчик, ул.Байсултанова, д.2, в рамках лицензии, предоставленной Министерством здравоохранения КБР N ЛО-07-02-000719 от 21.08.2017.
На основании приказа N 28-ПР/20 от 29.04.2020 в отношении ООО "МИАФАРМ" Росздравнадзором по КБР проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в несоблюдении лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" и п. 3 и 4 ст. 58.1 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N61-ФЗ а именно:
- в нарушение требований п.4 и п. 14 правил отпуска, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.07.2017 N 403Н "Об утверждении отпусков лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", не соблюдает правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и порядок хранения рецептов формы N 148-1/у-88 на лекарственные препараты "Пиралгин", "Седал-М" и "Азалептин";
- в нарушение пункта 2 ч.З и ч.4 Приложения N 1 к Приказу Минздрава России "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения" N 378-н от 17.06.2013:
- журнал регистрации операций не ведется.
Росздравнадзором по КБР 22.05.2020 в акте N 28 отражены выявленные нарушения.
Письмом N 390 от 09.06.2020 Территориальным органом Росздравнадзора по КБР направлен в УНК МВД по КБР акт проверки N 28 от 22.05.2020 (с приложениями) для принятия решения по факту, грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности ООО "МИАФАРМ".
Рассмотрев материалы проверки, управлением составлен протокол об административном правонарушении от 09.06.2020 N 101070 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управлением направлены в арбитражный суд первой инстанции материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования управления, правомерно руководствовался следующими нормами права.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 47 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии со ст. 52 Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Лицензионные требования для осуществления фармацевтической деятельности установлены в пункте 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081.
Поскольку общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании выданной ему лицензии, оно обязано соблюдать условия, установленные данной лицензией, а также нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере, в частности, Федеральным законом N 61-ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств", Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1081 от 22.12.2011, Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждены приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403 н.
Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее по тексту - Положение) к грубым нарушениям отнесено невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 этого Положения.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии со статьей 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения ведут организации оптовой торговли лекарственными средствами, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения. Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 N 378н, установлено, что регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, в том числе медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам.
Пунктом 4 названных Правил установлено, что регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, ведется по каждому торговому наименованию лекарственного средства (для каждой отдельной дозировки и лекарственной формы) на отдельном развернутом листе журнала учета или в отдельном журнале учета на бумажном носителе или в электронном виде. Регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, осуществляется лицами, уполномоченными руководителем юридического лица на ведение и хранение журналов учета, или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или на медицинскую деятельность.
Согласно пункту 4 Правил отпуска по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
В силу пункта 14 Правил отпуска остаются и хранятся у субъекта розничной торговли рецепты (с отметкой "Лекарственный препарат отпущен") на: наркотические и психотропные лекарственные препараты списка II, психотропные лекарственные препараты списка III - в течение пяти лет; лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой, - в течение трех лет; комбинированные лекарственные препараты, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня, изготовленные в аптечной организации, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, - в течение трех лет.
Относительно доводов административного органа о том, что штраф в размере 120 000 руб. является несоразмерным допущенным нарушениям, возможности изменить вид наказания на административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Системный анализ норм арбитражного процессуального права и административного права позволяет сделать вывод о том, что суду не предоставлено права при пересмотре в порядке обжалования постановления о привлечении к административной ответственности принимать судебный акт, в результате которого будет ухудшено положение общества.
Перечень видов наказаний, установленный ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим и расположен в порядке возрастания от менее строгого вида наказания к более строгому. Указанный перечень начинается таким видом наказания как предупреждение и заканчивается административным приостановлением деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности - исключительная мера. Природа данного вида наказания заключается в том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель лишается возможности осуществлять свою профильную деятельность, направленную на извлечение прибыли. Организация или предприниматель оказываются исключенными из хозяйственного оборота продолжительностью до 90 суток.
Как усматривается из материалов дела, обществу с учетом всех обстоятельств дела (совершение правонарушения повторно) назначено более строгое наказание (от ста тысяч до двухсот тысяч рублей) из предусмотренных санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, в силу истечения срока на привлечение общества к административной ответственности (деяние 22.05.2020) лишен возможности назначить обществу в силу п. 1 ст. 3.12 КоАП РФ более строгий вид наказания - административное приостановление деятельности и полагает возможным согласиться назначенным судом первой инстанции наказанием в виде административного штрафа в размере (120 000 рублей).
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения вида наказания с административного штрафа на административное приостановлении деятельности, поскольку в данном случае общество может вовсе уклонится от административного наказания, так как перед назначением наказания в виде административного приостановление деятельности, необходимо отменить наказание в виде административное штрафа, но при этом истек срок для назначения наказания в виде административного приостановление деятельности. Ходатайство об отмене обжалуемого решения с прекращением производства по административному делу, административным органом не заявлялось.
Таким образом, изложенные доводы апелляционной жалобы, следует признать не обоснованными.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.08.2020 по делу N А20-1861/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1861/2020
Истец: Унк Мвд По, УНК МВД по КБР
Ответчик: ООО "Миафарм"
Третье лицо: Управление Росздравнадзора по КБР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд