город Воронеж |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А64-719/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Мучкапского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2020 по делу N А64-719/2020, принятого по заявлению общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственной фирмы "Рассвет" (ОГРН 1026800813907, ИНН 6810007069) о признании незаконными решений Администрации Мучкапского района Тамбовской области (ОГРН 1026800815524, ИНН 6810005150) от 10.01.2020 N 22, от 29.01.2020 N 212, от 05.02.2020 N 294 и обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица: публичное акционерное общество "МРСК Центра" - филиал "Тамбовэнерго"; общество с ограниченной ответственностью "Газпроммежрегионгаз Тамбов",
при участии:
от ООО сельскохозяйственной фирмы "Рассвет": Мишин А.А., представитель по доверенности от 23.09.2019 сроком на пять лет;
от Администрации Мучкапского района Тамбовской области, от ПАО "МРСК Центра" - филиал "Тамбовэнерго", от ООО "Газпроммежрегионгаз Тамбов": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственная фирма "Рассвет" (далее - заявитель, ООО СФ "Рассвет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации Мучкапского района Тамбовской области (далее - Администрация, административный орган)
о признании незаконными решений от 10.01.2020 г. N 22, от 29.01.2020 N 212, от 05.02.2020 N 294 об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 812000 кв.м., кадастровый номер 68:10:2802002:1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, адрес: Российская Федерация, Тамбовская область, Мучкапский район, Мучкапский поссовет, земельный участок N 86А;
об обязании Администрацию Мучкапского района Тамбовской устранить допущенное нарушение прав путем подготовки и направления ООО сельскохозяйственной фирме "Рассвет" для подписания договора купли-продажи, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, адрес: Российская Федерация, Тамбовская область, Мучкапский район, Мучкапский поссовет, земельный участок N 86А, без проведения торгов в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц - публичного акционерного общества "МРСК Центра" - филиал "Тамбовэнерго"; общества с ограниченной ответственностью "Газпроммежрегионгаз Тамбов".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2020 заявленные требования удовлетворены в части.
Решение Администрации Мучкапского района Тамбовской области от 10.01.2020 N 22 об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 812000 кв.м., кадастровый номер 68:10:2802002:1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, адрес: Российская Федерация, Тамбовская область, Мучкапский район, Мучкапский поссовет, земельный участок N 86А признано незаконным и отменено.
Суд обязал Администрацию Мучкапского района Тамбовской области устранить допущенное нарушение прав путем подготовки и направления ООО сельскохозяйственной фирме "Рассвет" для подписания договора купли-продажи земельного участка площадью 812000 кв.м., кадастровый номер 68:10:2802002:1, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, адрес: Российская Федерация, Тамбовская область, Мучкапский район, Мучкапский поссовет, земельный участок N 86А, без проведения торгов в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать ООО СФ "Рассвет" в удовлетворении требований в полном объеме.
Указывает, что действующее законодательство не содержит норм, возлагающих на собственника - арендатора обязанности по заключению договора купли-продажи с арендатором, имеющим преимущественное право перед другими лицами право на заключение договора аренды.
От ООО сельскохозяйственной фирмы "Рассвет" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО сельскохозяйственной фирмы "Рассвет" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения.
Администрация Мучкапского района Тамбовской области, ПАО "МРСК Центра" - филиал "Тамбовэнерго", ООО "Газпроммежрегионгаз Тамбов" в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
16.01.2017 между муниципальным образованием "Мучкапский район Тамбовской области", и ООО СФ "Рассвет" (Арендатор) был заключен договор N 4 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 68:10:2802002:1, площадью 812000 кв.м. для использования в целях сельскохозяйственного назначения сроком на три года (с 16.01.2017 по 16.01.2020).
30.12.2019 ООО СФ "Рассвет" обратилось в Администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка по истечении трех лет с момента заключения договора аренды N 4 от 16.01.2017.
Также, заявитель просил подготовить и направить в его адрес для подписания договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 68:10:2802002:1 и счет (реквизиты) для его оплаты.
10.01.2020 письмом Администрация сообщила, что в силу положений статей 209, 264, 421 ГК РФ намерение арендатора выкупить земельный участок не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность продать ему этот земельный участок.
Преимущественное право приобретения в собственность арендуемого земельного участка возникает у арендатора только тогда, когда собственник-арендодатель примет решение о продаже этого участка.
Администрацией района такое решение не принималось, одновременно, Администрацией в настоящее время принято решение о заключении договора аренды земельного участка на 3 года.
К названному ответу Администрацией был приложен проект Договора аренды от 17.01.2020, расчет арендной платы за пользование земельного участка и акт приема-передачи земельного участка.
Письмом от 29.01.2020 N 212 Администрация вторично направила в адрес заявителя проект Договора аренды от 17.01.2020, расчет арендной платы за пользование земельного участка и акт приема-передачи земельного участка, указав, что в случае принятия Обществом решения не заключать Договор аренды, ООО СФ "Рассвет" обязано будет вернуть Арендодателю земельный участок. При этом Общество потеряет преимущественное право на заключение договора аренды.
ООО СФ "Рассвет" 23.01.2020 вновь обращается в Администрацию с заявлением (исх. N 5) о заключении договора купли-продажи арендуемого земельного участка.
Администрация на указанное заявление Общества 05.02.2020 направила ответ, в котором также пояснила о невозможности заключения договора купли продажи земельного участка, ввиду отсутствия решения Администрации о его продаже.
Посчитав отказ Администрации является незаконным, нарушающим законное право Общества на выкуп земельного участка, ООО СФ "Рассвет" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка.
Из материалов настоящего дела следует, что общество на момент обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов осуществляет его фактическое пользование, уплачивая арендную плату, с момента заключения которого прошло не менее трех лет (по правилам статьи 192 ГК РФ 3-х летний срок аренды истек 15.01.2020); заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды (30.12.2019).
При этом из содержания письма от 10.01.2020 N 22 не следует наличие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка его арендаторами.
Оспариваемый отказ мотивирован Администрацией тем, что намерение арендатора выкупить земельный участок не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность продать ему этот земельный участок.
Однако, таких оснований для отказа действующим законодательством в рассматриваемой сфере правоотношений не установлено.
По смыслу статей 39.14, 39.15, 39.17 ЗК РФ) обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган соответствующего требованиям закона заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
О наличии иных законных оснований для отказа в выкупе земельного участка административным органом не заявлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что у администрации отсутствовали правовые и фактические основания для отказа обществу в приобретении испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов, в связи с чем требование заявителя в части признания незаконным и отмене решения администрации от 10.01.2020 N 22 об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка правомерно удовлетворено.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда области в указанной части. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственной власти, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2020 по делу N А64-719/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-719/2020
Истец: ООО "Сельскохозяйственная фирма"Рассвет"
Ответчик: Администрация Мучкапского района Тамбовской области
Третье лицо: ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов", ПАО Филиал "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", 19 Арбитражный апелляционный суд, Мишин Александр Анатольевич