г. Ессентуки |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А15-6573/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 19.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Магомедова Рустама Дибировича (ИНН 055200161976, ОГРНИП 319057100025452), заинтересованного лица - администрации муниципального образования "село Алмало" (ИНН 0552005505, ОГРН 11205460002000), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "село Алмало" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.08.2020 по делу N А15-6573/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Магомедов Рустам Дибирович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к администрации муниципального образования "село Алмало" (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 07.11.2019 N 223 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 05:50:000061:11 и обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 05:50:000061:11 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.08.2020 заявленные требования удовлетворены частично: суд признал отказ администрации в предоставлении на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 50 000 кв.м с кадастровым номером 05:50:00061:11 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, изложенный в письме от 07.11.2019 N 223, незаконным, как несоответствующий положениям статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации; обязал администрацию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем опубликования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу извещения о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 50 000 кв.м с кадастровым номером 05:50:00061:11 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет"; в удовлетворении остальной части требований отказано; распределены судебные расходы на оплату государственной пошлины. Суд в удовлетворенной части пришел к выводу о том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду главе КФХ Магомедову Р.Д. принято администрацией до совершения обязанности по публикации извещения о предстоящем предоставлении земельного участка. Кроме того суд указал, что заинтересованным лицом не представлено доказательств о резервировании спорного земельного участка.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает на то, что оспариваемый отказ основан на положениях действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, так как испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Магомедов Р.Д. зарегистрирован 01.04.2019 в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
08.10.2019 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в соответствии с пунктом 15 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в аренду на 49 лет земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:50:000061:11 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Письмом от 07.11.2019 N 223 администрация отказала предпринимателю в предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Не согласившись с отказом администрации, изложенным в указанном письме, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве (далее - Закон N 74-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в граница населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьи 39.16 настоящего кодекса.
Основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ. Оно может быть принято при наличии одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания названных норм, решению вопроса о возможности предоставления земельного участка по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства в собственность, предшествует совершение действий по публичному информированию о предстоящем предоставлении земельного участка, принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и его формированию.
Между тем, выраженное в письме от 07.11.2019 N 223 решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду главе КФХ Магомедову Р.Д. принято администрацией до совершения указанных действий.
Сведений об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка для указанных заявителем целей материалы дела не содержат. Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине невозможности утверждения схемы земельного участка либо невозможности предоставления земельного участка в силу подпунктов 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.15 ЗК РФ), в оспариваемом письме - отказе не приведены.
Более того, по смыслу пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается лишь в том случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предстоящем предоставлении земельного участка не поступят заявления иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 39.16 ЗК уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд при условии, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов (статья 70.1 ЗК РФ).
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
В силу абзаца второго пункта 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение о резервировании), решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Отказывая в предоставлении в аренду спорного земельного участка, администрация ссылается на то, что данный земельный участок решением собрания депутатов сельского поселения от 26.03.2016 зарезервирован под пастбища для выпаса скота жителей села Алмало.
В соответствии с пунктом 7 Положения о резервировании решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земель и вступает в силу не ранее его опубликования.
Доказательства опубликования решения собрания депутатов сельского поселения о резервировании земельного участка с кадастровым номером 05:50:000061:11в материалы дела администрацией не представлены, соответственно оно не вступило в силу.
Кроме того, в соответствии частью 3 статьи 70.1 ЗК РФ земли для государственных и муниципальных нужд могут быть резервироваться на срок не более чем три года.
На дату обращения предпринимателем с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка (08.10.2019) трехгодичный срок уже истек.
Установив указанные обстоятельства, а также с учетом вышеуказанных положений действующего законодательства суд пришел к обоснованному выводу, что отказ администрации в предоставлении предпринимателю в аренду спорного земельного участка по причине его резервирования для муниципальных нужд не может быть признан правомерным, в связи с чем требования предпринимателя в этой части подлежат удовлетворению с возложением на администрацию обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
В удовлетворении требований предпринимателя об обязании администрации заключить договор аренды спорного земельного участка следует отказать, поскольку с учетом положений пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ их заявление на данном этапе является преждевременным. Жалоба возражений в указанной части не содержит.
Поэтому, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Примененный судом порядок распределения судебных расходов соответствует правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.08.2020 по делу N А15-6573/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6573/2019
Истец: Магомедов Рустам Дибрович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕЛО АЛМАЛО"