12 октября 2020 г. |
А39-14021/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.06.2020 по делу N А39-14021/2019,
принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия,
при участии в судебном заседании представителей:
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия - Пузина В.В. по доверенности от 25.09.2020 сроком действия до 31.12.2020,
и установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация, орган местного самоуправления), выразившегося в непринятии в муниципальную собственность объектов газоснабжения и водоснабжения, находящихся по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, с. Кочкурово, ул. Ленинская, д.6. Одновременно заявитель просил суд обязать Администрацию устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.06.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что объекты инженерной инфраструктуры (сети газопровода и холодного водоснабжения), расположенные по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, с. Кочкурово, ул. Ленинская, д.6, в силу положений действующего законодательства должны находиться в муниципальной собственности.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что административное здание с кадастровым номером 13:13:0104001:3206, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, с. Кочкурово, ул. Ленинская, д. 6, находится в федеральной собственности и передано в оперативное управление Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия. Оно расположено на земельном участке с кадастровым номером 13:13:0104001:1450, предоставленном заявителю в постоянное (бессрочное) пользование.
Здание построено в 1968 году с сетями газоснабжения и водоснабжения, на которые правоустанавливающие документы не сохранились.
В поисках документов на инженерные сети заявитель обращался с запросами в сетевые организации и Администрацию, что подтверждается приложенными к материалам дела письмами.
23.11.2018 и 27.12.2019 письмами N N 3187, 3602 Управление обратилось в Администрацию с просьбой принять инженерные сети в муниципальную собственность.
Письмом от 11.01.2019 N 71 Администрация ответила заявителю, что в связи с отсутствием бюджетных средств и реорганизацией сельского поселения зарегистрировать инженерные сети как бесхозяйное имущество не представляется возможным.
Письмом от 04.04.2019 N 1096 Администрация ответила заявителю, что сроки проведения необходимых мероприятий по оформлению инженерных сетей, признанию их бесхозяйными объектами и признанию на эти объекты права муниципальной собственности при наличии финансовых возможностей районной администрации продлятся не менее полутора лет.
31.10.2019 письмами N N 3295/1, N 3295/2 Управление обратилось в Администрацию с заявлениями о принятии инженерных сетей в муниципальную собственность и определении организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание этих сетей.
Не получив ответ на последние заявления, посчитав, что со стороны органа местного самоуправления имеет место незаконное бездействие, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 225 Гражданского кодекса Российской и исходил из того, что заявитель избрал неверный способ защиты своих прав.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Верховный Совет Российской Федерации 27.12.1991 принял постановление N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности относятся объекты, в частности, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
К объектам инженерной инфраструктуры городов относятся сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры.
Таким образом, Постановление N 3020-1 разграничило по уровням собственности те объекты публичной собственности, которые существовали на день принятия указанного постановления.
С учетом презумпции государственной собственности (постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 29.07.1925 "О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество") при отсутствии доказательств принадлежности инженерных сетей какому-либо юридическому лицу в силу Постановления N 3020-1 они являются муниципальной собственностью в силу закона.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Вместе с тем, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений Постановления N 3020-1, инженерные сети рассматриваются как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Поскольку рассматриваемые инженерные сети построены до 27.12.1991 и доказательств обратного в материалы дела не представлено, они являются муниципальной собственностью в силу закона, следовательно, несовершение Администрацией действий по принятию инженерных сетей и определению эксплуатирующих организаций свидетельствует о незаконном бездействии, нарушающем права и законные интересы Управления.
При этом суд отмечает, что в своих ответах на обращения Управления Администрация не оспаривала факт принадлежности инженерных сетей к муниципальному имуществу, ссылаясь лишь на недостаточное финансирование и длительность процесса документального оформления.
Вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал, что с его стороны отсутствует незаконное бездействие.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности требований Управления, поскольку со стороны Администрации совершено бездействие, не соответствующее Закону N 131-ФЗ, Постановлению N 3020-1 и нарушающее права заявителя в сфере осуществления экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований.
Нарушение прав Управления выражается в нерешенности вопроса о том, каким образом и какими организациями должно осуществлять содержание и обслуживание сетей, к которым подключено административное здание в связи с тем, что данная функция заявителю не свойственна исходя из целей и задач его деятельности.
Указание Управлением в своих заявлениях в Администрацию и в арбитражный суд на бесхозяйность инженерных сетей является ошибочным, но это не должно повлечь за собой отказ со стороны суда в удовлетворении обоснованных по существу требований.
Статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В данном случае инженерные сети в силу закона являются муниципальным имуществом.
Вывод суда первой инстанции о ненадлежащем способе защиты права неверен и является следствием неприменения положений Постановления N 3020-1.
Допущенная судом ошибка привела к неверному определению круга обстоятельств, подлежащих установлению для правильного рассмотрения спора.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.06.2020 по делу N А39-14021/2019 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 174, частью 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных обстоятельств дела в целях восстановления нарушенных прав Управления суд полагает необходимым обязать администрацию Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в трехмесячный срок со дня принятия судебного акта принять в муниципальную собственность сети газопровода (протяженность 159 м, диаметр отключающей задвижки ДУ 50; газопровод находится в работоспособном состоянии; техническое состояние удовлетворительное) и сети холодного водоснабжения (протяженность 50 м, диаметр полипропиленовых труб - 32, модель отключающих задвижек DM 32 мм, кран 1 шт.; водопроводная сеть холодного водоснабжения находится в работоспособном состоянии; техническое состояние удовлетворительное), находящиеся по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, с. Кочкурово, ул. Ленинская, д. 6, и определить организации, которые будут осуществлять содержание и обслуживание инженерных сетей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущено.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление и Администрация освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.06.2020 по делу N А39-14021/2019 отменить.
Признать незаконными бездействие администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность объектов газоснабжения и водоснабжения, находящихся по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, с.Кочкурово, ул.Ленинская, д.6.
Обязать администрацию Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в трехмесячный срок со дня принятия судебного акта принять в муниципальную собственность сети газопровода (протяженность 159 м, диаметр отключающей задвижки ДУ 50; газопровод находится в работоспособном состоянии; техническое состояние удовлетворительное) и сети холодного водоснабжения (протяженность 50 м, диаметр полипропиленовых труб - 32, модель отключающих задвижек DM 32 мм, кран 1 шт.; водопроводная сеть холодного водоснабжения находится в работоспособном состоянии; техническое состояние удовлетворительное), находящиеся по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, с. Кочкурово, ул. Ленинская, д. 6, и определить организации, которые будут осуществлять содержание и обслуживание инженерных сетей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-14021/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия
Ответчик: Администрация Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия
Третье лицо: Управление Росррестра по Республике Мордовия