г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А26-3135/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Полубехина Н.С.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20356/2020) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.07.2020 по делу N А26-3135/2020 (судья Свидская А.С.), принятое по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", (далее - ответчик, общество, МРСК) о взыскании 65,80 руб., в том числе 63 руб. задолженности по арендной плате в части минимального размера арендной платы в федеральный бюджет по сроку уплаты на 15.02.2020 и 2,80 руб. неустойки за период с 17.02.2020 по 31.03.2020 по договору аренды лесного участка от 16.05.2017 N 31 (далее - договор аренды).
Решением в виде резолютивной части от 29.06.2020 в иске отказано.
Мотивированное решение изготовлено 02.07.2020.
Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что лесной участок МРСК не освободило и продолжает использовать в целях эксплуатации линий электропередач.
Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 16 мая 2017 года между правопредшественником истца - Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 31 (л.д.14-21), в соответствии с пунктами 1-4 которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 0,139 га (1 390 кв. м) с кадастровым номером 10:12:0022201:507, расположенный по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, Лахденпохское лесничество, Яккимское участковое лесничество, Яккимское лесничество (по лесоустройству), часть квартала N 30, номер учетной записи в государственном лесном реестре 101-2017- 04(1009) в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - линии электропередачи (реконструкция и эксплуатация ВЛ-0,4 кВ от ТП965 Л-1 с устройством линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ) в районе п. Сикопохья Лахденпохского муниципального района Республики Карелия.
Согласно пункту 5 договора арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением 4 к договору. В первый и последний год действия договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году (пункт 7).
В соответствии с пунктом 11 договора арендатор был обязан сообщить арендодателю в письменной форме не позднее чем за 90 дней о намерении расторгнуть договор (подпункт "т"); по истечении срока действия договора или в случае досрочного прекращения срока действия - освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов (подпункт "у").
В день окончания срока действия договора арендодатель обязался принять от арендатора лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договора (подпункт "е" пункта 9).
Пунктом 18 договора стороны определили, что договор прекращается в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации и пунктами 20, 21 договора; пунктом 21 договора предусмотрено, что арендатор вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, известив об этом арендодателя в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения, при условии отсутствия недоимки по арендной плате.
Из пунктов 22 и 23 договора следует, что срок его действия установлен с момента подписания и составляет 11 месяцев; договор считается возобновленным на неопределенный срок, но не более предельного срока, установленного лесным законодательством, если арендатором не исполнены обязанности, установленные подпунктами "с" и "у" пункта 11 договора, и последний продолжает использовать лесной участок в порядке пункта 4 договора; спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора, или вопросы, не оговоренные в нем, подлежат разрешению путем переговоров, а в случае, если согласие путем переговоров не достигнуто - в судебном порядке по месту нахождения арендодателя.
Согласно расчету арендной платы на 2020 год (л.д.23 об.) по состоянию на 15 февраля 2020 года в федеральный бюджет подлежала внесению арендная плата в размере 63 руб.
Во исполнение подпункта "к" пункта 9 договора аренды указанный расчет был направлен ответчику почтовым отправлением и получен последним 20 января 2020 года (л.д.24).
Обществом произведена оплата задолженности по арендной плате в части минимального размера арендной платы в федеральный бюджет по договору аренды за период с 1 по 17 января 2020 года (по сроку уплаты на 15.01.2020) в размере 30 руб. (л.д.52).
Министерство посчитало, что арендная плата по сроку уплаты на 15.02.2020 в размере 63 руб. обществом не внесена.
В порядке досудебного урегулирования спора министерство направило в адрес ответчика претензию о неполном расчете с бюджетом от 28.02.2020 N 20/20 с требованием погасить задолженность по арендной плате в десятидневный срок со дня получения претензии (л.д.27-29).
Поскольку претензия была оставлена обществом без исполнения, министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Актом N 240-3/6 от 31.03.2018 ВЛ-0,4 от ТП-965 введена в эксплуатацию (л.д. 44-46). Согласно акту разрешение на строительство объекта не требовалось.
15.10.2019 года Общество заявило об одностороннем отказе от исполнения договора, возобновленного на неопределенный срок, пояснив, что объекты недвижимого имущества на лесном участке отсутствуют, участок освобожден от строительной техники и готов к передаче, просило подписать акт приемки-передачи (л.д. 47).
Письмо получено Министерством 17.10.2019 года (л.д. 51) и отклонено по причине неосвобождения лесного участка от имущества арендатора.
Составленный МРСК акт приемки-передачи лесного участка от января 2020 года Министерство не подписало, считая договор действующим. В настоящее время Министерство ссылается на наличие на земельном участке опор ЛЭП.
Договор аренды имеет временных характер (ст. 606 ГК РФ), таким образом, при наличии договора, заключенного/возобновленного на неопределенный срок, любая из сторон получает право на расторжение такого договора в одностороннем порядке, при этом данное право ничем не обусловлено (ст. 610, 450.1 ГК РФ).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, признав договор аренды лесного участка от 16.05.2017 N 31 прекращенным 16 января 2020 года.
Согласно статье 622 ГК РФ наличие недостатков у арендованного имущества, которые не были устранены арендатором, не является безусловным основанием для отказа в приеме имущества. Действующим законодательством не предусмотрено право арендодателя отказаться от приемки имущества при прекращении договора аренды и возврате его арендатором, права собственника могут быть защищены предъявлением иска о взыскании убытков, возникших в связи с ненадлежащим состоянием лесного участка. Наличие обстоятельств, препятствующих Министерству принять лесной участок после расторжения договора, материалами дела не подтверждено.
Из материалов дела следует, что на момент прекращения договора аренды все работы, связанные со строительством ЛЭП, завершены; строительные материалы и техника вывезены; лесные участки готовы для возврата арендодателю в пригодном для ведения лесного хозяйства состоянии.
Суд пришел к выводу, что поскольку на участке лесного фонда находятся опоры, размер платы за пользование им после прекращения договора аренды подлежит определению исходя из площади, занятой опорами линии электропередачи, в границах, установленных в соответствии с Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.
Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации (пункт 5 Правил).
По расчету общества, не оспоренному министерством, совокупная площадь участков под опорами составила 2,59 кв. м, а плата за пользование земельными участками под 15 опорами ЛЭП за 29 дней февраля 2020 года - 0,095 руб. (л.д.39). Суд проверил расчет и признал его правильным.
Судом произведены расчет арендной платы, подлежавшей внесению ответчиком по договору аренды на момент его прекращения (15 января 2020 года), согласно которому за январь 2020 года арендная плата составила 26,48 руб. (646 руб. / 366 * 15), а также расчет платы за пользование земельным участком под опорами за период с 16 января по 29 февраля 2020 года, согласно которому плата составила 0,15 руб., в том числе: за период с 16 по 31 января 2020 года - 0,053 руб. (646 руб. / 1 390 кв. м * 2,59 кв. м / 366 * 16) и за период с 1 по 29 февраля 2020 года - 0,095 руб. (646 руб. / 1 390 кв. м * 2,59 кв. м / 366 * 29).
Поскольку ответчик по состоянию на 29 февраля 2020 года был обязан внести плату в размере 26,63 руб. (26,48 + 0,15), а внес арендную плату за январь 2020 года в размере 30 руб. (л.д.52), то суд установил, что в спорном периоде задолженность ответчика перед истцом отсутствовала.
Приняв во внимание, что плата за спорный период внесена в полном объеме, суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.07.2020 по делу N А26-3135/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3135/2020
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Лахденпохское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"