г. Вологда |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А44-11050/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 июля 2020 года по делу N А44-11050/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" (ОГРН 1035300710444, ИНН 5320016545; адрес: 174411, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, улица Южная, дом 47; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Боровичского муниципального района (ОГРН 1025300993585, ИНН 5320009033; адрес: 174411, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, улица Коммунарная, дом 48; далее - администрация) о признании недействительным предписания от 01.11.2019 N 29, которым обществу предписано в срок до 01.05.2020 провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами 53:02:0081308:34 и 53:02:0081308:47, расположенных в районе д. Коровкино на территории Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, использовать вышеуказанные земельные участки в соответствии с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения и видами разрешенного использования, для сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного использования, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28.07.2020 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Ходатайством просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Ответчик и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Ответчик ходатайством просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения администрации от 16.09.2019 N 180-рг, согласованного с Боровичской межрайонной прокуратурой, в связи с поступившим письмом министерства от 27.08.2019 N 628, уполномоченное должностное лицо администрации провело в период с 21.10.2019 по 01.11.2019 внеплановую выездную проверку в отношении общества с целью выявления и устранения нарушений собственником земельных участков обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации.
В рамках проведения проверки администрация при участии представителя общества 22.10.2019 провела осмотр земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 53:02:0081308:47 площадью 428776 кв. м, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства и с кадастровым номером 53:02:0081308:34 площадью 60898 кв. м, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение установлено ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Новгородская область, р-н Боровичский, с/п Перёдское, принадлежащих обществу на праве собственности.
При осмотре земельных участков установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 53:02:0081308:34 площадью 60898 кв. м с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местами произведено снятие и перемещение плодородного слоя. На момент проверки земельный участок не используется, по всей площади зарастает сорной травой, кустарниковой и древесной растительностью.
На земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 53:02:0081308:47 площадью 428776 кв. м с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, на момент проверки имеются признаки осуществления добычи полезных ископаемых, произведено снятие плодородного слоя почвы, разработан карьер, добытая песчано-гравийная смесь складируется на участке. На участке имеются выемки (углубления после добычи песчано-гравийной смеси) частично заполненные водой (фототаблицы прилагаются).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 01.11.2019 N 57 (том 1 листы 70-71) и приложенных к нему фототаблицах.
В результате проведенного осмотра указанных земельных участков администрация установила нарушение обществом статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", что послужило основанием для выдачи обществу предписания от 01.11.2019 N 29, которым обязала общество в срок до 01.05.2020 провести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами 53:02:0081308:34 и 53:02:0081308:47, расположенных в районе д. Коровкино на территории Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, использовать вышеуказанные земельные участки в соответствии с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения и видами разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного использования.
Общество не согласилось с законностью названного предписания, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Следовательно для признания недействительным спорного предписания необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие данного предписания закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и подателем жалобы не оспаривается то, что проверка проведена и оспариваемое предписание выдано администрацией в пределах предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий. Грубых нарушений проведения внеплановой выездной проверки общества судом не установлено, таких доводов общество не привело.
При этом основным видом деятельности общества является разработка гравийных и песчаных карьеров. Осуществляется добыча полезных ископаемых на основании лицензии на пользование недрами НВГ N 53114 ТЭ со сроком действия до 31.12.2027, выданной Департаментом природных ресурсов и экологии Новгородской области, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песчано-гравийной смеси месторождения "Коровкино-2". К лицензии прилагается горноотводный акт.
Земельные участки с кадастровыми номерами 53:02:0081308:34 и 53:02:0081308:47, на которых общество осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых на основании вышеуказанной лицензии, относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Основанием для выдачи администрацией оспариваемого предписания послужило использование земельного участка с кадастровым номером 53:02:0081308:47 из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства используемых для добычи полезных ископаемых, разведки и добычи песчано-гравийной смеси, без изменения категории земель, а так же неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 53:02:0081308:34.
Согласно статье 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (пункт 1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункты 1, 2 пункта 2).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В пункте 1 статьи 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что землепользователи должны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ сохранение целевого использования земельных участков является одним из основных принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков (пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ).
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию установлен статьей 7 Федерального закона N 172-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно приложению к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", видом разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного использования является ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20 (растениеводство; выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; овощеводство; выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство; выращивание льна и конопли; животноводство; скотоводство; звероводство; птицеводство; свиноводство; пчеловодство; рыбоводство; научное обеспечение сельского хозяйства; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; питомники; обеспечение сельскохозяйственного производства; сенокошение; выпас сельскохозяйственных животных), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В силу части 1 статьи 25.1 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. При этом для приведения в соответствие фактического использования земельного участка с установленным разрешенным использованием необходимо соблюдение предусмотренной законодателем и приведенной выше процедуры.
Пункт 5 статьи 13 ЗК РФ предусматривает, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу пункта 6 той же статьи Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила N 800).
Согласно пунктам 5 и 6 Правил N 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных ЗК РФ, ЛК РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы, земли, общие требования к рекультивации земель" рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель. Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель.
Таким образом, лицо, деятельность которого привела к ухудшению качества земель, в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя, обязано обеспечить рекультивацию таких земель.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка общества на приказ Минприроды N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", поскольку указанный выше приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды России N 683, Минэкономразвития России от 25.12.2018 N 729.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района "Об изъятии и предоставлении земельных участков" от 09.03.2004 N 287 земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1600 га изъяты от колхоза "Россия" как невостребованные доли в праве общедолевой собственности и переданы обществу с ограниченной ответственностью "Передки" (далее - ООО "Передки") в пользование на условиях аренды сроком до 20.01.2005 для сельскохозяйственного производства. Этим же постановлением был утвержден акт выбора земельного участка от 02.02.2004, в соответствии с которым земельный участок, на котором находится месторождение "Кровкино-2", расположенный в 2,1 км к востоку от д. Коровкино, признан пригодным для добычи полезных ископаемых - песчано-гравийных пород (том 1 листы 20-22)
ООО "Передки", получив лицензию на право пользование недрами НВГ 020084 ТЭ сроком отработки с 09.03.2004 до 31.12.2017, осуществляло разработку и добычу песчано-гравийной смеси месторождения "Коровкино-2" на земельном участке на площади 19,56 га расположенном в 2,1 км к востоку от д. Коровкино и в 13 км на северо-восток от г. Боровичи на площади 19,56 га на основании рабочего проекта (том 1 лист 29).
При этом, вышеуказанные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет, а именно: земельный участок с кадастровым номером 53:02:0081308:34 сформирован и поставлен на кадастровый учет 01.02.2010, земельный участок с кадастровым номером 53:02:0081308:47 сформирован и поставлен на кадастровый учет 29.01.2014. Вышеуказанные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером 53:02:00000:23, площадью 34 515 694 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и были предоставлены бывшим членам колхоза "Россия" в счет земельных долей (выписки из ЕГРН, том 2 листы 34-80).
Также материалами дела подтверждается, что договора аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 53:02:0081308:34 и 53:02:0081308:47 ни ООО "Передки", ни обществом не заключались, вышеуказанные земельные участки были приобретены обществом по договорам купли-продажи у физических лиц от 01.10.2014 и от 04.03.2014 соответственно, что подтверждается имеющимися в материалами дела доказательствами (выписки из ЕГРН, договоры купли-продажи, свидетельства о праве собственности, том 2 листы 93-94, том 2 листы 112-117, том 3 листы 9-35).
В 2014 году деятельность ООО "Передки" прекращена в связи с реорганизацией путем присоединения к ООО "Строительные материалы".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц общество стало правопреемником ООО "Передки" только с 22.07.2014 (том 2 лист 31).
Из содержания статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается действия уполномоченного органа по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Таким образом, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 53:02:0081308:34 и 53:02:0081308:47 были сформированы, поставлены на кадастровый учет и приобретены в собственность, не ООО "Передки", а обществом уже после принятия Федерального закона N 172-ФЗ.
Судом правомерно учтено, что на указанных земельных участках общество осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых на основании выданной ему лицензии НВГ N 53114 ТЭ от 15.09.2014 со сроком действия до 31.12.2027 (том 1 лист 23), обществом разработан новый горноотводный акт в связи с увеличением площади и глубины разработки, а также выполнен Технический проект разработки месторождения песчано-гравийной смеси "Коровкино-2" от 10.10.2016, в котором в разделе 5.4 "Основные проектные решения по горнотехническому этапу рекультивации земель" указано, что восстановление земель планируется под водоем (том 1 листы 103-108).
Как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, общество указало, что предоставление ООО "Передки" участков недр для разработки полезного ископаемого и земельного участка под ним производилось на основании законодательства, не требующего изменения целевого назначения земельного участка и продолжение использования тех же земель его правопреемником - обществом под месторождением в прежних целях не свидетельствует об использовании обществом земель не по назначению.
Действительно, пунктом 2 статьи 79 ЗК РФ (в редакции, действующей на 09.03.2004) предусматривалась возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения непригодных для ведения сельскохозяйственного производства или сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости для иных несельскохозяйственных нужд.
Однако пункт 2 статьи 79 ЗК РФ утратил силу в связи с принятием Федерального закона N 172-ФЗ.
Вместе с тем, ЗК РФ (в редакции, действующей на 09.03.2004) не содержал норм позволяющих использовать земельные участки из земель с сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых без изменения категории земель.
Судом первой инстанции также правомерно отклонены ссылки общества на то, что у него имеется лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу песка НВГ N 53114 ТЭ от 15.09.2014 и оно имеет исключительное право на пользование недрами в границах горного отвода, а также на технический проект, которым предусмотрено, что порядок и сроки рекультивации определяются обществом самостоятельно, работы выполняются в теплый период времени с июня по сентябрь, расчетный период рекультивации - 2026-2027, восстановление земель планируется под водоем. При этом, на части земельных участков разработка месторождения уже завершена, на них находятся водоемы.
Однако данного обстоятельства недостаточно для удовлетворения заявления общества.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее -Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Порядок лицензирования пользования недрами установлен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Поскольку недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона о недрах), пользование недрами невозможно без пользования земельным участком, в границах которого расположен горный отвод.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
В силу части 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Этой же статьей установлены основные права и обязанности пользователя недр, в число которых входит выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 статьи в части обязанностей пользователя недр).
В данном случае, как указано выше в настоящем постановлении, общество имеет действующую лицензию на пользование недрами НВГ N 53114 ТЭ от 15.09.2014, приложением к которой являются условия пользования недрами, одним из которых является условие о возложении обязанности на недропользователя осуществлять право пользования недрами в границах земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами и оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обязанности до начала проведения работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, оформить право пользования земельным участком на площади 21,4 га в соответствии с действующим законодательством. (пункты 6.5, 6.8 условий лицензии, том 3 лист 84.) Аналогичная обязанность была установлена в пункте 6.4 условий лицензии НВГ N 53114 ТЭ в предыдущей редакции. При этом содержание указанных условий было и в лицензии, выданной ООО "Передки", что следует из приказа Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области N 290 от 13.10.2014 (том 3 листы 62, 67). Указанное условие заявителем не оспорено, является действующим.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данное условие с учетом всех обстоятельств дела является дополнительным условием начала действия лицензии (пункт 5 статьи 12 Закона о недрах).
При этом деятельность, предусмотренная в выданной обществу лицензии (разведка и добыча песчано-гравийной смеси месторождение "Коровкино-2"), в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст, не относится к сельскому хозяйству.
Таким образом, само по себе получение обществом лицензии на недропользование не предоставляет ему автоматического права на осуществление на земельном участке сельскохозяйственного назначения вида деятельности, не соответствующего разрешенному использованию участка.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2015 N 308-АД15-10495.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр, в том числе при соблюдении ее владельцем заранее оговоренных условий (абзац третий статьи 11 Закона о недрах), и свидетельствует о наличии волеизъявления субъекта лицензионной деятельности на добровольное приобретение специального правового статуса, в том числе с учетом действующих ограничений в части содержания охраны земель и их правового режима, поскольку осуществление всех видов права пользования недрами непосредственно связано с использованием земли на установленных законодателем условиях.
Для ведения работ, предусмотренных лицензией, необходим перевод земельного участка в категорию "земли промышленности". Следовательно, в рассматриваемом случае для приведения в соответствие фактического использования земельного участка с установленным разрешенным использованием необходимо соблюдение предусмотренной законодателем и приведенной выше процедуры.
В соответствии с действующим законодательства правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбирать условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с его категорией и основным видом разрешенного использования, однако этот выбор не должен входить в противоречие с нормами и принципами земельного законодательства.
Осуществление заявителем работ по разработке недр на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
Как верно указано судом первой инстанции, данная деятельность заявителя нарушает нормы и основополагающие принципы земельного законодательства, нормы законов о землях сельскохозяйственного назначения и о недрах.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу пункта 2 статьи 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий возможно лишь в отношении земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса.
Перечень случаев, при которых использование земель сельскохозяйственного назначения возможно без перевода в земли иных категорий является исчерпывающим, и такой вид использования как добыча полезных ископаемых в данном перечне отсутствует.
В рассматриваемом случае обществу выдана лицензия на осуществление промышленной деятельности на пользование участками недр с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке недр "Коровкино-2". При этом
в результате осуществленной обществом разработки карьера открытым способом допущена технологическая деградация и порча почв земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждено совокупностью собранных администрацией доказательств.
Поскольку общество фактически владеет и пользуется данными земельными участками, оно обязан использовать указанные земельные участки согласно их целевому назначению, а также провести рекультивацию нарушенных земель или осуществить действия по переводу земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Факт нарушения плодородного слоя и невозможность использования земельных участков для сельскохозяйственного производства, не связанного с обработкой земли, сам по себе не меняет правовой режим (категорию земель) земельных участков и не дает собственнику земельных участков использовать их не по нецелевому назначению.
Таким образом, использование обществом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых до их перевода в промышленную категорию нарушает принцип целевого использования земли.
Также судом правомерно принято во внимание то, что обществом до настоящего времени не проведены работы по рекультивации спорных земельных участков, как и не осуществлен перевод указанных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствующую категорию.
Как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе общество сослалось на неисполнимость предписания, так как не указан порядок и способ устранения нарушения земельного законодательства. Суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое предписание соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ, учитывая, что в нем содержатся конкретные факты несоблюдения действующего законодательства, которые нарушены и нарушение которых следует устранить. Ввиду осуществления администрацией именно контрольной деятельности, указывать обществу перечень и последовательность действий, которые последний должен совершить в целях устранения нарушения, не входит в ее компетенцию, общество вправе само определять способы исполнения предписания. При этом суд отмечает, что общество при наличии у него вопросов имело объективную возможность обратиться в администрацию за соответствующими разъяснениями.
Также подлежат отклонению ссылки общества на приведенные им в апелляционной жалобе судебные акты, поскольку в рамках указанных им дел рассматривались иные обстоятельства и участвовали другие стороны.
На недостаточность срока исполнения предписания общество не ссылалось, за продлением срока исполнения предписания в администрацию не обращалось.
Содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 июля 2020 года по делу N А44-11050/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-11050/2019
Истец: ООО "Строительные материалы"
Ответчик: Администрация Боровичского муниципального района
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД