г. Пермь |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А60-2394/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Бондаренко Н.М.,
лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Артёмовском Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 июля 2020 года
по делу N А60-2394/2020
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Артёмовском Свердловской области (ИНН 6602007967, ОГРН 1026600578971)
к обществу с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Премьер" (ИНН 6677009760, ОГРН 1169658125306)
о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Артёмовском Свердловской области (далее - Управление, фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Премьер" (далее - общество, ответчик, заинтересованное лицо) о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель по делу, Фонд ссылается на то, что представление страхователем сведений, с типом формы "доп" в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не отражены в исходной форме за соответствующий отчетный период календарного года, не является исправлением ошибки (либо дополнением сведений), а свидетельствует о нарушении установленного законом срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, страхователем в электронном виде в рамках СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год были предоставлены на 56 застрахованных лиц 26.02.2019 года.
За пределами установленного законом срока, 11.03.2019 года, страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 8 застрахованных лиц, при этом на 7 застрахованных лиц, ранее сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год не предоставлялись, и представлены страхователем впервые (сведения на Авдеева А.А. были представлены повторно).
По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 7 застрахованных лиц Обществом с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания "Премьер", о чем был составлен N 075S8190021753 от 29.05.2019 г. Акт был направлен Страхователю заказным письмом 31.05.2019 г. Начальником Управления вынесено Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N075519190022931 от 28.06.2019 г.
Страхователю выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете N 075S01190027771 от 06.08.2019 года на сумму 3 500 рублей с указанием срока для добровольного исполнения требования в срок до 26.08.2019 г.
Поскольку в добровольном порядке требования не исполнены, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 3500 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, соблюдение судом норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско - правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданскоправового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством
Российской Федерации начисляются страховые взносы;
- дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
- суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
- периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года N 766н (далее - Инструкция), установлено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданскоправового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Формы и порядок представления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в ПФР устанавливаются Пенсионным фондом (п. 2 ст. 8 Закон N 27-ФЗ). Постановлением Правления ПФР N 507п от 06.12.2018 г. (далее - Порядок N507п от 06.12.2018) утверждена форма документа "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)". Форма СЗВ-СТАЖ заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц (п. 1.5. Порядка N507п от 06.12.2018).
Согласно пункта 2.1.5 раздела II Порядок заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденного Постановлением Правления ПФР N 507п от 06.12.2018 г., при заполнении раздела 1 "Сведения о страхователе" формы СЗВСТАЖ в поле "Тип сведений" знаком "X" отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии. Формы с типом "Дополняющая" представляются на застрахованных лиц, данные по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.
Аналогичные формы документа "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" и порядок их заполнения были утверждены постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N Зп (прекратило свое действие с 01 января 2019 года), что позволяло в период проведения отчетной компании за 2018 год осуществлять прием и обработку отчетностей страхователей как по формам, утвержденным постановлением Правления ПФР N 507п от 06.12.2018 г., так и по формам, утвержденным постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N 3 п.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как установлено судами и не оспаривается фондом, страхователь своевременно представил исходную форму СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 56 застрахованных лиц (26.02.2019 года). Дополнительные сведения направлены страхователем с нарушением срока, но по собственной инициативе, до выявления правонарушения фондом.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ (приложение N 6 к постановлению).
Согласно данному приложению акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку еще до обнаружения ее фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения органом ПФР, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N307-КГ18-6769, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
Наличие со стороны страхователя признаков злоупотребления правом в данном случае не установлено.
Позиция заявителя жалобы, каких-либо доводов, способных опровергнуть сделанные судом выводы, в жалобе не содержит, уполномоченный орган, настаивавший на проверке законности судебного акта в апелляционном порядке, иных доводов не привел.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июля 2020 года по делу N А60-2394/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2394/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ АРТЁМОВСКОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ПРЕМЬЕР"