г. Хабаровск |
|
19 октября 2020 г. |
А73-8569/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от краевого государственного казенного учреждения "Государственный жилищный фонд Хабаровского края": Бегун В.В. по доверенности от 09.01.2020;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Михайлова А.А. по доверенности от 11.07.2018;
от управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда Администрации города Хабаровска: Денисюк А.А. по доверенности от 10.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Государственный жилищный фонд Хабаровского края"
на решение от 03.08.2020
по делу N А73-8569/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению краевого государственного казенного учреждения "Государственный жилищный фонд Хабаровского края"
к Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю; Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда Администрации г. Хабаровска
о признании незаконным решения от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020), обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Сириус", общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Градъ Сервис",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось краевое государственное казенное учреждение "Государственный жилищный фонд Хабаровского края" (далее - заявитель, КГКУ "ГЖФ") с заявлением о признании незаконными:
- решения от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020) управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России);
- действия управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (далее - Управление ЖКХ) по отмене/аннулированию проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 21 по ул. Аэродромная в городе Хабаровске.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-8569/2020, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Хабаровское УФАС России и Управление ЖКХ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Сириус" (далее - ООО "Сириус") и общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Градъ Сервис" (далее - ООО "Градъ Сервис").
До рассмотрения дела по существу заявитель уточнил требование, предъявленное к Управлению ЖКХ: обязать провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Аэродромная д. 21 в г. Хабаровске.
Решением от 03.08.2020 суд отказал в удовлетворении требований по делу N А73-8569/2020.
КГКУ "ГЖФ" не согласилось с вышеназванным судебным актом, подало на него апелляционную жалобу, содержащую требование - решение отменить, принять по делу новый судебный акт о полном удовлетворении требований.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции не установил фактических обстоятельств по делу, пришел к неправильным выводам об отсутствии противоправности в поведении ответчиков, об отсутствии нарушения таким поведением и оспариваемым актом прав заявителя.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 16.09.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзывах на апелляционную жалобу Хабаровское УФАС России и Управление ЖКХ не согласились с доводами заявителя, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя и административных ответчиков поддержали доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее соответственно. Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили, что не препятствовало рассмотрению дела по существу согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с государственными контрактами на участие в долевом строительстве от 13.09.2018 N N 0122200002518004702-АН, 0122200002518005437-АН, заключенными между КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" (заказчик, участник) и ООО "Градъ Сервис" (застройщик), последним построен 279-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Аэродромная, д. 21 (далее - МКД), введенный в эксплуатацию 29.11.2019 на основании решения администрации города Хабаровска N 27-23-140-2019.
Согласно части 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии с вышеуказанной нормой ЖК РФ между застройщиком (ООО "Градъ Сервис") и ООО "Сириус" 29.11.29019 заключался договор N 1 управления МКД до момента проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД.
Информация о проведении конкурса по отбору управляющей организации МКД (извещение от 11.12.2019 N 111219/3834650/01) была размещена Управление ЖКХ на официальном сайте Российской Федерации http://torgi.gov.ru. Срок подачи заявок - до 09 час. 50 мин. 14.01.2020.
Распоряжением министерства имущественных отношений Хабаровского края от 26.12.2019 N 2391 жилые помещения в МКД были внесены в Реестр краевого государственного имущества и закреплены на праве оперативного управления за КГКУ "ГЖФ".
Согласно протоколу от 13.01.2020 N 1/1 проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации отменено/аннулировано с указанием причины: предоставление документов по выбору и реализации способа управления - управляющей организацией ООО "Сириус".
Основанием для отмены проведения открытого конкурса послужило предоставление ООО "Сириус" в Управление ЖКХ следующих документов: протокола от 21.12.2019 N 1 общего собрания собственников жилых помещений в МКД; реестра собственников помещений МКД; договора управления МКД N АЭ/1 от 20.12.2019; выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН); копии текста сообщения о проведении общего собрания собственников помещений МКД от 11.12.2019; документа, подтверждающего направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственников помещений МКД; списка присутствующих на собрании собственников помещений МКД.
Договор управления МКД N АЭ/1 от 20.12.2019 был размещен 3012.2019 ООО "Сириус" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с указанием сведений об управлении МКД на период с 20.12.2019 по 19.12.2022.
Посчитав свершенным избрание собственником помещений в МКД в качестве управляющей организации МКД ООО "Сириус", заключение с этой организацией собственником договора управления от 20.12.2019, конкурсная комиссия Управления ЖКХ отменила/аннулировала конкурс.
Письмом от 07.02.2020 N 9.1-19/481 Управление ЖКХ не установило оснований для возобновления проведения конкурса по обращению КГКУ "ГЖФ" от 20.01.2020 N 01-17/88.
Вышеуказанные обстоятельства послужили КГКУ "ГЖФ" поводом для обращения в Хабаровское УФАС России с жалобой N 01-17/492 на действия Управления ЖКХ по отмене/аннулированию проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД.
Решением Хабаровского УФАС России от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020) жалоба КГКУ "ГЖФ" признана необоснованной.
Таким образом, несогласие с актами и действиями Хабаровского УФАС России и Управления ЖКХ послужили КГКУ "ГЖФ" поводом для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев уточненные требования по настоящему делу, суд первой инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения, посчитав правомерными действия и акты ответчиков, не нарушающими права заявителя.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом регламентирован Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75).
Согласно подпункту 4 пункта 3 Правил N 75 уполномоченный орган местного самоуправления (в настоящем случае - Управление ЖКХ) должно было провести конкурс в связи с выдачей в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Применительно к настоящему спору, исходя из вышеуказанных норм, а также иных положений статей 161, 162, 163, 198, 200 ЖК РФ, п. 39 Правил N 75 Управление ЖКХ было вправе не проводить, а назначенный открытый конкурс отменить/аннулировать в случае, если собственниками помещений в МКД выбран способ управления этим домом, собственниками помещений в МКД принятое решение о выборе способа управления домом реализовано.
Ответчики и суд первой инстанции считают, что представленные ООО "Сириус" документы свидетельствуют о наличии вышеуказанных оснований, поскольку протокол от 21.12.2019 N 1 общего собрания собственников жилых помещений в МКД, реестр собственников помещений МКД и договор управления МКД N АЭ/1 от 20.12.2019 подтверждают выбор собственником помещений способа управления и управляющей организации, заключение с управляющей организацией договора управления на период с 20.12.2019 по 19.12.2022, соблюдение процедуры принятия собственником решений и заключения договора. По мнению суда и ответчиков, до оспаривания решения собственников, оформленного протоколом от 21.12.2019 N 1 общего собрания собственников жилых помещений в МКД, и заключенного в связи с этим решением договора управления МКД N АЭ/1 от 20.12.2019 в судебном порядке не существовало оснований для удовлетворения требований и жалоб КГКУ "ГЖФ".
Между тем, в роли собственника помещений в МКД в вышеуказанных документах, решении, договоре выступило ООО "Градъ Сервис" (застройщик), не являвшееся и не являющееся собственником помещений, что вытекает из статей 4, 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статей 131, 219, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", буквального прочтения и толкования документов, представленных в Управление ЖКХ ООО "Сириус" письмом от 08.01.2020 N 08/01, государственных контрактов на участие в долевом строительстве от 13.09.2018 NN 0122200002518004702-АН, 0122200002518005437-АН, разрешения от 29.11.2019 N 27-23-140-2019 на ввод объекта (МКД) в эксплуатацию, распоряжения министерства имущественных отношений Хабаровского края от 26.12.2019 N 2391, Реестра краевого государственного имущества.
Ссылка ответчиков на имевшийся спор в суде общей юрисдикции и отсутствие сведений о вступлении в законную силу решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 11.06.2020 по делу N 2-2119/2020 подлежит отклонению, поскольку и оформленное протоколом решение от 21.12.2019, и договор от 20.12.2019 ничтожны независимо от признания этого судом.
Еще на стадии поступления документов от ООО "Сириус" Управление ЖКХ должно было установить, что протокол от 21.12.2019 N 1 не является по смыслу ст. 44 ЖК РФ, ст.ст. 181.1, 181.2 ГК РФ протоколом общего собрания собственников жилых помещений в МКД, что сам протокол и договор N АЭ/1 от 20.12.2019 имеют признаки ничтожности в силу статей 168, 169, 181.3, 181.5 ГК РФ.
В свою очередь, на стадии обжалования действия Управления ЖКХ по отмене/аннулированию проведения открытого конкурса Хабаровское УФАС России должно было рассмотреть доводы КГКУ "ГЖФ" в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признать незаконными действия (бездействие) Управления ЖКХ.
Следует отметить, что главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление) принималось решение от 17.01.2020 N 32 о включении многоквартирного дома N 21 по ул. Аэродромной, в реестр лицензий Хабаровского края не на основании протокола от 21.12.2019 и договора от 20.12.2019, а на основании договора управления МКД N 1 от 29.11.2019, заключенного до момента проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, что также подтверждается письмами от 18.02.2020 N 01.30-3595, от 18.02.2020 N 01-32-3607, от 19.02.2020 N 01-33-3692, в которых указано и о необходимости проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации МКД.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, содержащие выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, принятое с нарушением судом норм материального права, подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Оспариваемое решение от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020) Хабаровского УФАС России не соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы заявителя, подлежит признанию незаконным (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
В связи с незаконностью отказа Управления ЖКХ провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Аэродромная д. 21 в г. Хабаровске, следует удовлетворить требование и к этому ответчику.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отменить решение от 03.08.2020 по делу N А73-8569/2020 Арбитражного суда Хабаровского края.
Признать незаконным решение управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020).
Обязать управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 21 по улице Аэродромная в городе Хабаровске.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8569/2020
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда Администрации г. Хабаровска, Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО СЗ "Градъ Сервис", ООО "Сириус", ООО Специализированный застройщик "Градъ Сервис"