город Омск |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А70-2562/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9255/2020) товарищества собственников жилья "Соседи" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.07.2020 по делу N А70-2562/2020 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Соседи" (ИНН 7203224785, ОГРН 1087232041786, адрес: 625034, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Домостроителей, 26/3) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (ИНН 7204091062, ОГРН 1057200714988, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Первомайская, 34/1) о признании недействительным предписания от 13.09.2019 N ТО-22-32,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Соседи" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Соседи") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным предписания от 13.09.2019 N ТО-22-32.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.07.2020 по делу N А70-2562/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Товарищество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что предписание от 13.09.2019 N ТО-22-32 является незаконным, так как содержит срок исполнения 01.04.2019, что влечет невозможность его исполнения. Товарищество поясняет, что Инспекцией были внесены изменения в выданное предписание, слова "N ТО-22-32" заменены на "N ТО-22-01", слова "от 13 сентября 2019 года" заменены словами "13 января 2020 года", в столбце "Срок исполнения до" слова "01.04.2019" заменены словами "01.04.2020". Товарищество полагает, что внесенные изменения существенно нарушают права ТСЖ "Соседи", так как влекут невозможность его исполнения.
От Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представители ТСЖ "Соседи" и Инспекции, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в их отсутствие.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в мае 2019 года НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" в отношении ТСЖ "Соседи" проводилась плановая проверка, в ходе которой установлено, что взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками в многоквартирном доме по ул. Домостроителей, д. 26, корпус 3 г. Тюмени на расчётный счет ООО "УК "Офисные технологии", а затем с расчетного счета зачисляются на специальный счет, что является нарушением порядка начисления взносов на капитальный ремонт, установленный частью 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Информация о проверке была направлена в Инспекцию, которая на основании приказа от 27.05.2019 N 01-16-0838/19 провела внеплановую документарную проверку, по результатам которой в отношении ТСЖ "Соседи" выдано предписание от 18.06.2019 N ТО-17-65 со сроком исполнения до 01.09.2019, в соответствии с которым Товарищество обязано прекратить сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на расчетный счет ООО "УК "Офисные технологии", обеспечить сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт, на специальный счет.
В дальнейшем на основании приказа от 04.09.2019 N 01-16-1402/19 Инспекция провела проверку выполнения вышеуказанного предписания, в ходе которой установлено, что предписание от 18.06.2019 N ТО-17-65 не исполнено - не прекращён сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на расчетный счет ТСЖ "Соседи", не обеспечен сбор указанных денежных средств на специальный счет.
Составлен акт проверки от 13.09.2019 N ТО-22-049 (л. д. 30-31) и выдано повторное предписание от 13.09.2019 N ТО-22-32 со сроком исполнения до 01.12.2019 (л. д. 35).
В период с 09.12.2019 по 13.01.2020 Инспекцией снова проведена проверка ранее выданного предписания от 13.09.2019 N ТО-22-32, в ходе которой установлено, что пункт 1 предписания от 13.09.2019 N ТО-22-32 не исполнен, не прекращен сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на расчетный счет ТСЖ "Соседи", не обеспечен сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
Указанные сведения отражены в акте проверки от 13.01.2020 N ТО-22-007. В акте также указано, что ТСЖ "Соседи" выдано новое предписание от 13.01.2020 N ТО-22-01 со сроком исполнения до 01.04.2020 (л. д. 6-7).
По результатам проверки ТСЖ "Соседи" выдано предписание от 13.09.2019 N ТО-22-32, согласно которому ТСЖ "Соседи" надлежит прекратить сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на расчетный счет ТСЖ "Соседи", обеспечить сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на специальный счет в срок до 01.04.2019 (л. д. 5).
Полагая выданное предписание незаконным, ТСЖ "Соседи" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило поводом для обращения ТСЖ "Соседи" в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В силу положений части 2 статьи 158, части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 69, 71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (далее - Приказ от 26.01.2018 N 43/пр) в платёжном документе должно содержаться наименование владельца специального счета, номер специального счета и банковские реквизиты. Данные нормы направлены на обеспечение сохранности денежных средств, имеющих целевое назначение.
Из материалов проверки следует, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 26 корп. 3 по ул. Домостроителей г. Тюмени от 14.02.2015 N 11 выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является ТСЖ "Соседи".
Для формирования фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома между товариществом и отделением N 29 ОАО "Сбербанк России" заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта от 18.02.2015, открыт специальный счет для зачисления взносов на капитальный ремонт N 40705810767100000044.
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 указанного договора по данному счету совершаются операции по зачислению взносов на капитальный ремонт, процентов за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.09.2016 установлен порядок перечисления денежных средств (взносы на капитальный ремонт) на расчетный счет ТСЖ "Соседи" с последующим перечислением на специальный счет ТСЖ "Соседи" один раз в месяц в размере фактически поступивших денежных средств с предоставлением отчета собственникам один раз в месяц.
В ходе проверки установлено и не оспаривается заявителем, что взносы на капитальный ремонт собираются с собственников помещений в многоквартирном доме и изначально аккумулируются на расчетном счете товарищества. Затем денежные средства, поступившие в качестве взносов на капитальный ремонт, изначально зачисленные на расчетный счет, перечисляются на специальный счет.
Указанное является нарушением и противоречит положениям части 2 статьи 171 ЖК РФ, что послужило основанием для выдачи предписания, согласно которому ТСЖ "Соседи" надлежит прекратить сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на расчетный счет ТСЖ "Соседи", обеспечить сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
Действительно, как правомерно указывает податель жалобы, выданное предписание содержит срок устранения нарушений датированный более ранней датой, чем дата самого предписания.
Однако письмом Инспекции от 26.05.2020 N 5025/20-1 ТСЖ "Соседи" было извещено о наличии технической ошибки в выданном предписании, в указанный документ внесены изменения: слова "N ТО-22-32" заменены на "N ТО-22-01", слова "от 13 сентября 2019 года" заменены словами "13 января 2020 года", в столбце "Срок исполнения до" слова "01.04.2019" заменены словами "01.04.2020". Указанное письмо получено ТСЖ "Соседи" 03.06.2020, что подтверждается распечаткой данных с официального сайта АО "Почты России", представленной в материалы дела.
Ссылки ТСЖ "Соседи" на то, что подобное исправление нарушает права заявителя, а Товарищество не располагало информацией о внесении изменений, отклоняются судом, поскольку, во-первых, ТСЖ "Соседи" неоднократно выдавались предписания по поводу устранения обнаруженного нарушения, во-вторых, допущенные опечатки являются очевидными (выданное предписание содержало реквизиты и дату исполнения предыдущего предписания), в-третьих, акт проверки от 13.01.2020 N ТО-22-007, факт получения которого Товарищество не оспаривает, содержал указание на верные реквизиты предписания (от 13.01.2020 N ТО-22-01) и отражал верный срок его исполнения (до 01.04.2020).
Более того, из представленного в материалы дела письма ТСЖ "Соседи" от 25.03.2020 N 008, направленного в адрес Инспекции, следует, что заявитель исполнил требования административного органа, в доказательство исполнения предписания приложены копии платежных документов за период за январь-март 2020 года (л. д. 75-78).
Таким образом, допущенные Инспекцией опечатки каким-либо образом прав Товарищества не затронули, исполнению предписания не препятствовали.
По убеждению апелляционного суда, само по себе допущение опечаток в выданном предписании при учете вышеописанных обстоятельств на его законность не повлияло. Допущенные недостатки устранены административным органом.
Обстоятельств того, что на момент выдачи предписания от 13.01.2020 N ТО-22-01 сбор денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт на расчетный счет ТСЖ "Соседи" не был прекращен, а сбор денежных средств на специальный счет не был обеспечен, ТСЖ "Соседи" не оспаривает.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Соседи" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.07.2020 по делу N А70-2562/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2562/2020
Истец: ТСЖ "Соседи"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ