г. Хабаровск |
|
19 октября 2020 г. |
А04-5103/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от прокурора Амурской области: Пряхина И.О., представитель по доверенности от 15.06.2020,
от государственного автономного учреждения Амурской области "Благовещенский лесхоз" (ОГРН 1132801000199, ИНН 2801181063): представитель не явился,
от Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618): Братковская А.А., представитель по доверенности от 09.01.2020 3 13-04/02,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Амурской области
на решение от 05.08.2020
по делу N А04-5103/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску прокурора Амурской области в интересах Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, государственному автономному учреждению Амурской области "Благовещенский лесхоз"
о признании договора недействительным (ничтожным),
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Амурской области в интересах Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Амурской области к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее - Министерство ЖКХ, ответчик), государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (далее - ГАУ "Шимановский лесхоз", ответчик) с иском о признании недействительным по основаниям, предусмотренным статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), государственного контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005 на поставку товара, заключенного между ответчиками.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 05.08.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на наличие правовых оснований для признания государственного контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005 недействительным. Указывает, что потребность экстренного выполнения задания по закупке дров и заключения контракта именно в августе 2019 года ответчиками не доказана. Считает, что введение режима чрезвычайной ситуации не влечет необходимость заключения спорного контракта. Полагает, что судом расширительно истолкован предмет контракта.
В отзывах на апелляционную жалобу Министерство ЖКХ, ГАУ "Шимановский лесхоз" просят оставить решение от 05.08.2020 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проводившемся путем использования системы видеоконференц-связи в порядке части 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель Министерство ЖКХ поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
ГАУ "Шимановский лесхоз" извещалось о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл. Жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 156 АПК РФ.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует протоколов заседания КЧС от 28.07.2019 N 16, от 22.08.2019 N 37 губернатором Амурской области Министерству ЖКХ поручено оказать помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в виде обеспечения дровами в целях отопления в зимний период времени, а администрациям Мазановского, Селемджинского районов рекомендовано представить в министерство жилищного хозяйства актуализированную информацию о потребности дров для обеспечения пострадавшего населения.
В связи с чем на основании пункта 9 части 1 статьи Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), распоряжения губернатора Амурской области от 25.07.2019 N 136-р "О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области" (далее - распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 N 136-р) между Министерством ЖКХ и ГАУ "Шимановский лесхоз" заключен государственный контракт от 20.08.2019 N 01-39-3005, на основании пунктов 1.1, 1.3 которого предметом контракта является поставка дров в соответствии со спецификацией (приложение N 1) к контракту.
Согласно спецификации к поставке требуются дрова, с характеристиками товара - лесоматериалы необработанные, в количестве 200 м3, по цене за единицу 3 400 руб., в сумме 680 000 руб.
В соответствии с положениями раздела III информации о контракте, объектом закупки явились: лесоматериалы необработанные код позиции КТРУ - 02.20.10.000-00000002, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 02.20.1.
Пунктом 2.6 государственного контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005 предусмотрено, что источник финансирования - бюджет Амурской области.
В пункте 4.1 государственного контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005 согласован срок поставки - в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта.
Министерство ЖКХ уведомило Министерство финансов Амурской области о заключении государственного контракта на поставку дров, в обоснование заключения государственного контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005 на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф приведены протокол заседания комиссии при правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 02.08.2019 N 25, распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 N 136-р.
В соответствии с письмом Министерства ЖКХ от 02.09.2019 N 02-4472 заказчик в обоснование заключения контракта с единственным поставщиком сообщает, что поставка дров, а именно лесоматериалов необработанных, поставляется населению Мазановского и Селемджинского районов в виде поленьев, таким образом, данный товар не входит в перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 N 1765-р. Дрова предназначались для передачи населению незамедлительно для топки печей с целью просушить подтопленные дома, так как указанные районы относятся к северным территориям и с 10-15 сентября ежегодно в этих районах начинается отопительный период.
Прокурор, считая, что государственный контракт от 20.08.2019 N 01-39-3005 заключен с нарушением требований федерального законодательства, обратился в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правоотношения сторон возникли из контракта на выполнение работ для государственных нужд, применил положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В силу пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ внесение изменений в план-график может осуществляться в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ - не позднее, чем за один день до дня заключения контракта.
Как установлено судом первой инстанции, исходя из оценки информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС), информация о закупке дров внесена Министерством ЖКХ - 14.08.2019.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком соблюден порядок, установленный пунктом 9 статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 информация о заключенных договорах в течение пяти рабочих дней с даты заключения контрактов, направляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что информация о заключенном государственном контракте от 20.08.2019 N 01-39-3005 направлена Министерством ЖКХ в реестр контрактов - 26.08.2019, что свидетельствует о соблюдении срока, установленного пунктом 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Из оценки представленного плана - графика ИКЗ: 192280116832028010100100620010220232, судом установлено, что к поставке требовались дрова по КТРУ - 02.20.10.000-00000002: Лесоматериалы необработанные.
При этом из анализа информации, размещенной в реестре контрактов на официальном сайте ЕИС, условий государственного контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005, судом установлено, что предметом поименованного контракта является поставка дров (код позиции КТРУ - 02.20.10.000-00000002, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 02.20.1).
На основании пункта 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Оценив доказательства, представленные сторонами, суд первой инстанции пришел к выводу, что закупка дров по государственному контракту от 20.08.2019 N 01-39-3005 осуществлена Министерством ЖКХ по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 02.20.1 лесоматериалы необработанные.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела, в том числе спецификации (приложение N 1 к государственному контракту от 20.08.2019 N 01-39-3005), довод заявителя жалобы о том, что судом расширительно истолкован предмет контракта.
Отказывая в удовлетворении иска к ответчикам, суд первой инстанции правильно применил следующие нормы материального права.
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
При этом посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25).
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в редакции, действующей 28.08.2019, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы права, для заключения контракта с единственным поставщиком необходимо соблюдение одновременно следующих условий:
- закупка товара осуществляется вследствие аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы и т.д.;
- товар не включен в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, учитывая обстоятельства заключения государственного контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005, предмет приведенного контракта, суд установил, что предметом контракта являются лесоматериалы необработанные по ОКПД2 - 02.20.1, которые не входят в перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 N 1765-р, а также не входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Кроме того из анализа представленных в дело доказательств, в том числе: уведомления Министерства ЖКХ о заключении государственного контракта, со ссылкой на протокол заседания комиссии при правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 02.08.2019 N 25, распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 N 136-р, письма от 02.09.2019 N 02-4472, суд первой инстанции установил, что товар по государственному контракту от 20.08.2019 N 01-39-3005 предназначался для передачи населению незамедлительно для топки печей с целью просушки подтопленных домов, так как указанные районы относятся к северным территориям и с 10-15 сентября ежегодно в этих районах начинается отопительный период.
Таким образом, контракт заключен в целях удовлетворения потребностей населения, возникших при предотвращении, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Определив объектом закупки лесоматериалы необработанные по ОКПД2 - 02.20.1 и заключая государственный контракт с единственным поставщиком, Министерство ЖКХ воспользовалось правом, предусмотренным подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф.
Следовательно, поскольку нарушение Министерством ЖКХ требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не установлено, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что потребность экстренного выполнения задания по закупке дров и заключения контракта именно в августе 2019 года ответчиками не доказана, что введение режима чрезвычайной ситуации не влечет необходимость заключения спорного контракта, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку они противоречат материалам дела, при этом ответчиками при заключении государственного контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005 соблюден порядок, установленный подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому жалоба удовлетворению не подлежит.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявитель освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2020 по делу N А04-5103/2020 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5103/2020
Истец: И.о. прокурора Амурской области Щербаков А.В., Прокуратура Амурской области
Ответчик: Государственное автономное учреждение Амурской области "Благовещенский лесхоз", Министерство жилищного-коммунального хозяйства Амурской области
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (5103/20 1т, 4292/20 2т), Министерство финансов Амурской области