г. Хабаровск |
|
20 октября 2020 г. |
А73-12928/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от Комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края: Говорушко С.Ю., представитель по доверенности от 26.12.2019 N 1-17-6;
от общества с ограниченной ответственностью "Капитель": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитель"
на решение от 02.09.2020
по делу N А73-12928/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета государственного строительного надзора правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Капитель"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее - заявитель, административный орган, комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Капитель" (далее - общество, ООО "Капитель") к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.09.2020 общество привлечено к административной ответственности по инкриминируемой норме права в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статьей 59, 20.3, 20.7, 129 Федерального закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) приводит доводы о том, что выполнение конкурсным управляющим общества действий, за которые заявитель требует привлечь его к административной ответственности, не является обязанностью управляющего, так как, не являясь профессиональным застройщиком, последний не обладает соответствующей компетенцией, в связи с чем, не смог бы осуществить данные действия самостоятельно, и вынужден был бы нести расходы на выполнение указанных действий за счет имущества должника, денежные средства на счете которого, на момент вынесения решения, отсутствовали. Просит решение отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
В судебном заседании апелляционного суда, а так же в представленных возражениях на жалобу, представитель комитета выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Общество участие в судебном заседании не принимало. В соответствии со статьей 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя комитета, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что административным органом на основании акта проверки от 11.03.2020 N С18-05/2020 застройщику ООО "Капитель" выдано предписание от 11.03.2020 N С01-05/2020 в соответствии с которым, необходимо в срок до 10.07.2020 выполнить консервацию незавершенного строительством объекта капитального строительства "Комплекс 5-этажных жилых домов "Твердохлебово" в с. Мирное, ул. Клубная, 2 очередь" (далее - объект), и представить в комитет документы, касающиеся исполнения предписания, в том числе документы, подтверждающие выполнение консервации объекта: решение (приказ) о консервации объекта; уведомление о принятии решения о консервации объекта.
В указанный в предписании срок, общество не уведомило комитет об исполнении предписания, в связи с чем 13.07.2020 комитетом, на основании распоряжения от 11.06.2020 N 346-р, проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения ООО "Капитель" вышеуказанного предписания.
В рамках указанной проверки установлено, что предписание в установленный срок не исполнено.
По результатам проверки составлен акт от 13.07.2020, в котором зафиксированы выявленные нарушения
По факту выявленного нарушения административным органом в отсутствие представителя общества, был составлен протокол об административном правонарушении от 04.08.2020 N С021-05/2020 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в действиях общества состава правонарушения, а также отсутствия существенных процессуальных нарушений при привлечении последнего к административной ответственности.
За невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа государственного строительного надзора.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно - строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно статье 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи; при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство; при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства; лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия; лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу статьи 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Согласно части 6 вышеназванной статьи, по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений; в предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений; приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД-11-04-2006) (утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129) также установлено, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении выявленных нарушений, где отражаются описание, характер, конкретный вид нарушений с указанием ссылок на статьи (пункты, части статей) технических регламентов, нормативных правовых актов, листы (страницы) проектной документации, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 N 543-пр "Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края" органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным в сфере регионального государственного строительного надзора на территории края является Комитет.
В ходе осуществления контрольных мероприятий комитетом установлен факт неисполнения ООО "Капитель" предписания от 11.03.2020 N С19-05/2020 в срок - не позднее 10.07.2020.
Факт неисполнения обществом в установленный срок законного предписания подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, обществом документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Так же суд принимает во внимание, что ранее, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.02.2020 по делу N А73-238/2020 общество было привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа 50 000 руб. за неисполнение предписания N С16-05/2019 от 26.09.2019, в связи с неисполнением которого, обществу выдано новое предписание от 11.03.2020 N С01-05/2020 (неисполнение которого послужило основанием для привлечения к административной ответственности в рамках настоящего дела), при этом содержание указанных предписаний идентичны.
Таким образом, общество имело достаточно времени для устранения выявленных нарушений, либо принятия каких-то иных мер, целью которых было бы недопущение нарушений норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем жалобы всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства при осуществлении строительной деятельности в материалах дела отсутствуют.
Обществом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области строительства.
Установленные по делу обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, а также процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Таким образом, комитетом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств позволяющих признать правонарушение малозначительным, коллегией не установлено.
Отклоняя доводы заявителя жалобы о том, что общество находится в стадии банкротства, что обжалуемое решение суда фактически обязывает ООО "Капитель" на протяжении неопределенно длительного времени финансировать обеспечение интересов КСГУ за счет средств несостоятельного должника и вопреки интересам конкурсного кредитора, и о том, что выполнение конкурсным управляющим общества действий, за которые заявитель требует привлечь его к административной ответственности, не является обязанностью управляющего, суд апелляционной инстанции исходит из того, что данные обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве обстоятельств, освобождающих лицо от исполнения предусмотренной градостроительным законодательством обязанности по консервации объекта строительства в случае прекращения строительных работ.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.09.2020 по делу N А73-12928/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12928/2020
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО К/у "Капитель" Р.А. Савостин
Третье лицо: ООО " Капитель"