город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2020 г. |
дело N А53-20317/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новик В.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2020 по делу N А53-20317/2020 по иску акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (ИНН 6102007550, ОГРН 1026100664006) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности по контракту N 1093 холодного водоснабжения и водоотведения от 29.11.2019 за апрель 2020 года в размере 774 103,68 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 04.09.2020 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения. Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05.09.2020.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2020 (полный текст) в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано. С федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" взыскана задолженность за сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций за апрель 2020 года в размере 774 103,68 руб., а также 18 482 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с п. 1.1 договора обязанность по очистке сточных вод лежит на ВКХ (истце). Следовательно, лицом, ответственным за сброс в водный объект сточных вод с превышением ДК, является истец, в связи с чем, требование о взыскании задолженности в этой части не подлежит удовлетворению.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.
Из приведенной нормы следует, что назначение судебного заседания с вызовом сторон по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, является правом, а не обязанностью суда. В данном конкретном случае, апелляционный суд не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу ответчика в порядке, предусмотренном статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.11.2020 между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) и АО "Аксайская ПМК РСВС" заключен контракт (договор) холодного водоснабжения и водоотведения N 1093.
Местом исполнения обязательств по настоящему договору (Контракту) является объект, расположенный по адресу: - Ростовская область, город Аксай, ул. Садовая 22, в/ч 01957.
Пунктом 3.8. контракта (договора) холодного водоснабжения и водоотведения N 1093 от 29.11.2020предусомтрено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Сторонами согласовано, что контрольным местом отбора проб сточных вод следует считать колодец, предшествующий приёмной ёмкости КНС N 62 в/ч 01957 в/г 4 (согласно акта об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод от 22.01.2018).
Департаментом Федеральной Службы по Надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента. На основании Программы контроля состава и свойств сточных вод в связи с тем, что объект, расположенный по адресу: Ростовская область, город Аксай, ул. Садовая 22, в/ч 01957 не имеет локальных очистных сооружений, возможен внеплановый контроль состава и свойств сточных вод объекта (Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО) Ростовская область, Аксайский район).
В соответствии с п. 6 "Правил осуществления контроля и свойств сточных вод", утвержденных Постановлением РФ N 525 от 21.06.2013 отбор сточных вод осуществляется 1 раз в квартал.
14.04.2020 АО "Аксайская ПМК РСВС" совместно с экспертной организацией - МУП "Управление "Водоканал" произведен очередной отбор сточных вод.
В соответствии с п. 148 Правил N 644, п. 21 Постановления от 21.06.2013 N 525 уведомление вручено 14.04.2020 в 09 час. 50 мин документоведу жилищнокоммунальной службы N 1 (г. Ростов-на-Дону) филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ Балабаевой И.М. (вх. N 756 от 14.04.2020 г.) о том, что 14.04.2020 в 10 час. 10 мин АО "Аксайская ПМК РСВС" совместно с экспертной организацией - МУП "Управление "Водоканал" начнет производство очередных отборов сточных вод из контрольного колодца на объекте, расположенного по адресу: Ростовская область, город Аксай, ул. Садовая, 22, в/ч 01957.
В связи с воспрепятствованием абонента в доступе на объект, расположенном по адресу: Ростовская область, город Аксай, ул. Садовая, 22, в/ч 01957 АО "Аксайская ПМК РСВС" был составлен Акт о невозможности проведения отбора проб сточных вод из контрольного колодца.
Согласно п. 147 Правил холодного водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, п. 24 Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", в случае отказа в допуске для отбора проб или ином воспрепятствовании законной деятельности организации ВКХ, отбор проб производится из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.
Уведомление вручено 14.04.2020 г. в 11 час - 00 мин документоведу жилищнокоммунальной службы N 1 (г. Ростов-на-Дону) филиала ФГБУ "Центральное жилищнокоммунальное управление" Министерства обороны РФ Балабаевой И.М. (вх. N 763 от 14.04.2020 г.) о том, что 14.04.2020 г. в 11 час-20 мин минут АО "Аксайская ПМК РСВС" совместно с экспертной организацией - МУП "Управление "Водоканал" начнет производство очередных отборов сточных вод из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента (канализационный выпуск на окончании напорного канализационного коллектора (от КНС в/ч 01957) в колодце-гасителе в районе КНС "Военный городок", расположенной по адресу: г. Аксай, ул. Садовая 20/9).
Согласно Акта отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 64 от 14.04.2020 начало отбора сточных вод было произведено 14.04.2020 в 12 час 01 мин. Окончание отбора проб сточных вод в 12 час 05 мин.
Акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 64 от 14.04.2020 вручен документоведу жилищно-коммунальной службы N 1 (г. Ростов-на-Дону) филиала ФГБУ "Центральное жилищнокоммунальное управление" Министерства обороны РФ вх. N 778 от 15.04.2020.
По результатам Протокола измерений проб воды N 059 - СВА от 21.04.2020, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог в составе сточных вод было обнаружено превышение допустимой концентрации (ДК) по показателям: ионы аммония (в 8 раз), сероводород и сульфиды (в 475 раз), Анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 8,21 раз), биологическое потребление кислорода (ВПК 5) в 3,05 раз) и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, таких как: жиры, фенолы и неогенные поверхностно-активные вещества (НПАВ).
На основании п. 24 Постановления Правительства Ростовской области N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" общая величина платы, взимается организациями ВКХ в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка в каждом расчетном периоде, ограничивается семикратной ценой (тарифом) за услуги по приёму сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на объём фактически сброшенных Абонентом сточных вод в расчетном периоде.
С учетом изложенного сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ за апрель 2020 года составила 774 103,68 руб.
Претензией истец уведомил ответчика о необходимости оплаты задолженности.
Неисполнение требований истца послужило основанием для обращения акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента компенсировать расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие за работу централизованной системы водоотведения является квартал.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, пунктом 22 Постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 2 Правил N 525 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанными абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил N 525).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента. Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в Постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612.
Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Как видно из материалов дела, по результатам протоколов испытаний проб сточных вод было выявлено превышение допустимых к сбросу загрязняющих веществ в систему водоотведения. В связи с выявленным превышением количества загрязняющих веществ в сточных водах Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, АО акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" произвело начисление платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ с превышением допустимой концентрации за апрель 2020 года в размере 774 103,68 руб.
Таким образом, истец документально подтвердил, что сточные воды, отводимые ответчиком в централизованную канализационную систему в спорный период, содержали загрязняющие вещества в пределах, превышающих установленные нормативы.
Поскольку ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им взятых на себя обязательств по оплате заявленной ко взысканию задолженности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ответственным за сброс в водный объект сточных вод с превышением ДК является АО "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой", подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку противоречат условиям договора, согласно п. 1.1 которого именно абонент - ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета.
Таким образом, в соответствие с пунктом 4.3.5 контракта, абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Учитывая изложенное, поскольку материалами дела подтверждается факт сброса ответчиком загрязняющих веществ в системы канализации с превышением допустимых концентраций при этом, каких-либо возражений по протоколам отбора проб, мест отбора ответчиком не было заявлено, апелляционная жалоба ответчика подлежит отклонению.
Судебные расходы по госпошлине обоснованно взысканы судом первой инстанции с ответчика. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Поэтому, после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина. Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Соответственно, взыскание с ответчика уплаченной истцом в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства.
При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.09.2020 по делу N А53-20317/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20317/2020
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ