г. Владивосток |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А51-4340/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Т.А. Аппаковой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-5864/2020
на решение от 07.09.2020
судьи Н.А. Мамаевой
по делу N А51-4340/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
о взыскании 111 145 рублей 67 копеек,
при участии: от ответчика Канаев И.О. по доверенности от 30.10.2019, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании,
от истца - не явились, извещен,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - истец, АО "ДГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, учреждение) о взыскании 107 370 рублей 79 копеек основного долга за период июль-декабрь 2019 г. по договору от 24.12.2018 N 1001-КП (627/ПГ-18) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях о компенсации потерь в тепловых сетях, а также 3 345 рублей 79 копеек неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства за период с 26.08.2019 по 05.04.2020.
Решением суда от 07.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обжаловало его в порядке апелляционного производства, просит обжалуемое решение отменить. В доводах жалобы указывает, что поскольку договор поставки тепловой энергии заключен между сторонами в порядке Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то расчет пени, произведенный в порядке, предусмотренном законом о теплоснабжении, не соответствует требованиям действующего законодательства. Заявитель жалобы ссылается на необходимость снижения неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду бюджетного финансирования учреждения, а также на отсутствие оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за подачу иска.
В письменном отзыве АО "ДГК", ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит в её удовлетворении отказать, решение суда оставить без изменения.
Представитель апеллянта в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителя апеллянта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
24.12.2018 между АО "ДГК" (поставщик) и ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (покупатель) заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях N 627/ПГ-18 (далее - договор), в соответствии с которым поставщик поставляет покупателю тепловую энергию и теплоноситель для компенсации потерь тепловой энергии в горячей воде и паре и теплоносителя (далее - тепловая энергия), возникающих в тепловых сетях покупателя в процессе исполнения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а покупатель принимает и оплачивает поставленные тепловую энергию, теплоноситель, в порядке, установленным договором, а также соблюдает предусмотренный договором на оказание услуг режим потребления тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 1.2 договора, количество и доля нормативов технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя при передаче тепловой энергии, теплоносителя, принятых при расчете тарифа на регулируемый период, в общих потерях приведены в приложении N 1 к настоящему договору.
Место исполнения обязательств поставщика по поставке тепловой энергии, теплоносителя покупателю в целях компенсации потерь, возникающих при передаче по тепловым сетям, располагается на границе балансовой принадлежности тепловой сети, принадлежащей покупателю на праве собственности или ином законном основании и определяется сторонами в приложении N 2 настоящего договора (пункт 1.3 договора).
Коммерческий учет тепловой эн6ергии, теплоносителя производится в соответствии с требованиями "Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.2013 и Методики коммерческого учета (пункт 3.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора, покупатель оплачивает поставщику стоимость тепловой энергии, теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях в соответствии с законодательством Российской Федерации по тарифам, установленным регулирующим органом.
Расчетным периодом по настоящему договору является один календарный месяц (с 00:00 часов первого дня месяца до 24:00 часов последнего дня месяца) (пункт 4.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.6 договора, покупатель производит оплату поставленной тепловой энергии и теплоносителя, потребленных в целях компенсации потерь, в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
За нарушение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (пункт 5.1).
Во исполнение принятых на себя обязательств, истец в период с июля по декабрь 2019 года поставил ответчику тепловую энергию в целях компенсации теплопотерь в сетях, о чем направил последнему акты приема-передачи N 5/1/1/144637 от 31.07.2019, N 5/1/1/186300 от 31.08.2019, N 5/1/1/190133 от 30.09.2019, N 5/1/1/194994 от 31.10.2019, N 5/1/1/210977 от 30.11.2019, N 5/1/1/233281 от 31.12.2019, а также выставил последнему счета-фактуры за теми же реквизитами.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ оплату тепловой энергии в установленные договором сроки не произвело, на претензию истца ответчик сообщил об исполнении своих обязательств по оплате энергии после получения бюджетного финансирования.
Отсутствие оплаты со стороны ответчика за спорный период явилось основанием обращения истца в суд настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании части 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании пункта 5 статьи 13, пункта 11 статьи 15, статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ), пункта 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), теплосетевые организации компенсируют потери в тепловых сетях, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности), теплоносителя в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) по регулируемым ценам (тарифам).
Частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении, пунктом 55 Правил N 808 установлено, что теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 Закона N 190-ФЗ.
Согласно пунктам 4, 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Данные нормы основаны на том, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей.
По смыслу частей 5, 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении передачу по тепловым сетям тепловой энергии потребителям вправе осуществлять как собственники таких сетей, так и иные законные владельцы тепловых сетей, оплата услуг которых осуществляется в соответствии с установленным тарифом. При этом собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей.
Факт принадлежности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ спорных тепловых сетей, как и обязанность компенсировать потери в таких тепловых сетях ответчиком не оспаривается.
Факт просрочки исполнения учреждением обязательства по оплате поставленной и принятой тепловой энергии в период июль - декабрь 2019 года по договору подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Поскольку ответчиком, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, доказательств оплаты поставленного энергоресурса не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования АО "ДГК" о взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ 107 370 рублей 79 копеек основного долга за поставленную в период июль - декабрь 2019 года тепловую энергию в целях компенсации тепловых потерь в энергосетях ответчика.
Истцом также заявлено требование о взыскании с учреждения 3 345 рублей 79 копеек пени за просрочку исполнения обязательства за общий период с 26.08.2019 по 05.04.2020, рассчитанных в соответствии с положениями части 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе, неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени) - определенную законом или договором денежную сумму.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ).
Согласно части 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку материалами дела подтвержден факт просрочки оплаты ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ задолженности по договору компенсации теплопотерь, требование истца о взыскании с ответчика пени в размере 3 345 рублей 79 копеек, начисленных за период с 26.08.2019 по 05.04.2020, рассчитанных исходя из положений части 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, является правомерным.
Довод ответчика о необходимости расчета неустойки в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку положения Закона N 190-ФЗ в части, предусматривающей уплату законной неустойки, носят специальный характер перед нормами Закона N 44-ФЗ, в связи с чем подлежат приоритетному применению при расчете взыскиваемых пени.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, повторно проверив представленный истцом расчет пени, признает его верным арифметически и по праву, в связи с чем судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования АО "ДГК" о взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ 3 345 рублей 79 копеек, начисленных за период с 26.08.2019 по 05.04.2020, рассчитанных исходя из положений части 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
Ответчиком доказательств отсутствия вины в допущенной просрочке, либо наличия оснований к уменьшению размера ответственности в соответствии со статьями 404, 405, 406 ГК РФ не представлено. Ходатайства о применении положений статьи 333 ГК РФ суду первой инстанции не заявлено, в связи с чем, с учетом положений частей 1 - 3 статьи 268 АПК РФ у суда апелляционной инстанции основания для рассмотрения доводов ответчика о несоразмерности начисленной неустойки, не имеется.
Ссылка апеллянта на то, что судом первой инстанции неправомерно отклонено его ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, не принимается апелляционным судом.
Действительно, согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, в силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В данном случае взысканию с ответчика подлежит не государственная пошлина, а понесенные стороной, в чью пользу принят судебный акт, судебные расходы, связанные с ее уплатой. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влечет за собой освобождение их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Приведенная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац 3 пункта 21).
При таких обстоятельствах, учитывая, что при подаче иска в суд истцом государственная пошлина уплачена в полном размере, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения ходатайства ответчика об освобождении его от уплаты государственной пошлины.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.09.2020 по делу N А51-4340/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4340/2020
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел N 2 (г. Фокино) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ТОФ), ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ