г. Вологда |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А05-6691/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" Кононова А.В. по доверенности от 17.02.2020, от Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области и от Министерство здравоохранения Архангельской области Коробейников Д.Е. по доверенностям от 19.12.2019 N 3 и от 21.01.2020 N 01-01-14/д127 соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 июня 2020 года по делу N А05-6691/2019,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1022900515021, ИНН 2901108405; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 115; далее - Учреждение, ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко ФМБА России) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Правительству Архангельской области (ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Правительство), к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области (адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Комиссия) о признании недействительным (незаконным) решения Комиссии от 27.02.2019 N 2 к протоколу N 3 заседания Комиссии от 27.02.2019 "О внесении изменений в Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в части изменения уровня оказания медицинской помощи в учреждении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство здравоохранения Архангельской области (ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163000 Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1: далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Правительство, Министерство, Фонд в своих отзывах доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Комиссия отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Фонд и Правительство извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей Учреждения, Министерства и Комиссии, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко ФМБА России зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900515021.
Им получены лицензии на осуществление медицинской деятельности N от 18.01.2018 ФС-29-01-000723 и от 04.03.2020 N ФС-29-01-000744 на территории муниципального образования "Город Архангельск".
В структуру учреждения входят самостоятельные структурные подразделения: Центральная, Соломбальская, Детская поликлиники, оказывающие первичную медико - санитарную помощь населению города Архангельска, Стационар, а также структурное подразделение Центр ядерной медицины (отделение радионуклидной терапии и радионуклидной диагностики, отдел лучевой диагностики и роботизированная гистохимическая лаборатория), оказывающий населению высокотехнологичную медицинскую помощь.
Комиссией 27.02.2019 принято решение N 2 к протоколу N 3 "О внесении изменений в Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов".
Согласно подпункту 7 пункта 1 решения N 2 в Тарифное соглашение решено внести изменения. В частности, приложения N 1-10, 13, 15, 16, 18, 20, 23, 24 изложить в редакции согласно приложениям N 1-17 к настоящему решению Комиссии.
В приложениях N 2 (пункт 40), приложении N 4 (пункт 34), приложении N 6 (пункт 37) в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2019 N 1, Учреждение отнесено к медицинским организациям I уровня, II уровня подуровня А, III уровня подуровня Б, как медицинское учреждение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа, помощь в условиях круглосуточного стационара (за исключением ряда профилей), помощь в условиях дневного стационара.
До внесения указанных изменений Учреждение относилось к медицинской организации III уровня, оказывающей преимущественно специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, в пределах нескольких субъектов Российской Федерации.
Поскольку оспариваемым решением Комиссии Учреждение отнесено к более низкому уровню классификации по сравнению с прежним, что влечет снижение финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования при росте объемов оказания медицинской помощи и высоком качестве медицинского обслуживания, то ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко ФМБА пришло к выводу о нарушении его прав и законных интересов и в связи с этим обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела и пояснений представителя ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко ФМБА следует, что фактически оно не согласно с решением Комиссии от 27.02.2019 N 2 к протоколу N 3 "О внесении изменений в Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов" в части:
- отнесения ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко ФМБА к медицинским организациям I уровня, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа (пункт 40 приложения N 2 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2);
- отнесения его к медицинским организациям II уровня подуровня А оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара для всех профилей, кроме профилей "травматология и ортопедия", "урология", акушерство и гинекология", "оториноларингология" и III уровня подуровня Б оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по профилям "травматология и ортопедия", "урология", акушерство и гинекология", "оториноларингология" (пункт 34 приложения N 4 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2);
- отнесения ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко ФМБА к медицинским организациям I уровня подуровня Б, оказывающим медицинскую помощь в условиях дневного стационара (пункт 37 приложения N 6 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2).
Вместе с тем с его позицией нельзя согласиться в связи со следующим.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно статье 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (пункт 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с названной нормой на территории Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 14.05.2013 N 210-пп (в редакции постановления от 26.12.2018 N 634-пп) создана Комиссия.
Пунктом 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ определено, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
В развитие указанной нормы приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.11.2018 N 247 утверждены Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения (далее - Требование N 247, Требования к тарифному соглашению).
Пунктом 5.1 этих Требований N 247 установлено, что размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи должны определяться в зависимости от форм, видов и условий оказания медицинской помощи и рассчитываться в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу пункта 5.2 Требований к тарифному соглашению размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи должны определяться дифференцированно с учетом коэффициента уровня оказания медицинской помощи для групп медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций:
1) коэффициент первого уровня оказания медицинской помощи - для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих населению в пределах муниципального образования (внутригородского округа) первичную медико-санитарную помощь и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;
2) коэффициент второго уровня оказания медицинской помощи - для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций, имеющих в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной) населению нескольких муниципальных образований, а также для специализированных больниц, больниц скорой медицинской помощи, центров, диспансеров;
3) коэффициент третьего уровня оказания медицинской помощи - для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих населению высокотехнологичную медицинскую помощь.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.04.2018 N 182 (далее - Методические рекомендации N 182), в целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида оказываемой медицинской помощи, а также определения нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология") могут быть распределены по трем уровням:
первый уровень - медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь и (или) паллиативную медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь;
второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по широкому перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);
третий уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
Пункт 6 Методические рекомендации N 182 определяет, что при расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и территорию обслуживания медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.
Утративший силу связи с изданием приказа Минздрава России от 12.04.2018 N 155 приказ Минздрава России от 08.06.2016 N 358 "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения", также определял, что в целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида медицинской помощи, а также определения дифференцированных нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология") распределяются по трем уровням.
Медицинские организации первого уровня - это медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены:
первичную медико-санитарную помощь;
и (или) паллиативную медицинскую помощь;
и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;
и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профилей.
Медицинские организации второго уровня - это медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по расширенному перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные).
Медицинские организации третьего уровня - это медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и зону обслуживания медицинских организаций, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.
Следовательно, тариф на оплату медицинской помощи устанавливается с учетом форм, видов и условий оказания медицинской помощи, а также уровня оказания медицинской помощи.
В связи с изложенным довод учреждения о том, что оно при оказании им любых видов медицинской помощи в каждом из его структурных подразделений должно быть отнесено к третьему уровню, то есть как медицинская организация, имеющая в своем структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, является ошибочным.
Кроме того, в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" разъяснено, что при оплате медицинской помощи учитываются этапы (уровни) оказания медицинской помощи в соответствии с порядками ее оказания.
Коэффициент уровня оказания медицинской помощи отражает разницу в затратах на оказание медицинской помощи с учетом тяжести состояния пациента, наличия у него осложнений, проведения углубленных исследований на различных уровнях оказания медицинской помощи, а также оказания медицинских услуг с применением телемедицинских технологий и устанавливается тарифным соглашением в разрезе трех уровней оказания медицинской помощи дифференцированно для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций в соответствии с действующим законодательством.
С учетом объективных критериев (разница в используемых энергоносителях, плотность населения обслуживаемой территории, монопрофильная медицинская организация, например, инфекционная больница, и т.д.), основанных на экономическом обосновании и расчетах, по каждому уровню могут выделяться не более 5 подуровней оказания медицинской помощи с установлением коэффициентов по каждому подуровню.
Согласно пункту 40 Приложения N 2 к Тарифному соглашению, которым Учреждение отнесено к I уровню медицинских организаций (структурные подразделения) медицинских организаций), медицинские организации оказывают первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа.
В силу приведенного в постановлении выше подпункта 1 пункта 5.2 Требований N 247 к первому уровню относятся медицинские организации и (или) подразделения медицинских организаций, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь и (или) специализированную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной).
В соответствии с частью 6 статьи 33 Закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, то есть в условиях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
Частью 2 статьи 33 указанного Закона установлено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.
Таким образом, первичная медико-санитарная помощь оказывается в поликлиническом звене прикрепленному к медицинской организации населению, сформированному по территориально-участковому принципу.
В составе Учреждения первичную медико-санитарную помощь оказывают 3 поликлиники, каждая из которых оказывает медицинскую помощь населению города Архангельска, сформированному преимущественно по месту жительства.
Учреждение ссылается на то, что его структурные подразделения должны относиться к медицинским организациям II уровня, поскольку оказывает медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной) населению нескольких муниципальных образований.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Учреждение правомерно отнесено к I уровню медицинских организаций (поликлиники - структурные подразделения) медицинских организаций), оказывающие первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа в связи со следующим.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2018 N 646-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, пунктом 5 которой предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь организуются преимущественно по территориально-участковому принципу. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения в определенных организациях и (или) их подразделениях).
Законом Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области"муниципальное образование "город Архангельск" наделен статусом городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Устава муниципального образования "Город Архангельск" муниципальное образование "Город Архангельск" не имеет в своем составе внутригородских муниципальных образований.
Согласно статье 21 Закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).
Гражданин, проживающий в другом муниципальном образовании, имеет право обратиться в любую медицинскую организацию, участвующую в реализации территориальной программы, но происходит это преимущественно с учетом текущего места пребывания гражданина или носит разовый характер. При использовании логики заявителя фактически теряется смысл и целесообразность существования первого уровня оказания медицинской помощи, так как формально все медицинские организации в определенных ситуациях могут оказывать медицинскую помощь лицам, проживающим в других муниципальных образованиях.
При этом, оценивая заявленный Учреждением рассматриваемый довод, суд первой инстанции правильно отметил, что право выбора гражданином медицинской организации в равной мере относится ко всем медицинским организациям, выбор медицинской организации для оказания первичной медико-санитарной помощи за пределами территории проживания не является системным, следовательно, не может являться критериям для отнесения медицинской организации к тому или иному уровню оказания медицинской помощи.
Поскольку ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко ФМБА оказывает медицинскую помощь в пределах одного муниципального образования "город Архангельск", оно правомерно отнесено к первому уровню медицинских организаций оказывающих первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа, и не может быть отнесен ко II уровню оказания медицинской помощи.
В приложении N 4 к решению Комиссии от 27.02..2019N 2 определен Перечень медицинских организаций (структурный подразделений медицинских организаций), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.
Согласно пункту 34 приложения N 4 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2 Учреждение и его структурные подразделения отнесены:
- к медицинским организациям II уровня подуровня "А" оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара для всех профилей, кроме профилей "травматология и ортопедия", "урология", акушерство и гинекология", "оториноларингология"
- к медицинским организациям III уровня подуровня "Б" оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по профилям "травматология и ортопедия", "урология", акушерство и гинекология", "оториноларингология".
По мнению Учреждения, Комиссия применила не установленный приведенными выше нормативными актами такой критерий как "профили оказания медицинской помощи". Оно полагает также ошибочными выводы Комиссии и Министерства, поскольку в Центре ядерной медицины оказывается высокотехнологичная помощь за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования по профилю "онкология (радиотерапия)", соответственно, данное структурное подразделение должно быть отнесено к III уровню оказания медицинской помощи.
Вместе с тем, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Пунктом 2 статьи 37 названного Закона установлено, что порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по ее отдельным профилям, заболеваниям или состоянием (группам заболеваний или состояний).
В частности, приказами Министерства здравоохранения России от 12.11.2012 N 907н, 905н, 901н, от 15.11.2012 N 915н, от 01.11.2012 N 572н утверждены соответственно Порядки оказания медицинской помощи по профилю: урология, оториноларингология, травматология и ортопедия, онкология акушерство и гинекология.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается структурными подразделениями Учреждения по профилям "травматология и ортопедия", "урология", "акушерство и гинекология", "оториноларингология".
Распределение медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, по уровням оказания медицинской помощи в стационарных условиях осуществлено в разрезе структурных подразделений с учетом профилей медицинской помощи, по которым медицинская организация оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь.
В план-задание на выполнение объемов высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2019 год входят следующие услуги: ВМП группа 23 "Оториноларингология"; ВМП группа 3 "Акушерство и гинекология"; ВМП группа 47 "Травматология и ортопедия"; ВМП группа 48 "Травматология и ортопедия"; ВМП группа 50 "Урология".
При этом объемы высокотехнологичной медицинской помощи даны только отдельным структурным подразделениям Учреждения, соответствующее распределение уровней оказания медицинской помощи является законным и обоснованным.
При этом следует отметить, что Учреждение оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю ВМП группа 3 "Акушерство и гинекология".
Приложением N 17 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11 2012 N 572н, являются Правила организации деятельности гинекологического отделения.
Пунктом 2 Правил прямо предусмотрено, что гинекологическое отделение является структурным подразделением медицинской организации.
Учитывая изложенное, данное структурное подразделение Учреждения относится к третьему уровню (подуровень Б).
Кроме того, Учреждение оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь по профилям - группа 23 "Оториноларингология" и ВМП группа 50 "Урология". Приложением N 7 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 922н, являются Правила организации деятельности хирургического отделения, пунктами 1 и 2 которых прямо предусмотрено, что хирургическое отделение медицинской организации является структурным подразделением.
Учреждение оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь по профилям ВМП группа 47 "Травматология и ортопедия" и ВМП группа 48 "Травматология и ортопедия".
Приложением N 7 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2012 N 901н, являются Правила организации деятельности отделения травматологии и ортопедии, пунктами 1 и 2 которых также прямо предусмотрено, что отделение травматологии и ортопедии медицинской организации является структурным подразделением медицинской организации и создается исключительно как структурное подразделение медицинской организации.
Таким образом, структурные подразделения Учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь по профилям - "травматология и ортопедия", "урология", "акушерство и гинекология", "оториноларингология" обоснованно отнесены к III уровню (подуровень Б).
Иные подразделения оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях имеющих прикрепленное население и не оказывающие о высокотехнологичную медицинскую помощь относятся к II уровню (подуровень А).
В приложении N 6 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2 определен Перечень медицинских организаций (структурный подразделений медицинских организаций), оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара.
Согласно пункту 37 приложения N 6 к решению Комиссии от 27.02..2019 N2 СМКЦ его структурные подразделения отнесены к медицинским организациям I уровня подуровня Б, оказывающим медицинскую помощь в условиях дневного стационара.
В соответствии со статьей 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (часть 1).
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3).
Таким образом, как правильно отметил суд, в силу части 3 статьи 31 Закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь может оказываться как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара, аналогичная возможность предусмотрена и частью 6 статьи 33 названного Закона.
Факт оказания ФГБУЗ СМКЦ им. Семашко ФМБА России медицинской помощи в условиях дневного стационара сторонами не оспаривается.
В связи с этим Учреждение правомерно отнесено к медицинским организациям оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара к I уровню (подуровень А- медицинские организации имеющие прикрепленное население).
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным Учреждением суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 июня 2020 года по делу N А05-6691/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6691/2019
Истец: ФГБУЗ "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства"
Ответчик: Правительство Архангельской области
Третье лицо: Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17403/20
19.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5393/20
01.06.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6691/19
20.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13817/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13817/19
28.08.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7714/19
01.07.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6691/19