город Омск |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А75-6737/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9845/2020) муниципального унитарного предприятия "Сургутские районные электрические сети" муниципального образования Сургутский район на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2020 по делу N А75-6737/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Сургутские районные электрические сети" муниципального образования Сургутский район (ОГРН 1028601680645, ИНН 8617017320, адрес: 628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Сургутский, поселок городского типа Белый Яр, улица Таежная, 3) к контрольно-счетной палате Сургутского района (ОГРН 1108602004785, ИНН 8602170692, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энергетиков, 22, 202) о признании незаконными действий и представления от 28.02.2020 N 2,
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального унитарного предприятия "Сургутские районные электрические сети" муниципального образования Сургутский район - Бутлеровская О.В. по доверенности от 20.12.2019 N 60 сроком действия до 31.12.2020,
в отсутствие представителя контрольно-счетной палаты Сургутского района, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Сургутские районные электрические сети" муниципального образования Сургутский район (далее - заявитель, предприятие, МУП "СРЭС") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к контрольно-счетной палате Сургутского района (далее - заинтересованное лицо, уполномоченный орган, контрольно-счетная палата) о признании незаконным действия при организации проведении контрольных мероприятий и недействительным представления от 28.02.2020 N 2.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2020 по делу N А75-6737/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель указывает, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). К контрольным мероприятиям, проведенным контрольно-счетной палатой в отношении предприятия, подлежат применению нормы Федерального закона N 294-ФЗ. При этом результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Контрольно-счетная палата, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, заявив ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заинтересованного лица. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося представителя уполномоченного органа.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем МУП "СРЭС" поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании пункта 2.2 раздела 2 Плана работы на 2020 год, утвержденного постановлением контрольно-счетной палаты от 27.12.2019 N 9, в период с 15.01.2020 по 26.02.2020 заинтересованным лицом проведена проверка по вопросу полноты поступления в бюджет Сургутского района части прибыли МУП "СРЭС", остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, соблюдения установленного порядка использования муниципального имущества за период 2017 - 2019 годов. По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 19.02.2020.
Контрольно-счетной палатой вынесено представление от 28.02.2020 N 2 с информацией о нарушениях, выявленных в ходе проверки, и сроках их устранения.
Указав на допущенные при проведении проверки грубые нарушения, не оспаривая существа выявленного несоответствия требованиям закона, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем МУП "СРЭС" не согласилось, обратившись в суд апелляционной инстанции с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случае и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законом субъекта Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона N 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", БК РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет полномочие по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также осуществляет иные полномочия внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образована Думой Сургутского района (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ).
По смыслу положений Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Основные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования перечислены в статье 9 Федерального закона N 6-ФЗ, согласно которой муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью v главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
На основании статьи 12 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.
Согласно статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Статьей 266.1 БК РФ в сферу государственного (муниципального) финансового контроля включена деятельность государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется на основании Федерального закона N 6-ФЗ (статья 268.1 БК РФ).
Положениями статьи 17.1 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по муниципальному контролю за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальному контролю за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
По смыслу приведенных положений заинтересованное лицо обладает специальным правовым статусом и является самостоятельным органом местного самоуправления, не входит в структуру администрации Сургутского района и осуществляет внешний муниципальный финансовый контроль согласно БК РФ (статьи 265, 268.1), Федеральному закону N 131-ФЗ (статья 38) и Федеральному закону N 6-ФЗ, который в свою очередь не относится к вопросам местного значения муниципального образования. Специальным законом, подлежащим применению с приоритетом, в отношении правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением контрольных мероприятий, является Федеральный закон N 6-ФЗ, определяющие общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).
Поименованный Федеральный закон вступил в силу с 01.10.2011 в установленном порядке и является обязательным для применения на всей территории Российской Федерации всеми муниципальными образованиями и распространяется на их контрольно-счетные органы, созданные представительным органами местного самоуправления.
На основании части 3.1. статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля - контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере регламентирован положениями раздела 9 главы 26 части 3 БК РФ. Как указано выше, муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счётным органом муниципального образования и при осуществлении полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю органами внешнего муниципального финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 6-ФЗ.
Таким образом, деятельность контрольно-счетной палаты регламентирована специальными нормами, установленными, вопреки доводам апелляционной жалобы, не Федеральным законом N 294-ФЗ. В свою очередь статьей 1 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что таковой регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В рамках внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетными органами не проводятся проверки по оценке соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых им товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В настоящем случае предметом проверки выступило использование средств местного бюджета, а также соблюдение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.
В силу требований статей 2, 6 Федерального закона N 294-ФЗ муниципальный контроль подлежит осуществлению органами местного самоуправления, обладающими полномочиями на осуществление муниципального контроля в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.
Взаимосвязанными положениями статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ и статьи 6 Федерального закона N 6-ФЗ предусматривается возможность определения в муниципальном образовании структуры органов местного самоуправления и наделения какого-либо из таких органов полномочиями по муниципальному контролю.
Согласно статье 34.1 устава Сургутского района администрация Сургутского района является уполномоченным органом на осуществление муниципального контроля.
Постановлением администрации Сургутского района от 30.10.2017 N 3777-нпа "Об утверждении перечня видов муниципального контроля" устанавливается вид муниципального контроля и орган местного самоуправления администрацией Сургутского района в лице уполномоченного отраслевого функционального органа администрации района, к которым не относится Контрольно-счетная палата Сургутского района.
Положениями Федерального закона N 131-ФЗ внешний муниципальный финансовый контроль не включен в перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа или внутригородского района.
С учетом изложенного апелляционный суд отмечает, что оспариваемые МУП "СРЭС" действия контрольно-счетной палаты обоснованно оценены судом первой инстанции как законные.
Самостоятельные основания для признания недействительным представления от 28.02.2020 N 2 уполномоченного органа заявителем не приведены ни на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе, в связи с чем предъявленные МУП "СРЭС" требования в части оспаривания поименованного представления подлежат оставлению без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы. Излишне уплаченная предприятием при обращении в суд апелляционной инстанции государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2020 по делу N А75-6737/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Сургутские районные электрические сети" муниципального образования Сургутский район из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 18.08.2020 N 2424.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6737/2020
Истец: МУП СУРГУТСКИЕ РАЙОННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКИЙ РАЙОН
Ответчик: АНО КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА СУРГУТСКОГО РАЙОНА