г. Хабаровск |
|
19 октября 2020 г. |
А04-5758/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
от администрации города Благовещенска: представитель не явился;
от министерства финансов Амурской области: представитель не явился;
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился;
от управления Федерального казначейства по Амурской области: представитель не явился;
от министерства социальной защиты населения Амурской области: представитель не явился;
от правительства Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства финансов Амурской области
на решение от 11.08.2020
по делу N А04-5758/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению администрации города Благовещенска
к министерству финансов Амурской области
третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, управление Федерального казначейства по Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области, правительство Амурской области
о взыскании 1 954 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Благовещенска обратилась в Арбитражный суд Амурской области о взыскании с министерства финансов Амурской области (далее - минфин АО) 1 954 500 руб. в возмещение убытков, связанных с реализацией Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением от 28.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, управление Федерального казначейства по Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области, правительство Амурской области.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11.08.2020 заявленные администрацией требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, минфин АО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.08.2020 по делу N А04-5758/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Решением Благовещенского городского суда от 21.06.2016 по делу N 2-6704/2016 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить инвалиду Дмитриеву Ярославу Юрьевичу вне очереди по договору социального найма жилое помещение в городе Благовещенске, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам общей площадью не менее 18 кв.м. и дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты площадью не более 15 кв. м.
Из материалов дела следует, что инвалид поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении после 01.01.2005.
Постановлением администрации г.Благовещенска от 18.10.2019 N 3627 Дмитриеву Я.Ю. передано на условиях социального найма жилое помещение, расположенное по адресу : г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, 9 кв. 70, стоимостью 1 952 000 руб. (отчет N 506-19-1 от 27.12.2019). Администрацией оплачено 2 500 руб. - стоимость экспертизы по определению стоимости жилого помещения (муниципальный контракт от 24.12.2019 N 506/19, пл. пор. N 706 от 27.12.2019).
Посчитав, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, в связи с чем субъект Российской Федерации обязан компенсировать расходы муниципального образования город Благовещенск из областного бюджета в полном объеме, администрация обратилась в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленное требование о взыскании убытков.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ). Указанные категории граждан, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н (пункт 4 части 1 статьи 51 и пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Однако содержащееся в Жилищном кодексе Российской Федерации условие о предоставлении жилых помещений гражданам, которые страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации, в данном случае - Амурская область.
Довод жалобы о предоставлении администрации дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности отклоняется, поскольку предоставление дотаций из областного бюджета, с учетом положений главы 16 БК РФ и установленных обстоятельств настоящего дела, не свидетельствует о выделении из бюджета субъекта Российской Федерации денежных средств именно для целей обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Доводы жалобы о том, что спорные расходы подлежат финансированию за счет средств муниципального образования не соответствуют действующему законодательству.
Довод жалобы о том, что при предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, по договору социального найма право муниципальной собственности на это помещение не прекращается, в связи с чем убытки и расходы администрацией не понесены, апелляционным судом отклоняется. Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не ставится в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности.
Незаконное бездействие Амурской области повлекло возникновение у муниципального образования дополнительных бюджетных расходов, в связи с чем суд первой инстанции правомерно взыскал с субъекта Российской Федерации в лице министерства финансов области за счет средств казны Амурской области расходы в сумме 1 954 500 руб.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 11.08.2020 по делу N А04-5758/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5758/2020
Истец: Администрация города Благовещенска
Ответчик: Амурская область в лице министерства финансов Амурской области
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство финансов РФ, Правительство Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области