г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А21-48/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-18972/2020, 13АП-24121/2020) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 17"; Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.2020 по делу N А21-48/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 17"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 17" (далее - ООО "ЖЭК N 17", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания NЖК-2/2689/ЛДВ/27531-ВХ от 22.11.2019 об устранении нарушений лицензионных требований, вынесенного Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, административный орган, заинтересованное лицо).
Решением от 25.05.2020 Арбитражный суд Калининградской области заявленные требования удовлетворил частично, признал недействительным пункт 7 предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области N ЖК-2/2689/ЛДВ/27531-вх об устранении нарушений лицензионных требований от 22.11.2019. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 25.05.2020 отменить, ссылаясь на то, что нарушения, изложенные в предписании от 22.11.2019 отражены в акте проверки от 19.11.2019 частично, пункты 5,8,9 предписания в акте не отражены. Кроме того в предписании отсутствует подпись должностного лица, выдавшего предписание, консультанта Лугового Д.В. В предписании и акте проверки указан неверно адрес Общества.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда от 25.05.2020 отменить, ссылаясь на то, что выполнение требований пункта 7 предписания подтверждает законность требования, в связи, с чем оснований для его отмены отсутствовали.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, На основании обращения собственника помещения в спорном МКД согласно приказу Министра регионального контроля (надзора) Серой Е.Б. N ЖК-5827/пр от 13.11.2019 Министерством 19.11.2019 проведена внеплановая выездная проверка Общества, целью которой являлось проверка доводов обращения жильца, проживающего в спорном МКД по вопросу содержания общего имущества и исполнения договора управления спорным многоквартирным домом.
В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований, требований Жилищного кодекса Российской Федерации, "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N ЖК-1/5627/пр/ЛДВ от 19.11.2019.
Министерством Обществу выдано предписание N ЖК-2/2689/ЛДВ/27531-вх от 22.11.2019 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, в соответствии с которым 000 "ЖЭК N17" предписано в срок до 25.04.2020:
- выполнить текущий ремонт лестничных клеток МКД Калининград, пр. Мира д. 121 (п. 3.2.8, 3.2.9 Правил N 170);
* выполнить работы по очистке чердачного помещения от голубиного помета МКД Калининград, пр. Мира д. 121 (п. 3.3.1 Правил N 170);
* организовать систематическое наблюдение за трещиной торцевой стены подъезда МКД Калининград, пр. Мира д. 121с помощью маяков. В случае увеличения деформации следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации. При стабилизации трещину заделать (п. 4.2.1.14 Правил N 170);
* провести проверки вентканалов и дымоходов МКД, в полном объеме выполнить работы по восстановлению работоспособности вентканалов и дымоходов в кв. 3 МКД Калининград пр. Мира д. 121 (п. 5.5.12 Правил N 170);
- выполнить работы по ремонту и окрашиванию оконных блоков, лестничных клеток МКД Калининград пр. Мира д. 121(п. 4.7.2 Правил N 170);
- выполнить работы по установке фурнитуры оконных блоков, очистке оконных заполнений лестничных клеток МКД Калининград пр. Мира д. 121 (п. 4.8.14 Правил N 170);
- выполнить работы по дератизации подвальных помещений МКД Калининград пр. Мира д. 121(п. 3.4.8 Правил N 170);
- выполнить работы по ремонту отмостки в местах разрушений МКД Калининград пр. Мира д. 121(п. 4.1.7 Правил N 170);
- принять меры к устранению нарушений требований жилищного законодательства в части использования общего имущества собственников помещений МКД, а именно самовольной установки ограждения в районе пожарной лестницы МКД Калининград пр. Мира д. 121(п. 3.5.8 Правил N 170).
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения в связи со следующим.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Внеплановая выездная проверка соблюдения заявителем требований жилищного законодательства проведена Министерством с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных, частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что акт проверки N ЖК-1/5627/пр/ЛДВ от 19.11.2019 подписан лицом, проводившим проверку, и вручен под роспись представителю Общества, присутствующему при проведении проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
ООО "ЖЭК N 17" осуществляет управление МКД N 121 по пр. Мира г. Калининграда на основании протокола общего собрания собственников помещений N 25 от 03.09.2019 и договора управления N 185 от 01.09.2019.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями. В данном документе перечислены мероприятия по содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны соответствовать конструкции этого дома.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Раздел II Правил N 170 дает определение организации технического обслуживания и текущего ремонта жилого фонда.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
С учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества применительно к целям ч.1 ст. 161 ЖК РФ, управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований по содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указанные в них параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.2010 N 6464/10 указывается на то, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать (пункт 4.2.1.14 Правил N 170).
Факт допущенных Обществом нарушений подтверждается материалами дела, а именно: обращением жителя дома, актом проверки N ЖК-1/5827/пр/ЛДВ от 19.11.2019.
Судом первой инстанции установлено, что представитель Общества присутствовал на проверке, однако пояснения либо документы подтверждающие наличие систематического наблюдения за трещиной на доме, представлены не были представлены, как и возражения в отношении акта проверки.
Правилами N 170 установлена обязанность управляющей компании устранять по мере выявления повреждения стен дома, козырьков, срочные меры по предупреждению их дальнейшей деформации.
Непринятие своевременных мер по устранению таких повреждений стен дома, способствует развитию их развитию, создает угрозу разрушения, и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
Следовательно, в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома), имущества граждан, Общество обязано было принять срочные меры по устранению выявленных повреждений в рамках аварийно-восстановительных работ, осуществить текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик дома.
Из материалов дела следует, что Общество приступило к устранению нарушений, что свидетельствует о добровольном исполнении предписания.
Неисправности заполнений оконных проемов: неплотности по периметру оконных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.2 Правил N 170).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 13 Минимального перечня N 290 перечислен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, к числу которых отнесены проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Довод Общества о том, что на момент проверки окна на лестничной клетке окрашены и находятся в исправном состоянии, материалами дела не подтвержден.
Выявление Департаментом в ходе проведения внеплановой проверки нарушений требований действующего жилищного законодательства, подтверждаются обращением гражданина, послужившего поводом для инициирования проверочных мероприятий в отношении Общества, и актом проверки.
В соответствии с пунктом 4.8.14 Правил N 170 на лестничных клетках: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка); должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание подоконников -не реже одного раза в пять дней.
Довод заявителя о неисполнимости предписания в виду не указания конкретных работ не соответствует действительности, поскольку субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания
В случае неясности или невозможности выполнения предписания в установленный срок заявитель не лишен возможности обратиться в Министерство с заявлением о разъяснении способа исполнения предписания, продлении срока исполнения.
Доказательств того, что заявитель обращался в Министерство с указанным заявлением, материалы дела не содержат.
Относительно пунктов 7,9 оспариваемого предписания судом установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия указанных лиц, а также отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных данным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований. Отсутствие уведомления о проведении проверки, непредставление акта проверки является грубыми нарушениями, влекущими недействительность результатов проверки.
Указанные нарушения при проверке (отсутствует подпись инспектора в акте, указан неверный адрес Общества) не является грубым нарушением при проведении проверки и не соответствует действительности.
Акт проверки был вручен под роспись представителю Общества присутствующему на проверке, адрес Общества указанный в документах Министерства и на сайте dom.gosuslugi.ru: Калининград, ул. Глазунова, 9, адрес места нахождения 236010, Калининградская обл., г Калининград, пр-кт Победы, д. 70. Акт проверки подписан лицом проводившим проверку
В подтверждение проведения работ по дератизации подвальных помещений специализированной организацией ООО "Балтдезвервис" Обществом представлен акт от 11.11.2019 на проведение обработки против грызунов и приложение к акту с указанием жилого дома N 121 по пр. Мира г. Калининграда.
Таким образом материалами дела подтверждается соблюдение заявителем периодичности оказания услуг по дератизации подвального помещения многоквартирного дома N 121 по пр. Мира г. Калининграда.
Учитывая, что факт нарушения Обществом положений пункта 3.4.8 Постановления Госстроя от 27.09.2003 N 170 Министерством не подтвержден, суд первой инстанции обоснованно признал требование предписания в части пункта 7 незаконным
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены решения Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.202о по делу N А21-48/2020 не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.2020 по делу N А21-48/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-48/2020
Истец: ООО "ЖЭК N 17"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области