г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А21-12568/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22706/2020) ООО "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2020 по делу N А21-12568/2019, принятое
по иску ОАО "Янтарьэнергосбыт"
к ООО "Жилкомсервис"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - истец, АО "Янтарьэнергосбыт", гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" (далее - ответчик, ООО "ЖилКомСервис", управляющая организация, исполнитель) 355 967 рублей 19 копеек задолженности за электрическую энергию, потребленную в мае 2019, 30 921 рубля 34 копеек пени за просрочку оплаты с 19.06.2019 по 05.04.2020.
Решением суда от 06.07.2020 с общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" в пользу акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" взысканы 274 964 рубля 93 копейки задолженности за электроэнергию, 23 884 рубля 62 копейки пени, 8 491 рубль государственной пошлины, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖилКомСервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании основного долга в размере 106 200 рублей 31 копейкиа и пени в этой части.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Представленные истцом в материалы дела документы по согласованию мест установки общедомовых приборов учета, свидетельствуют о несоблюдении истцом порядка, предусмотренного пунктом 150 Основных положений N 442, следовательно, отсутствовали основания, предусмотренные п. 150 Основных положений N 442 для установки прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства.
В отношении МКД приборы учета электроэнергии которых установлены за их пределами на опорах линий электропередачи для определения объёма поставленной электрической энергии должен применяться расчетный метод в соответствии с нормативами потребления, таким образом, к взысканию с ответчика не подлежит сумма в размере 106 200 рублей 31 копейка.
12.10.2020 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от АО "Янтарьэнергосбыт" поступил отзыв на апелляционную жалобу ООО "ЖилКомСервис", в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
15.10.2020 лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, АО "Янтарьэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области, оказывает услуги по поставке электроэнергии потребителям.
На основании результатов конкурса, проведенного в соответствии с постановлением администрации Неманского городского округа от 12.12.2017 N 1156 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа", ООО "ЖилКомСервис" выбрано управляющей организацией многоквартирными домами (далее - МКД), расположенными на территории Неманского городского округа.
Согласно приказу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 25.04.2018 N 1812 "О внесении изменений в реестр лицензии Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Приказ от 25.04.2018 N 1812) МКД, расположенные на территории Неманского городского округа, включены в перечень МКД, управление которыми осуществляет Общество.
20.03.2018 между АО "Янтарьэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО "ЖилКомСервис" (исполнитель) был заключен договор энергоснабжения N 322700003 (далее - договор N 322700003), в соответствии с пунктом 1.1. которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии (мощности) и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом поставки электрической энергии, исполнителю для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) оказания собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения.
В подпункте 3.1.1. названного договора исполнитель обязался своевременно оплачивать принятый объем электрической энергии на условиях, определенных настоящим договором. В приложении N 2 к спорному договору указаны точки поставки.
Порядок определения объемов электрической энергии (мощности) определен в разделе 5 договора N 322700003.
Пунктом 5.5. установлено, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрооборудования Исполнителя, то объем отпущенной исполнителю электрической энергии корректируется на величину нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрооборудования Исполнителя до места установки расчетного прибора учета.
При подписании договора разногласия по данному пункту ответчиком не были предоставлены в установленный срок.
Согласно пункту 9.1. указанного договора настоящий договор вступил в силу с момента его подписания сторонами и распространил свое действие на отношения, возникшие с 01.03.2018, но не ранее даты, с которой у исполнителя возникает обязанность предоставлять коммунальную услугу электроснабжения.
Расчетным периодом является календарный месяц. Окончательный расчет за фактическое потребление электрической энергии (мощности) в расчетном месяце производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика до 15-го числа месяца, следующего за расчетным (пункты 6.5, 6.6 Договора).
АО "Янтарьэнергосбыт" в мае 2019 поставилр в МКД, находящиеся в управлении ООО "ЖилКомСервис", электроэнергию на 504 597 рублей 76 копеек, направила для оплаты счет-фактуру от 31.05.2019 N 3/052019/000056, ведомость электропотребления.
В связи с тем, что ООО "ЖилКомСервис" обязательство по оплате потребленной электрической энергии исполнило частично, а именно: оплачено 148532 рубля 65 копеек, претензию АО "Янтарьэнергосбыт" от 25.06.2019 оставило без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Истец просил взыскать с ответчика 355 967 рублей 19 копеек основного долга и 30 921 рубль 34 копеек пени, начисленных с 19.06.2019 по 05.04.2020 по ставке рефинансирования 4,5%.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению МКД понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД.
Частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что МКД может управляться только одной управляющей организацией.
Пунктом 148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442), в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, не расположен на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов, объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. Расчет величины потерь в таком случае осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Таким образом, названное положение законодательства допускает установку приборов учета не на границе балансовой принадлежности сторон. Кроме этого в нем предусмотрен способ защиты их прав сторон договора в данном случае, а именно корректировка поставленного количества электроэнергии на величину нормативных потерь. Необходимо также принимать во внимание назначение коллективных (общедомовых) приборов, которое состоит в определении количества коммунального ресурса, потребленного многоквартирным домом (домами) в целом.
Исполнитель обязуется своевременно оплачивать принятый объем электрической энергии на условиях, определенных настоящим договором. В приложении N 2 к Договору указаны точки поставки. Порядок определения объемов электрической энергии (мощности) определен в разделе 5 договора.
Ответчик без разногласий подписал договор N 322700003, пунктом 5.5. которого предусмотрено, что если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрооборудования Исполнителя, то объем отпущенной исполнителю электрической энергии корректируется на величину нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрооборудования исполнителя до места установки расчетного прибора учета. Разногласий по данному пункту со стороны Ответчика не были предоставлены в установленный срок.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пунктам 5, 12 статьи 13 указанного Закона до 01.07.2013 в отношении жилых и многоквартирных домов организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу (в частности, гарантирующий поставщик или сетевая организация), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета электрической энергии объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно- технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В данном случае, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов данная обязанность исполнена не была, сетевой организацией своими силами и за свой счет были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета (в соответствии с требованиями раздела X Основных положений N Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Учитывая, что приборы учета были установлены силами сетевой организации и за ее счет, такие коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии находятся в собственности установившей их сетевой организации.
В соответствии с пунктом 150 названных Основных положений в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности). объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
В соответствии с указанным пунктом сетевая организация в лице АО "Янтарьэнерго" выполнила свои действия, что подтверждается материалами настоящего дела.
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определено, что коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
На основании пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии входит в состав общего имущества в многоквартирном доме только в том случае, если прибор учета был установлен за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания подпункта "д" пункта 34 Правил N 354 следует, что действующее законодательство не исключает возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета иными лицами (не собственниками помещений в МКД).
Кроме того, пунктом 145 Основных положений N 442 предусмотрены случаи, когда прибор учета, используемый в расчетах за потребленную электроэнергию (расчетный прибор учета), не находится в собственности владельца энергоснабжаемого объекта, а принадлежит третьему лицу, и данное обстоятельство не препятствует для применения его показаний в расчетах.
Таким образом, коллективные (общедомовые) приборы учета могут быть установлены сетевой организацией с целью надлежащего учета потребленной МКД электроэнергии. Для использования их показаний при расчете объема потребленной на ОДН электроэнергии не обязательно нахождение таких приборов учета в собственности владельцев помещений в многоквартирном доме.
Довод ответчика о необходимости исключения из расчета многоквартирных домов, коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии в которых расположены не на границе балансовой принадлежности, несостоятелен в силу следующего.
Согласно пункту 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, смежных субъектов розничного рынка, При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих Устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Ответчик документально не подтвердил, что собственниками спорных МКД решен вопрос об установке ОДПУ в МКД. Из материалов дела не следует, что управляющая организация обращалась в сетевую компанию по вопросу об изменении установленных границ или изменения места установки приборов учета, в то время как обязанность по оснащению МКД приборами учета, в случае если собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома выбрана управляющая организация, лежит на управляющей организации.
Данные приборы приняты в качестве коммерческого учета (расчетных приборов учета) и являются коллективными (общедомовыми) приборами учета спорных многоквартирных домов.
Сама по себе установка коллективного (общедомового) прибора учета не на границе балансовой принадлежности внутри домовых сетей многоквартирного дома и объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (при наличии согласованной величины потерь) не противоречит нормам действующего законодательства, такой прибор учета может быть использован в расчетах за потребленный коммунальный ресурс.
Пункт 144 Основных положений N 442 допускает при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Из материалов дела следует, что к установке приборов учета АО "Янтарьэнерго" у ответчика не имелось какие-либо замечаний. Ответчик не заявлял каких-либо возражений по приборам учета вплоть до рассмотрения настоящего дела.
В расчете истца использованы данные об объеме электроэнергии, переданной из сети сетевой организации во внутридомовые сети многоквартирных домов и сведения об индивидуальных приборах учета. Расчет произведен в соответствии с пунктом 21(1) правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 К° 124, на основании показаний общедомовых приборов учета за расчетный период (расчетный месяц) за минусом объема потерь электроэнергии в линии от стены МКД до опоры воздушной линии, что отражено с расшифровками в представленной Ведомости электропотребления за май 2019 года.
Истец пояснил, что объем поставленной электрической энергии в отношении многоквартирных домов, находящихся в г. Неман: ул. Победы, 3, 5, 15, 64, 92, 96, 109, 123, ул. Вокзальная, д. 11а, ул. Луговая, д. 1, ул. Гагарина, д. 3, Красноармейская ул., д. 30, ул. Советская, д. 8, 43а, 53, ул. Красина, д. 1, Черняховского, д. 11, 13, корректируется ежемесячно на величину потерь, согласно Ведомости энергопотребления, приложенной к исковому заявлению.
Данное утверждение гарантирующего поставщика ответчиком документально не опровергнуто.
Исходя из указанного выше, коллегия судей пришла к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2020 по делу N А21-12568/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12568/2019
Истец: ОАО "Янтарьэнергосбыт"
Ответчик: ООО "Жилкомсервис"