город Омск |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А75-6492/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9099/2020) общества с ограниченной ответственностью "Центр микрохирургии глаза "Визус-1" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.07.2020 по делу N А75-6492/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр микрохирургии глаза "Визус-1" (ИНН 8901029810, ОГРН 1158901000543, 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Зои Космодемьянской, д. 59) к Службе по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8601004325, ОГРН 1028600507968, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Карла Маркса, 30) о признании недействительным решения, оформленного уведомлением от 20.01.2020 N 2-Исх-108,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Центр микрохирургии глаза "Визус-1" - Петрова Лариса Анатольевна (по доверенности от 06.10.2020 сроком действия три года); Бесараб Татьяна Алексеевна (по доверенности N 1 от 20.06.2020 сроком действия один год);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Центр микрохирургии глаза "Визус- 1" (далее - ООО Центр микрохирургии глаза "Визус-1", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Служба) о признании недействительным решения, оформленного уведомлением от 20.01.2020 N 2-Исх-108.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.07.2020 по делу N А75-6492/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО Центр микрохирургии глаза "Визус-1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы податель ссылается на то, что нормами действующего законодательства предусмотрен запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до момента её переоформления в установленном порядке. Каких-либо исключений при осуществлении первичной медико-санитарной помощи с использованием передвижного медицинского комплекса не предусмотрено. ООО "Центр микрохирургии глаза "Визус-1" полагает, что отказ Службы в переоформлении лицензии, а именно, внесение сведений о месте осуществлении деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, нарушает права заявителя и является незаконным.
На апелляционную жалобу Общества от Службы поступил отзыв, согласно которому административный орган просит оставить жалобу без удовлетворения.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ООО "Центр микрохирургии глаза "Визус-1" поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей Общества, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО Центр микрохирургии глаза "Визус-1" в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Федеральный закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) обладает лицензией от 12.07.2019 N ЛО89-01-001214 на осуществление медицинской деятельности согласно приложениям (л. д. 10-13):
N 1 - оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, при оказании первичной специализированной в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара - в том числе по офтальмологии, и при проведении медосмотров, медосвидетельствований и экспертиз, с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59;
N 2 - оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара - в том числе по офтальмологии, в стационарных условиях - в том числе по офтальмологии, и при проведении медосмотров и медэкспертиз с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Мира, дом 39;
N 3 - оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях - в том числе по офтальмологии, с указанием места осуществления лицензируемого вида деятельности: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59, "МЛПК "Диагностика", расположенный на шасси "КАМАЗ" 65117-N 3, идентификационный номер (VIN) ХТС651173В1215288".
05.09.2019 ООО Центр микрохирургии глаза "Визус-1" обратилось в Службу с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности с намерением осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, с использованием мобильного лечебно-профилактического комплекса "Диагностика" (далее - МЛПК "Диагностика") на территории ХМАО-Югры.
Уведомлением от 09.09.2019 N 29-исх-1799 Обществу предложено в тридцатидневный срок должным образом оформить заявление и представить копии документов, подтверждающих соответствие лицензионным требованиям (л. д. 14-15).
Так, в уведомлении от 09.09.2019 N 29-исх-1799 Служба указала, что в заявлении отсутствует дата его подписания, а также указала на отсутствие сведений:
- о наличии выданного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
- о наличии у работника, представленного для выполнения заявленных работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью, подготовки в интернатуре/ординатуре - несоблюдение части 3, части статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Нарушения предложено устранить в тридцатидневный срок.
ООО Центр микрохирургии глаза "Визус-1" 16.01.2020 повторно направило заявление о переоформлении лицензии, приложив документы (л. д. 25-26).
Служба уведомлением от 20.01.2020 N 29-Исх-108 отказала заявителю в переоформлении лицензии в связи с неправильным оформлением заявления (том 1 л.д. 59-61). Заинтересованное лицо указало, что Обществом не указан адрес места осуществления медицинской деятельности, а также отметило, что в силу пункта 8 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ к месту осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, относится объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, который имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Представленный же Обществом МЛПК "Диагностика" в соответствии с Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее по тексту - Приказ Минздрава от 06.06.2012 N 4н) является медицинским изделием (регистрационное удостоверение от 18.04.2011 N ФСР 2011/10124) и не отвечает требованиям подпункта "а" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).
Полагая, что вынесенное решение об отказе в переоформлении лицензии является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
07.07.2020 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, которое обжалуется Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Под местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании в лицензию, в том числе, включаются сведения об адресе места нахождения лицензиата и адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 1 статьи 18 указанного Закона лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адреса места нахождения юридического лица и адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (часть 2 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ).
Частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании предусмотрено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно части 8 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ в случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
Указанное правовое регулирование позволяет прийти к выводу о том, что в лицензии в обязательном порядке должен быть указан адрес места осуществления деятельности.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "Центр микрохирургии глаза "Визус-1" обладает лицензией от 12.07.2019 N ЛО89-01-001214 на осуществление медицинской деятельности по оказанию первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в том числе, по офтальмологии.
Согласно данным лицензии от 12.07.2019 N ЛО89-01-001214 местом осуществления лицензируемого вида деятельности указано: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59, "МЛПК "Диагностика", расположенный на шасси "КАМАЗ" 65117-N 3, идентификационный номер (VIN) ХТС651173В1215288.
05.09.2019 ООО Центр микрохирургии глаза "Визус-1" обратилось в Службу с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности с намерением осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, с использованием МЛПК "Диагностика" на территории ХМАО-Югры.
Уведомлением от 20.01.2020 N 29-Исх-108 Служба отказала заявителю в переоформлении лицензии в связи с неправильным оформлением заявления, указав, что Обществом не указан адрес места осуществления медицинской деятельности, указание "на территории ХМАО-Югры" не соответствует требования пункта 8 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ, в силу которого местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, относится объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, который имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Административный орган расценил, что МЛПК "Диагностика" является медицинским изделием и не отвечает требованиям подпункта "а" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в силу чего заявление Общества не может быть удовлетворено.
В апелляционной жалобе ООО "Центр микрохирургии глаза "Визус-1" настаивает на том, что нормами действующего законодательства предусмотрен запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до момента её переоформления в установленном порядке. Каких-либо исключений при осуществлении первичной медико-санитарной помощи с использованием передвижного медицинского комплекса не предусмотрено.
Судебная коллегия полагает позицию заявителя ошибочной по следующим мотивам.
Из положений пункта 8 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ следует, что под местом осуществления понимается не просто объект, а место, имеющее почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать данные, что корреспондирует с положением подпункта "а" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, устанавливающим в качестве лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Как правомерно указано административным органом, спорный МЛПК "Диагностика" согласно статье 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н, является медицинским изделием (изделием медицинской техники), что подтверждается регистрационным удостоверением N ФСР 2011/10124 от 18.04.2011.
Таким образом, оборудование, при помощи которого осуществляется оказание услуг, а именно МЛПК "Диагностика" местом осуществления лицензируемого вида деятельности не является.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, которым предусмотрено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1-27 к настоящему Положению.
Приложением N 8 утверждены Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады, которыми предусмотрено, что мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
Состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни). В состав мобильной медицинской бригады по согласованию могут включаться медицинские работники других медицинских организаций.
Мобильная медицинская бригада обеспечивается транспортными средствами, в том числе специальными, оснащается медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными средствами, необходимыми для оказания медицинской помощи населению в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, учебно-методическими пособиями и санитарно-просветительной литературой.
Таким образом, анализ положений указанных Правил в совокупности с Положением о лицензировании медицинской деятельности свидетельствует о том, что осуществляя деятельность с использованием МЛПК "Диагностика", лицензиат должен иметь стационарное (постоянное) место осуществления медицинской деятельности, а мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), из которой осуществляется выезд мобильной медицинской бригады.
Из лицензии от 12.07.2019 N ЛО89-01-001214 следует, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности указано: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59.
Вопреки утверждению ООО "Центр микрохирургии глаза "Визус-1", Общество не ограничено в оказании медицинских услуг с использованием МЛПК "Диагностика" исключительно адресом, указанным в лицензии, поскольку данный вывод противоречит предназначению мобильных лечебно-профилактических комплексов, целью которых является оказание медико-санитарной помощи населению в труднодоступных местах и удаленных районах.
Лицензирование адресов фактического оказания разовых медицинских услуг на выезде, на которые планируется выезд мобильных медицинских бригад, законом не предусмотрено.
В силу вышеизложенного, отказ Службы, выраженный в уведомлении от 20.01.2020 N 2-Исх-108, является законным и обоснованным, прав заявителя не нарушает.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Службы соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр микрохирургии глаза "Визус-1" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.07.2020 по делу N А75-6492/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6492/2020
Истец: ООО ЦЕНТР МИКРОХИРУРГИИ ГЛАЗА "ВИЗУС-1"
Ответчик: СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ